In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на сентябрь
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Мария Львова
«Вечерний клуб», 3.10.2002

Игра в Клеопатру

В Москве появился еще один спектакль, на который невозможно попасть. И он снова вышел в «Мастерской Фоменко». Первые показы «Египетских ночей» прошли тихо-тихо, в июльские дни семидесятилетнего юбилея Петра Наумовича. Теперь — официальная премьера, а на днях театр уезжает на долгие, почти трехмесячные гастроли, сначала во Францию и Испанию, затем в Японию. Немногие счастливцы, уже успевшие увидеть «опыт театрального сочинения» — так определен жанр «Египетских ночей» — могут рассказывать-хвастаться знакомым, остальным остается дожидаться возвращения труппы на родину и заранее заказывать билеты. Уверяю вас, того стоит. 

К этому представлению можно придумать массу эпитетов: изящный, изощренный, ироничный, изысканный. Можно пересказать каждый эпизод в отдельности: озорная девчонка, играющая в царицу Клеопатру, влезает на две стопки книг, неловко шагает на них — получаются античные котурны; чопорные светские дамы внезапно расстегивают лифы своих шуршащих платьев, выскальзывают из неимоверно широких кринолинов, будто цыплята вылупляются. Можно подвести сложную теоретическую основу — проанализировать, откуда у режиссера Фоменко взялся такой взгляд на Пушкина, такие игриво-семейные и при этом уважительные взаимоотношения с его произведениями. Можно также долго и восторженно рассуждать про актеров, про то, как им удается быть такими неожиданно новыми и снова столь завораживающе узнаваемыми? Но вряд ли что-либо из этого в хоть сколько-нибудь полной мере передаст зрительское ощущение от спектакля, объяснит, откуда взялась эта легкость, воздушность, и вместе с тем насыщенность сценического текста, сценической жизни.
«Египетские ночи» Мастерской сочинены из кусочков пушкинского текста — из повести, отрывков, набросков, стихотворений, неоконченной поэмы; из пушкинских персонажей, пушкинского духа и — фрагментов поэмы Валерия Брюсова. Соткан эфемерный сюжет: театр будто импровизирует на тему светского общества из пушкинских произведений, которое в свою очередь импровизирует на тему пушкинско-брюсовской Клеопатры. Актеры играючи превращаются из одного героя в другого, то резко, без оглядки — сбрасывая платья, распуская волосы, то демонстративно неторопливо и будто «понарошку». Дирижирует всем этим Импровизатор (Карэн Бадалов) — загадочный итальянец, прибывший в Россию на заработки. Его таинственный поэтический дар пробуждает к жизни игру в Клеопатру.
Некрасивая Графиня К. (Полина Агуреева) вместе с платьем освободившись от облика дамы, оборачивается юрким бесенком, «Такой дрянью». Так поэт Чарский (Андрей Щенников) называет свое вдохновение, «Дрянь»-муза подставляет корсаж под поэтическое перо — чернильница. Эффектная Наталья Курдюбова — новобранец Мастерской — из светской львицы Княгини D. преображается в змееподобную «Молву». У новой актрисы театра чудесный голос с густой бархатной оттяжечкой, инфернально яркая внешность, по-цирковому гибкое тело. Полная противоположность ей — звенящая и хрупкая, фарфоровая Полина Кутепова — скучающая вдовушка Вольская, которая со страстью принимает на себя роль египетской царицы, продающей ночь своей любви за жизнь любовника. Женщины Мастерской с легкостью предстают обольстительными и поразительно не боятся показаться некрасивыми.
История Клеопатры рассказана словами поэмы Брюсова — иллюстративными, пышными строфами. Режиссер вместе с актерами будто забавляются, сочиняя эпизоды с храпящим любовником или любовником умничающим, малейшие пробежки или диалоги героев, внезапные арии или пируэты. В этих забавах — легкомысленное остроумие, неожиданное нанизывание ассоциаций, высокое целомудрие и утонченная игра в развращенность. А все вместе — немыслимо красиво и радостно.


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100