|
«Итоги», 1.10.2002 Прогулки с ПушкинымВ театре «Мастерская Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Египетские ночи» по произведениям Пушкина и БрюсоваО спектаклях Петра Фоменко давно уже тянет писать возвышенно и пафосно, а между тем внешне они совершенно просты и бесхитростны. В этой простоте, однако, и есть главная тайна фоменковских сочинений. Так иногда фокусник показывает свой фокус и вдруг сообщает, что сейчас он снова повторит его, чтобы все поняли, в чем тут секрет. Доверчивая публика открывает пошире глаза, стараясь не пропустить ни мгновения. Фокусник держит слово, показывает свои чудеса медленно, а потом абсолютно серьезно спрашивает: ну, теперь понятно? И все смеются, радуясь тому, что их одурачили. И даже критики, по долгу службы обязанные разгадывать профессиональные секреты, отступают перед этой невыносимой смесью легкости, нравоучения, печали и откровенного лицедейства, выписывая раз от раза одни и те же слова: прелестно, неуловимо, воздушно и светло. А кто-то, наверное, и раздражается от такого однообразия, строго вопрошая: «И где же смысл? Где крупные мысли, приличествующие большому художнику?» Впрочем, чему тут удивляться, — говорят, и Пушкина современники упрекали в том же. Мол, жил, шутя и играя, и умер, заигравшись слишком сильно. Вот, например, Баратынский, разбирающий бумаги покойного поэта, искренне удивлялся: «Можешь себе представить, что меня больше всего изумляет во всех этих письмах? Обилие мыслей! Пушкин — мыслитель! Можно ли было ожидать?» Ну и к чему тут, спросите вы, Пушкин? Да вот к чему: кажется, трудно найти более близкого Фоменко художника. Тут, знаете ли, все сошлось. И уже набившая оскомину легкость, и любовь к розыгрышам и представлениям, и потаенная тоска, и внезапное, из шуток и веселья возникающее пророческое знание. Новый спектакль Фоменко составлен из сцен, этюдов и эпизодов (именно так написано в программке) — повесть и неоконченная поэма Пушкина «Египетские ночи», его же наброски, стихотворения разных лет и фрагменты поэмы В. Брюсова «Египетские ночи». На наших глазах из этих клочков недоговоренного, из хаоса обрывков складывается цельное, на первый взгляд веселое и удивительно нежное театральное сочинение. Выходят все в черном, чопорные и светские, берут в руки тающие свечки и, перебивая друг друга, бормочут стихи: «я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу» (видите — и тут про смысл!), «поговорим о странностях любви, другого я не мыслю разговора?» — не договаривают фразу, садятся на место, внезапно вспыхивают и вновь начинают сначала. Зинаида Вольская (Полина Кутепова), многозначительная и трепетная. Княгиня D. (Наталья Курдюбова), хозяйка салона, засохшая от собственной едкости. Графиня К. (Полина Агуреева), пугливая и наивная, как деревенская барышня. Эстет Вершнев (Илья Любимов), не к месту вскакивающий с ударной фразой: «Когда я был во Флоренции?» Демонстративно тоскующий в углу у колонны молодой человек по имени Алексей Иванович (Павел Баршак). Сочинитель Чарский (Андрей Щенников), тяготящийся своей зависимостью от легкомысленного вдохновения. Молчаливый генерал в отставке Сорохтин (Алексей Колубков), к месту и не к месту вздыхающий: «Ах, Пушкин, Пушкин!» Зато весьма к месту оказался синьор Пиндемонти, он же Импровизатор, престранный тощий господин со взором печальным, кудрями до плеч и драными штанами. Карэн Бадалов отлично играет этого чужака-итальянца, летающего по тесному пространству маленького зальчика так, будто ему неведомы законы земного притяжения. Собственно, с его приходом и начинается самое интересное. Холодно любопытствующая публика пишет на бумажках темы для импровизаций, порывистая ручка в черной перчатке вытаскивает одну наугад — «Клеопатра и ее любовники». И все завертелось. Барышни освобождаются от тесных корсетов и пышных юбок, молодые люди решительным жестом скидывают рубашки. Худенькая рыжеволосая красавица Клеопатра (все та же Полина Кутепова) бросила отчаянный вызов мужскому роду и предложила купить у нее ночь любви ценою собственной жизни. Решились трое — суровый воин Флавий, он же генерал Сорохтин, всезнайка и эстет Критон, он же Вершнев, и молодой человек, тот самый, нарочито грустивший весь спектакль у колонны. Буйство страсти изображается уморительно смешно под красными развевающимися полотнищами, Клеопатра влезает на котурны, составленные из книг (надо думать, сочинения г-на Пушкина), вприпрыжку порхает по сцене, постреливая глазами в публику, а только в какой-то совсем неуловимый момент становится не то чтобы грустно, но как-то явно не по себе. Нет-нет, совсем не тогда, когда взмахами гусиных перьев рубятся головы отважных любовников. А вот когда Клеопатра, не знающая свободы, искавшая страсти и испугавшаяся ее, захлебываясь стихом, оплакивает своего самого юного любовника, тут-то и начинает щемить сердце и покалывать в глазах не пойми отчего. Полине Кутеповой поразительным образом удался именно этот, трудно уловимый, переход — от шутливой игры к внезапному прозрению. На самом деле у Фоменко (и у Пушкина тоже) всегда так — вроде смешно, смешно, все летит, играется и перевертывается с ног на голову, а потом вдруг раз — и ты трезвеешь, прочувствовав мысль, отнюдь не такую светлую, как принято думать. Так было и в «Одной абсолютно счастливой деревне», и в «Семейном счастье», и в «Войне и мире». Так и в «Египетских ночах». Фоменко в этом спектакле играет с Пушкиным, играет в Пушкина и открывает Пушкина, даря его своим на редкость чутким актерам и публике (она тоже в этом театре кажется какой-то особенной) как дорогой подарок. «А что вы думаете об условиях Клеопатры?» — спрашивают друг у друга персонажи недописанной пушкинской прозы. И не дают ответа. Надо думать, цена за минуты счастья слишком велика. И как тут не вспомнить известного народу классика, написавшего: «Идите в театр и умрите в нем», а потом добавившего: «Если сможете». Все дело, собственно говоря, в этом уточнении.
Последние статьи о театре- Рядовая Лебедушкин хочет к маме, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.12.2002
- Пролетая над гнездом, «Итоги», 23.12.2002
- Наряд вне очереди, Олег Зинцов, «Ведомости», 23.12.2002
- Мотылек в камуфляже как мимикрия современности, Екатерина Васенина, «Новая газета», 23.12.2002
- Рядовая Лебедушкин нашел Отелло в казарме, Дуня Войницкая, «Комсомольская правда», 21.12.2002
- Крылышками бяк-бяк-бяк, Артур Соломонов, «Газета», 20.12.2002
- Спасти рядового Лебедушкина, Марина Давыдова, «Время новостей», 20.12.2002
- Один барабан, две трубы?, Ирина Корнеева, «Время МН», 19.12.2002
- Ангельский способ откосить от армии, Алексей Филиппов, «Известия», 19.12.2002
- Неуставное отношение к театру, Роман Должанский, «Коммерсант», 19.12.2002
- Военно-полевой роман, Елена Ямпольская, «Новые Известия», 19.12.2002
- Попытка полета, Алена Карась, «Российская газета», 19.12.2002
- Египетские ночи, «Pulse», 12.2002
- Чертог сиял, Глеб Ситковский, «Алфавит», 21.11.2002
- Homo ludens, Ольга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Египетские ночи, Елена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по Пушкину, Нина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Под солнцем Александра, Марина Давыдова, «Консерватор», 4.10.2002
- Игра в Клеопатру, Мария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Прогулки с Пушкиным, «Итоги», 1.10.2002
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |