|
«Итоги», 2.07.2002 Гость из прошлогоРежиссер Иван Поповски внезапно возник из небытия и поставил в «Мастерской Петра Фоменко» «Отравленную тунику» Николая ГумилеваОдиннадцать лет назад ученик Фоменко македонец Иван Поповски громогласно был объявлен гением. Учебная работа 2-го курса, спектакль «Приключение» по Марине Цветаевой — случай небывалый — получил премию придирчивой московской критики и стал «Гвоздем сезона». Спектакль этот, и впрямь удивительный, вошел в репертуар «Мастерской Петра Фоменко» и триумфально прокатился по всему миру. А теперь представьте себе потрясение, которое должна была пережить неокрепшая душа молодого человека от всего этого тарарама, на него свалившегося. Тут и мастера не выдерживают. Два следующих спектакля Поповски столь же дружно нарекли провальными. Один из них был явно проходным, а другой — показательным. Все в той же «Мастерской» по заказу французского «Одеона» Поповски поставил «Балаганчик» Блока, продемонстрировав пристрастие к русской поэзии Серебряного века. Спектакль был красив, холоден и печально пуст. Сыгранный раза три, он тихо исчез из репертуара. А растерявшийся режиссер замолчал. Ставил кое-что за границей, хорошо иль нет — не известно. Как-то завезли в Москву из Омска его спектакль «Царь Емельян Пугачев», который опять никому не понравился, и критики все больше стали склоняться к тому, что с «гением» они поторопились. Все эти годы Поповски был тут, с нами, мелькал на премьерах чужих спектаклей, его снисходительно похлопывали по плечу, ласково называли Ваней, но уже не принимали в расчет. Между тем «Мастерская Петра Фоменко» обрела еще большую популярность, сам мастер выпустил целую серию спектаклей, о которых, не стесняясь в выражениях, говорили — шедевр, и премии сыпались на театр как из рога изобилия. Зачем понадобилось рисковать, доверив очередную постановку режиссеру, о ранней удаче которого еще вспоминают, но доверия к которому давно не испытывают? Догадаться легко. Зря, что ли, театр называется мастерской? Да и Петр Фоменко не просто значительный режиссер, но еще и педагог. Тут важно было не очередной шедевр выпустить, а ввести в театральный обиход возникшее из небытия имя ученика. И снова Поповски сделал поэтический спектакль: Серебряный век, напевный ритм, ведущий исполнителей, красивые мизансцены и прихотливые декорации. Все те же актеры, друзья-однокурсники, проверенные давним «Приключением». А в качестве эпиграфа в программку помещают слова Гумилева: «?Поэт, достойный этого имени, пользуется именно формой, как единственным средством выразить дух?» В связи с чем только ленивый не сравнил «Отравленную тунику» со спектаклями американца Роберта Уилсона. Заметим, совершенно зря. Прежде всего потому, что Поповски, поставивший вещь абсолютно отвлеченную, стилизованную под классицизм, по определению холодную и нравоучительную, сумел рассказать историю. А это далеко не всякому удается. История печальна, а главное — неумолима, как и положено в трагедии. Блудница Феодора (Галина Тюнина), ставшая женой византийского императора Юстиниана (Андрей Казаков), методично перечеркивает жизни людей, рядом с ней находящихся. Юную падчерицу Зою (Мадлен Джабраилова) толкает в объятия арабского простолюдина (Кирилл Пирогов). Жених Зои, трапезондский царь, (Рустэм Юскаев) кончает жизнь самоубийством, арабу посылают отравленную тунику, Зою отправляют в монастырь. Феодора, столь жестоко мстящая за свое прошлое, торжествует. Классицистский канон выдержан четко — единство места, времени, действия, загнанные внутрь страсти, красота интерьера. Художник Владимир Максимов, раз от разу преодолевающий однообразие доставшегося «фоменкам» помещения, к надоедливым колоннам бывшего кинотеатра «Киев», торчащим среди публики, добавил другие, полые. Они катятся по полу, когда надо, делятся надвое, а их основания могут служить актерам как котурны. Во второй части спектакля пол внезапно разъезжается, открывая красивейшую композицию из воды, песка и гальки. Удивительный театральный дизайнер из Сербии Ангелина Атлагич придумала роскошные костюмы — и скептическое предубеждение, теснившее мозг до начала спектакля, стало испаряться. Актеров уже успели обругать. Мол, не справляются со стихом. Может, и так, а только скажите: кто справляется? Задача труднейшая, в том смысле, что нужно не просто стихи красиво прочесть, но при этом сыграть драму. То есть сюжет. По-настоящему совместить и то, и другое удалось лишь Галине Тюниной. Других актеров ни в чем не хочется упрекать, они точно выполняют задания режиссера и все делают хорошо. Просто Тюнина за годы, что прошли со времен старенького «Приключения», стала по-настоящему большой актрисой. Объяснить, что это значит, трудно, а почувствовать легко; она выходит на сцену — и все вокруг как будто поднимается куда-то высоко-высоко. И текст, и гумилевские страсти, и мы заодно. На самом деле Ваня Поповски все сделал правильно. Он поставил со своими однокурсниками хороший спектакль. Который, может, и не прибавит славы «Мастерской Петра Фоменко», но и не умалит ее. А это уже неплохо.
Последние статьи о театре- «Отравленная туника» Н. Гумилева, Елена Ковальская, «Афиша», 8.07.2002
- Отравленная туника, Дина Годер, «Еженедельный Журнал», 4.07.2002
- Византийские сны, Нина Агишева, «Московские новости», 2.07.2002
- Гость из прошлого, «Итоги», 2.07.2002
- Осторожно, отравлено!, Екатерина Васенина, «Новая газета», 1.07.2002
- Ожившая «Отравленная туника», Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 29», 07.2002
- Гипноз пространства, Олег Недоловский, «Современная драматургия, № 4», 07.2002
- Женщины обольщают и не всегда остаются в живых, Галина Облезова, «Новое время, № 29», 07.2002
- Любовь и смерть в Византии, Мария Хализева, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Перекресток Гекубы, Ирина Алпатова, «Культура», 27.06.2002
- Любовь в Византии, Елена Ямпольская, «Новые Известия», 26.06.2002
- Отравленная туника, Алена Карась, «Российская газета», 25.06.2002
- Балканский синдром, Елена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Возвращение блудного режиссера, Виктория Никифорова, «Эксперт», 24.06.2002
- От страстей свободны лишь рабы. И то - евнухи, Анастасия Томская, «Комсомольская правда», 21.06.2002
- Русская поэзия с македонским акцентом, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.06.2002
- Для красоты, Григорий Заславский, «Независимая газета», 20.06.2002
- На яды, Олег Зинцов, «Ведомости», 20.06.2002
- Театр восковых фигур, Марина Шимадина, «Коммерсант», 19.06.2002
- Люди, тигры и жирафы, Ирина Корнеева, «Время МН», 19.06.2002
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |