|
Анастасия Копоть «Вечерняя Москва», 25.05.1998 Тринадцатая ночьОглянись, читатель: жизнь все меньше напоминает о великой русской литературе. Жизнь бесформенна, груба, эстетически неполноценна. Словесность наша, наоборот, изящна и духоподъемна. Вот почему, несмотря на сложность переходного периода, классиков следует читать: вслух и публично. Особенно — Гоголя. Однако следует помнить, что не всякий Гоголь порадует театрала. Петр Фоменко поставил «Второй том» легендарной поэмы так, будто его сочинил Островский. Гоголь не говорит в простоте ни полсловечка, он утверждает, а следом — отрицает, превращая нечто в ничто. Смеется, глумится или молится? Бог весть. Его юродствующее слово требует хитрого постановочного приема. В конце концов, «Мертвые души» — не пьеса, а эпос, где вместо драматического конфликта — конфликт языковый, построчное сумасшествие. Писателя, однако, отдают на съедение быту. Простодушный реализм постановки Фоменко уничтожает дух первоисточника. Унылые разборки простоватых дворян и продажных чиновников ставят виртуозную труппу в тупик. Актеры обращаются к прапамяти, вытаскивая на сцену штампы из постановок прежнего времени. Вот — «Волки и овцы», вот — «Двенадцатая ночь», а это — интонация «Владимира III степени». Актерам трудно общаться, ибо нет ни одного живого характера, ни одной человеческой страсти. Гоголь вне стилевого гротеска — зануда и резонер. «Никто не в силах вынести столь страшной тоски этого рокового переходного времени», — такие слова значатся в программке. Вот оно что! «Программное» заявление все расставляет по местам. «Роковое переходное время» накрыло страну мутной пеленой. Перед началом спектакля и в антракте по зрительному залу разлит синий свет, выморочный, морозный, болезненный для глаз и души. Первая реакция: снова берут за горло, значит, придется пострадать! Вечное томление по лучшим временам, род национальной болезни. А какое время не роковое? Все времена по-своему хороши. Наверное, единственный способ справиться с текстом заключался в том, чтобы в этом тексте усомниться. Попробовать Гоголя на зуб и на вшивость. В конечном счете, гения не убудет, а время нашей жизни, глядишь, перестанет совпадать с интервалом школьного урока по русской литературе. Но живого Гоголя трогать побоялись. Зато протерли бархоткой памятник. Позолота осыпалась, памятные чтения возобновились. Спектакль обретает живое дыхание единственный раз. Незадолго до патетического финала с горящей рукописью, оживившийся Юрий Степанов — Чичиков заметался по площадке, сладко приговаривая: конечно, более не стану грешить, но души, купленные прежде, все равно заложу. Все равно! Браво, Чичиков, Павел Иванович. Вот и заблестели глазки, проявился характер. Подлый, лицемерный, двурушный, а все равно — ожил манекен, расправил грудь, началось самодвижение жизни, которая сильнее бумажных идей. Рукописи горят? Превосходно! Пришла пора, сплавив букинисту изрядно потрепанную библиотеку, совершить что-нибудь реальное: заключить сделку и посадить дерево, соблазнить женщину и воспитать ребенка, снарядить птицу-тройку и нацепить бубенцы. А там — долететь до середины Днепра и - камнем на дно. Рыба не знает языков, чукча не читатель, Гоголь не конспект по обществоведению.
Последние статьи о театре- Семейное счастие, Дина Годер, «Итоги», 10.2000
- «В образе бабочки или девушки», Инна Соловьева (Базилевская), «Театр», 2000
- Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, «Театр», 2000
- Счастливые люди, Ольга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Стеклянное счастье, «Алфавит, № 29», 2000
- Объяснение в любви, Полина Богданова, «Современная драматургия», 2000
- Старые «Варвары» и новое варварство, Алексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Полина Кутепова, артистка:, Екатерина Дмитриевская, 1999
- Много радостей и никаких надежд, Александр Соколянский, «Эксперт», 20.07.1998
- Общество любителей бутафории, Кирилл Харатьян, «Эксперт», 20.07.1998
- Героиня Серебряного века любит сказки, Анастасия Сергеева, «Разгуляй», 07.1998
- Это вам не Гоголь это Фоменко, Анна Политковская, «Общая газета», 25.06.1998
- Между замыслом и смыслом, Виктория Никифорова, «Русский телеграф», 25.06.1998
- В «Мастерской Петра Фоменко» рукописи не горят, Ирина Алпатова, «Культура», 4.06.1998
- Чичиков не поддается исправлению, Александр Соколянский, «Неделя», 1.06.1998
- Сгоревшая рукопись, Елена Сергеева, «Театральный курьер», 06.1998
- Тринадцатая ночь, Анастасия Копоть, «Вечерняя Москва», 25.05.1998
- Гоголин, Станислав Рассадин, «Литературная газета», 25.05.1998
- Чичиков, Дина Годер, «Итоги», 19.05.1998
- Боже, как грустна наша Россия!, Наталья Крымова, «Вечерний клуб», 14.05.1998
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |