|
Виктория Никифорова «Русский телеграф», 25.06.1998 Между замыслом и смысломНовый спектакль «Мастерской Петра Фоменко» был нещадно раскритикован прессой. А зря«Чичиков. Мертвые души, том второй» в постановке Фоменко — это вопиющий разлад между замыслом и результатом. Однако в разломе между ними обретается немало занятных смыслов и неожиданных находок. Режиссер упорно тянет спектакль к сияющим высотам сверхидеи, а актеры тихо-незаметно его работу разрушают — ловко плутуют интонациями, подменяют метафизику психологией, бытие — бытом, вытаскивают из рукава козырной букет наработанных приемов и легко облапошивают публику. Зритель уходит в уверенности, что видел культурный спектакль на хрестоматийный сюжет — без лишних претензий и попыток обобщения. Между тем Фоменко явно замахивался на большее. Отправляя Чичикова в его последние странствия, в конце которых маячит миниатюрный Страшный Суд, выводя на сцену автора — томная Галина Тюнина в белых одеждах — и искусителя — демоничный Карэн Бадалов с ног до головы в черном, постановщик проявил идейную агрессивность, раньше ему совершенно не свойственную. Деловую активность своего героя он попытался осмыслить метафизически. Ненавязчивой актуальности сюжета предпочел вопросы вечности. Поместил Чичикова между ангелом и бесом и решил посмотреть, что из этого выйдет. К счастью — иначе нам пришлось бы смотреть образцово логичный и скучный спектакль, — у него не вышло ничего. Против Фоменко начали работать его собственные приемы. Он ведь привык внимательно вслушиваться в разноголосое бормотание текста, давая высказаться любому персонажу, мелькнувшему на полях рукописи, озвучивая любую словесную завитушку. Этот старый, давно испытанный им способ деконструкции, примененный к предсмертному бреду гоголевской прозы, позволяет добиться совершенно неожиданного эффекта. Текст лепечет что-то свое, неподвластный расшифровке, недоступный морали и смыслу, ускользающий от клещей оппозиций «черное — белое», «добро — зло». Все-таки Фоменко самый демократичный режиссер постсоветского театра, и авторитарное высказывание не дается ему как жанр. Его мессианские порывы обречены — сама природа его творчества противится идейности. Но самые главные трудности подстерегают его в сфере тонких актерских чувств, той, где он всегда был царь и бог. Юрий Степанов — неразумное дитя человеческое, наивное до глупости и хитрое как змей-искуситель — киксует один-единственный раз. И происходит это в сцене покаяния Чичикова. Добравшись до этого проклятого места, он теряет весь кураж и вместе со своим героем погружается в пучину ничтожества. Кажется, он искренне не понимает, что ему здесь играть — то ли истинное обращение, то ли очередную сцену вранья а-ля Тартюф, и ненаигранная растерянность туманит его лунообразное лицо. Его партнеры решают подобные проблемы совсем просто, превращая самых завзятых положительных героев в каких-то стивенкинговских монстров. Стоит Андрею Приходько выйти на сцену и покоситься в зал, как мы понимаем, что его откупщик Муразов не только нажил свой капитал по Марксу — исключительно неправедным путем, — но в свободное от бизнеса время непременно растлевал младенцев и лущил старушек. Худосочный ангел Князь, сыгранный Кириллом Пироговым, неприлично молод, истеричен и глуповат. Николай Васильевич Гоголь в исполнении Галины Тюниной смотрится вообще, прости господи, декадентом каким-то. Актерам странно и скучно играть «высокое». А нам неловко «про это» смотреть. И в результате тайного сговора между залом и сценой мы присутствуем при симпатичном действе в лучших традициях «Мастерской» — единственного московского театра, где можно просветиться, не заскучав. И не заподозрив Петра Фоменко в намерении создать нечто философическое.
Последние статьи о театре- Семейное счастие, Дина Годер, «Итоги», 10.2000
- «В образе бабочки или девушки», Инна Соловьева (Базилевская), «Театр», 2000
- Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, «Театр», 2000
- Счастливые люди, Ольга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Стеклянное счастье, «Алфавит, № 29», 2000
- Объяснение в любви, Полина Богданова, «Современная драматургия», 2000
- Старые «Варвары» и новое варварство, Алексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Полина Кутепова, артистка:, Екатерина Дмитриевская, 1999
- Много радостей и никаких надежд, Александр Соколянский, «Эксперт», 20.07.1998
- Общество любителей бутафории, Кирилл Харатьян, «Эксперт», 20.07.1998
- Героиня Серебряного века любит сказки, Анастасия Сергеева, «Разгуляй», 07.1998
- Это вам не Гоголь это Фоменко, Анна Политковская, «Общая газета», 25.06.1998
- Между замыслом и смыслом, Виктория Никифорова, «Русский телеграф», 25.06.1998
- В «Мастерской Петра Фоменко» рукописи не горят, Ирина Алпатова, «Культура», 4.06.1998
- Чичиков не поддается исправлению, Александр Соколянский, «Неделя», 1.06.1998
- Сгоревшая рукопись, Елена Сергеева, «Театральный курьер», 06.1998
- Тринадцатая ночь, Анастасия Копоть, «Вечерняя Москва», 25.05.1998
- Гоголин, Станислав Рассадин, «Литературная газета», 25.05.1998
- Чичиков, Дина Годер, «Итоги», 19.05.1998
- Боже, как грустна наша Россия!, Наталья Крымова, «Вечерний клуб», 14.05.1998
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |