|
Нина Агишева «Московские новости», 2.07.2002 Византийские сныВ Театре Фоменко сыграли ГумилеваПонятие «поэтический театр» чаще всего ассоциируется с чем-то весьма скучным и заунывным. Поэтому когда видишь первую сцену «Отравленной туники» Гумилева в Театре Фоменко, где арабский царь-поэт Имр долго, нараспев и почему-то с прононсом объясняет евнуху, что с ним стряслось и зачем он приехал в Византию, думаешь — вот оно, началось? Сюжет замысловат: VI век Рождества Христова, константинопольский дворец, дочь императора Византии Зоя, просватанная за Трапезондского царя и павшая в объятия сладкоречивого араба, бедный Трапезондский царь, прыгнувший вниз с недостроенного храма святой Софии, и еще многое. Трагедию на театре почти не ставили: гумилевский стих великолепен, но драматическая интрига то и дело норовит утонуть в пятистопном ямбе, на котором изъясняется Имр. Поэтому многоопытный в работе со стихотворным текстом македонский режиссер Иван Поповски (театралы помнят его «Балаганчик» Блока и «Приключение» Марины Цветаевой) решил так: кто не хочет слушать — пусть смотрит. И не ошибся. Сербская художница Ангелина Атлагич придумала замечательно красивые костюмы — переливающиеся цветными каменьями каркасы, надетые поверх шелковых туник. Художник-постановщик Владимир Максимов украсил сцену нежно светящимися то голубым, то розовым полотнами и разбил на ней некое экзотическое подобие сада, в котором журчит настоящая вода, шелестит настоящий песок и перекатываются настоящие камни. Добавьте к этому музыку Шнитке, цветистые восточные мелодии и византийские песнопения в исполнении детского хора — вам уже станет хорошо. А если посреди такого великолепия зазвучит волшебный голос Галины Тюниной — она играет Феодору, ставшую императрицей после карьеры цирковой артистки, танцовщицы и проститутки, и великолепно играет! — то полное ощущение если не поэтического, то магического театра обеспечено. Режиссер между тем продолжает навевать «сон золотой»: в сцене объяснения императора и императрицы мы видим только кисти их рук, и пальцы, оказывается, говорят больше слов, ночь любви Зои и араба тоже молчалива — только откуда-то сверху к любовникам прилетают светящиеся бабочки, птицы, жираф и даже леопард, так что измученные жарой и проблемами взрослые зрители чувствуют себя счастливыми детьми. Артисты двигаются медленно и торжественно, а когда во время судьбоносного разговора с арабом (в него влюблена и императрица, и даже, кажется, евнух) Феодора — Тюнина опускает свои роскошные волосы в воду, то без слов становится ясно: участь его решена. Спектакль идет два часа без антракта, что тоже способствует наркотическому погружению в его атмосферу. Артисты Кирилл Пирогов, Андрей Казаков, Мадлен Джабраилова, Рустэм Юскаев и Томас Моцкус, не говоря уже об упомянутой Тюниной, играют исключительно тщательно и хорошо, как и всегда бывает в этих стенах. Но некой важной составляющей, которая тоже всегда присутствует в фоменковских постановках, в спектакле нет. За жестом и интонацией «фоменок» всегда скрывалось так много, что, когда жест и интонация стали самоценны, возникло ощущение, что тебя обокрали. Как сам Гумилев — это не только «изысканный жираф», который бродит на озере Чад, а теперь волей режиссера и художника забрел аж в Византию, так и театр — это все-таки нечто большее, чем живые картины, сколь бы выразительны они ни были.
Последние статьи о театре- Чудесный сплав, Александр Соколянский, «Ведомости», 26.09.2002
- Светлы «Египетские ночи», Ирина Корнеева, «Время МН», 25.09.2002
- Куклы доктора Пиндемонти, Алена Солнцева, «Время новостей», 25.09.2002
- Мастерская Петра Фоменко устроила «Египетские ночи», Алексей Филиппов, «Известия», 25.09.2002
- «Фоменки» переночевали с Пушкиным, Ольга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночь, Роман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с Клеопатрой, Наталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовь, Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Зачет по высшей математике, Мария Сперанская, «МК-Бульвар», 29.07.2002
- МИХАИЛ РОЩИН. ВРЕМЯ АНТИГЕРОЯ, Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 24.07.2002
- Поэзия Гумилева вдохновила «фоменковцев», Ирина Леонтьева, «Труд», 23.07.2002
- Восточные грезы любви, Павел Руднев, «Ваш Досуг», 8.07.2002
- Десять лет спустя, Алексей Филиппов, «Известия», 8.07.2002
- «Отравленная туника» Н. Гумилева, Елена Ковальская, «Афиша», 8.07.2002
- Отравленная туника, Дина Годер, «Еженедельный Журнал», 4.07.2002
- Византийские сны, Нина Агишева, «Московские новости», 2.07.2002
- Гость из прошлого, «Итоги», 2.07.2002
- Осторожно, отравлено!, Екатерина Васенина, «Новая газета», 1.07.2002
- Ожившая «Отравленная туника», Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 29», 07.2002
- Гипноз пространства, Олег Недоловский, «Современная драматургия, № 4», 07.2002
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |