In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на сентябрь
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Александр Соколянский
«Неделя», 1.06.1998

Чичиков не поддается исправлению

Мастерская Петра Фоменко выпустила наконец широкоформатный спектакль: инсценировку второго тома гоголевских «Мертвых душ». Спектакль неожиданно резок и жесток в выводах. Может показаться, что режиссер, доблестно хранивший верность авторскому стилю и авторским задачам в своих предыдущих постановках, ныне поступился принципами. Может показаться, что внутренний сюжет «Чичикова» развивается наперекор творческим намерениям Гоголя, что спектакль спорит с поэмой. Всем или почти всем известно, что во 2-м томе «Мертвых душ» должно было состояться нравственное перерождение Павла Ивановича Чичикова, что герой должен был убедиться на живых примерах: честный труд доходнее самых хитроумных афер — не говоря уж о том, что он облагораживает душу и способствует процветанию общества. «Буду трудиться, буду работать в поте лица в деревне и займусь честно, так, чтобы иметь доброе влиянье и на других», — говорит себе Чичиков. «И самое лицо Чичикова стало как бы становиться лучше от этих мыслей. Так уже одно помышление о законном ? /нрзб./ облагораживает человека», — наставительно пишет Гоголь. Он посвящает вторую часть своей поэмы колебаниям героя между злом и добром: с тем, чтобы потом — в третьей, самой важной части — описать картину всеобщего восхождения к добру, свету и справедливости. И, конечно же, образумить Россию: когда страна прочтет все три тома «Мертвых душ», жизнь в ней потечет как по-писаному.
Это — логика текста. Но душевная жизнь автора — который сжег, согласно легенде, 2-й том и не написал ни одной предварительной заметки для 3-го — явно не совпадает с твердой, ясной и благонамеренной логикой. Спектакль Петра Фоменко — не столько спор, сколько вопрос: кому верить? Рукописи или автору, ее уничтожающему? Утопическому морализму Гоголя или его художественному вкусу?
Если вам не доводилось читать сохранившиеся главы 2-го тома, стыдиться нечего и печалиться не о чем: это довольно вымученная и нескладная книга. Авторский гений дает в ней знать о себе лишь проблесками — преимущественно тогда, когда Гоголь забывает о своих возвышенных намерениях. Чем добродетельней персонажи — помещик Костанжогло, откупщик Муразов, — тем они бледнее, и автор ничего с этим не может поделать.
Театр — может.
Понимая, что писательский дар и нравственная задача Гоголя решительно разошлись, Петр Фоменко доверился дару. Если рачительный помещик-миллионер Костанжогло (Тагир Рахимов) явно фальшив как образец рачительности и благоразумия — значит, на самом деле он вряд ли многим лучше Собакевича, тоже, между прочим, хорошего хозяина. Если Чичиков (Юрий Степанов) перевоспитывается с такими же патетическими ужимками, с какими век спустя будут «перековываться» малосознательные комсомольцы в скрипучей советской прозе, — значит на самом деле он останется таким же пройдохой и «приобретателем», каким был с самого начала.
Если 2-й том «Мертвых душ» написан плохо — значит Гоголь обессилел: таким его и играет Галина Тюнина: изможденным до крайности, теряющим власть над собственными героями.
Как играет — надо увидеть. Право же: надо.


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100