|
Лариса Юсипова «Коммерсант», 24.01.1996 Цветы запоздалые российского театра абсурдаВ «Мастерской Петра Фоменко» показан новый спектакль — «Таня-Таня». К обычному ажиотажу, сопровождающему премьеры «фоменковцев», на сей раз добавилось еще и ожидание литературного чуда. Рассказывали, что театру удалось открыть нового замечательного драматурга — Ольгу Мухину.
В программке к этому спектаклю много трогательного и даже таинственного. Лист бумаги, вырезанный в форме домика с остроконечной крышей (действие пьесы происходит в современной «усадьбе» — что-то вроде «Серсо»), нарисованная на нем бабочка, отсутствие указаний на то, кто является режиссером-постановщиком и художником спектакля, и ласковое Оля вместо официального Ольга перед фамилией драматурга. Дебютантка Ольга Мухина действительно столь молода (не старше актеров из фоменковской мастерской), что должна провоцировать особое к себе отношение: «Такая маленькая, а уже драматург!» Тем более что до этой премьеры имя ее было почти никому не известно, пьесу же «обнаружили» (как сказано в той же программке) всего лишь полгода назад на семинаре молодых драматургов в Любимовке*, придуманном специально для того, чтобы узнавать о существовании новых и молодых. Ольга Мухина считается едва ли не самым существенным открытием семинара. Именно юность автора в совокупности с юностью исполнителей и должна была стать, по всей видимости, козырной картой нынешней постановки. Хотя к чисто «молодежной тематике» пьесу отнести трудновато (отец и сын любят одну и ту же женщину, а их жену и мать в свою очередь любит другой, тоже женатый мужчина, а его жена чуть было всем назло не выходит замуж за сына первого мужчины, но в конечном итоге все остаются на своих местах) — она исполнена очень юношескими представлениями о любви и драматургии и не менее юношеским увлечением антуражем русских классических пьес, романов и повестей. Мотивы из «Первой любви» Тургенева, всего театрального Чехова и даже горьковских «Дачников» здесь столь очевидны и столь поверхностны, что в какой-то момент их перестаешь слышать вовсе. Впрочем, притупление слуха у зрителей совсем не означает глухоту исполнителей. Фоменковские актеры — Андрей Казаков, Кирилл Пирогов, Андрей Приходько, Рустэм Юскаев- радостно и отважно вступают в воображаемый диалог с классическими персонажами из своей недавней школьной программы. Фоменковские актрисы — сестры Кутеповы и Галина Тюнина, чья внешность будто специально создана для отыгрышей ретро, — ведут роли с удовольствием и изяществом. Правда, ни драматург, ни режиссер — кто бы он ни был (насколько известно «Ъ», начинал работу Андрей Приходько, а заканчивал сам Петр Фоменко) — кажется, так и не сделали окончательного выбора между соблазнительным ретро и не менее манящей «вневременной» интонацией. Оно и неудивительно: пьеса, почти как всякий дебют, — о вечном. А поскольку это дебют женский — о вечном женском в первую очередь. Автору повезло. Женщины из «Мастерской П. Фоменко», несмотря на их молодость, входят в число лучших московских актрис — и близняшки Ксения и Полина Кутеповы, играющие двух Тань, жену и любовницу, и Галина Тюнина, находчиво сочетающая в нынешней роли образ «красавицы тринадцатого года» из своего первого фильма «Мания Жизели» с повадками комической старухи. И если бы не бесконечные авторские попытки изображать театр абсурда и писать диалоги красиво и загадочно, на все это было бы очень приятно смотреть. Но отсутствие внятной драматургической моды заставляет дебютантку Олю Мухину подстраиваться под моду, слишком явно отошедшую в прошлое, чтобы принести успех, но слишком недавнюю, чтобы можно было всерьез рассчитывать на честь возрождения забытого стиля. Современный молодой драматург в союзе с современным молодым театром оказались вдруг чрезвычайно архаичными и старомодно-наивными. Зато именно выпавшая на долю мухинской пьесы удача быть представленной на сцене дает возможность не только зрителю, но и авторам спектакля ощутить, что к моде не стоит все же относится пренебрежительно. А следовательно, надо хотя бы ее знать — если не чувствовать. Впрочем, экспансия современности в фоменковское царство «Таней-Таней» пока ограничивается — следующей премьерой Мастерской должна стать «Война и мир».
* Семинар молодых драматургов в Любимовке (бывшем имении Станиславского, а ныне одном из домов отдыха Союза театральных деятелей) проводится уже несколько лет. Суть его состоит в том, что каждый год сюда приезжают не только молодые драматурги и их наставники, но и представители театров — режиссеры, актеры, заведующие литературной частью. Пьесы же не просто читаются, а разыгрывается актерами в концертном исполнении — это помогает не только «подать товар лицом», но и увидеть все просчеты начинающих авторов. Драматурги должны таким образом понять, что из написанного ими готово подчиниться законам сцены, а что нет.
Последние статьи о театре- «Таня-Таня» Ольги Мухиной в Мастерской Петра Фоменко, Джон Фридман, «Moscow Times», 14.02.1996
- «Бердслеобразность мой девиз», Александр Соколянский, «Неделя, № 5», 02.1996
- Выбор критика, Александр Соколянский, «Неделя, № 4», 02.1996
- Оля Оля, Елена Ковальская, «Дом актера, № 1-2», 02.1996
- В душе нашей странное есть, Ольга Горгома, «Сегодня», 27.01.1996
- Цветы запоздалые российского театра абсурда, Лариса Юсипова, «Коммерсант», 24.01.1996
- Четырнадцать песен о странностях любви, Ольга Фукс, 1996
- Четыре слагаемых успеха, Ольга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Спектакли для всех и? только для своих, Тамара Сергеева, «24», 1.11.1994
- «Фоменки» проездом из Парижа в Сан-Паулу, Марина Мурзина, «Арт-фонарь», 06.1994
- Оскар Уайльд. Высокая мода, Алексей Бартошевич, «Независимая газета», 8.04.1994
- Дело в
шляпе!, Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- «Мастерская» Петра Фоменко, Нелли Пляцковская, «Невское время», 16.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом, «Сегодня», 16.02.1994
- Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Пётр Фоменко, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Блестящий импровизатор, Вера Никифорова, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Смахнув пыль времен, Р. Станкявичене, «Эхо Литвы», 25.01.1994
- Побеждающая радость творения, Саулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Вознесение кукол, Александр Соколянский, 1994
- «Приключение», ставшее судьбой, «Эхо Планеты», 10.07.1993
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |