|
Ольга Горгома «Сегодня», 27.01.1996 В душе нашей — странное есть«Таня-Таня» Ольги Мухиной. Режиссер Петр Фоменко. Московский театр «Мастерская П. Фоменко»Указание на конкретное авторство постановки противоречит тому, что написано в программке. В ней корректно намекается на то, что спектакль представляет коллективный труд. Но думается, что все-таки участие мастера превращает результат этого труда в произведение искусства. Спектакль довольно сложно описывать. Все равно что проснуться и пересказывать сон. Вместе с ним ускользает смысл. Многие люди сами себе рассказывают разные истории. Сюжеты их правдоподобны — таковы условия игры, — незатейливы и не оригинальны. Даже, наверное, это чужие сюжеты или уже ничьи: когда-то увиденное или услышанное, то, что происходило с кем-то, кого мы не знаем, но кто продолжает занимать наше воображение. Раз за разом мы проживаем эти истории с одинаковым волнением, слегка переделывая, чтобы найти в них роль для себя. Внимательны к деталям, небрежны в обобщениях. Рассказываем себе чье-то прошлое как его участники. Мы не знаем, где и в каком времени его искать, но каждый раз безошибочно угадываем, куда следует вернуться. Нечто общее с такой игрой, где рассказчики — одновременно и действующие лица, и все чуть-чуть как во сне, есть в спектакле. Дачная местность. Что-то цветет, что-то пахнет. Играет музыка. Праздные обитатели. Мало дел, много чувств. Танцы, чаепития, романы. Июль длится три месяца. Иванов любит жену. Жена мужа. Она красивая, по-женски загадочная. У них взрослый мальчик. Он играет на саксофоне. Другие мужчина и женщина не очень любят друг друга. Они обыкновенные и потому друг другу очень подходят. У Охлобыстина и Зины — связь. Появляется девушка. Немного странная. Одежда старит ее, делает чуть нелепой. Но Иванов в нее влюбляется. И мальчик тоже. Однако Иванов любит жену и прогоняет девушку. Уходя, она уносит свой голос и чью-то мечту. Жена уходит к Охлобыстину, Зина — к мальчику. Все несчастны. И жалко девушку. Хочется вернуть ее. Пересказать все сначала. Какое бы имя вы дали любимой девушке или женщине? Пусть будет Таня. И пусть они вдруг встретятся. Ты Таня. — И ты Таня. — Ты красивая. — И ты красивая. — Я люблю. — И я люблю. — Меня любят. — И меня любят. Такие разные, но в обеих загадочность, и непонятность, и то вечно женственное, что поднимает ввысь. Единый образ словно раздваивается, принимая разные обличья. Когда они рядом, словно в зеркале-перевертыше — одна в другой. Хочется убрать невидимую грань, вернуть единство. «Невозможное было возможно, но возможное было мечтой». Отвергают одну, из-за нее прогоняют другую и тоскуют по обеим. Почти наслаждаешься этой тоской и хочется длить ее. А спектакль, подобно сну, готов вот-вот рассеяться. И кажется, только стены маленького концертного зала удерживают его. А он норовит скрыться на сцене, спрятаться за оконными портьерами, выскользнуть за дверь, чтобы оттуда же вновь появиться. Сон — двойник реальности — всегда отличается от нее какой-то незначительной деталью, случайной неправильностью (в «Солярисе» Тарковского герой вспоминает родину, дом, отца, там идет дождь, некто с готовностью воспроизводит картину с маленькой ошибкой — дождь идет в доме). Эту неправильность всегда легко отыскать, если вы уверены в том, что хотите различать сон и реальность. Дачная местность. Сумерки. Играет музыка. Грохочут поезда. Мелькают освещенные окна. Но что это за окна: поезда иди дома? И где находимся мы?
Последние статьи о театре- «Таня-Таня» Ольги Мухиной в Мастерской Петра Фоменко, Джон Фридман, «Moscow Times», 14.02.1996
- «Бердслеобразность мой девиз», Александр Соколянский, «Неделя, № 5», 02.1996
- Выбор критика, Александр Соколянский, «Неделя, № 4», 02.1996
- Оля Оля, Елена Ковальская, «Дом актера, № 1-2», 02.1996
- В душе нашей странное есть, Ольга Горгома, «Сегодня», 27.01.1996
- Цветы запоздалые российского театра абсурда, Лариса Юсипова, «Коммерсант», 24.01.1996
- Четырнадцать песен о странностях любви, Ольга Фукс, 1996
- Четыре слагаемых успеха, Ольга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Спектакли для всех и? только для своих, Тамара Сергеева, «24», 1.11.1994
- «Фоменки» проездом из Парижа в Сан-Паулу, Марина Мурзина, «Арт-фонарь», 06.1994
- Оскар Уайльд. Высокая мода, Алексей Бартошевич, «Независимая газета», 8.04.1994
- Дело в
шляпе!, Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- «Мастерская» Петра Фоменко, Нелли Пляцковская, «Невское время», 16.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом, «Сегодня», 16.02.1994
- Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Пётр Фоменко, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Блестящий импровизатор, Вера Никифорова, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Смахнув пыль времен, Р. Станкявичене, «Эхо Литвы», 25.01.1994
- Побеждающая радость творения, Саулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Вознесение кукол, Александр Соколянский, 1994
- «Приключение», ставшее судьбой, «Эхо Планеты», 10.07.1993
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |