|
Елена Сергеева «Театральный курьер», 06.1998 Сгоревшая рукописьРежиссер, поставивший спектакль по классической, пьесе, должен считаться с ее текстом. Он может лишь сокращать те или иные моменты, иначе трактовать заданные драматургом сценические условия. Незавершенное произведение дает гораздо больше возможностей для свободной интерпретации. П. Фоменко вместе с Н. Евсеевым сочинил собственную сценическую версию второго тома бессмертного романа Гоголя для спектакля «Чичиков» («Мертвые души», том второй)". Сюжетом стала не покупка мертвых душ, а история, которая в сохранившихся отрывках второго тома упомянута лишь вскользь: подделка завещания Александры Ивановны Ханасаровой. Стилистика «Чичикова» напоминает «Петербургские повести» Гоголя. Возникающий на сцене мир фантастически подвижен и зыбок. Придуманная художником В. Максимовым конструкция, которая поначалу воспринимается как плотная серая стена, оказывается легкой и эфемерной. Ханасарова (Галина Тюнина) похожа на графиню из «Пиковой дамы» Пушкина. Актрисе удалось передать инфернальность образа зловещей старухи. Ей присуща странная двойственность: согнутое существо, сидящее с опущенной головой в высокой шляпе с вуалью и хриплым голосом бормочущее невнятные фразы вдруг распрямляется и поражает красотой тонкого, истомленного лица. Чичиков в исполнении Юрия Степанова — несомненная актерская удача. Герой, кажется, и сам недоумевает, что толкает его, столь земного и любящего покушать, на бесконечные аферы. Он не очень-то уютно чувствует себя в ирреальном мире спектакля, где даже музыка может превратиться в навязчивый шепот: «Пал Иваныч, Пал Иваныч?» Подлог завещания ведет за собой «дело» Чичикова. Множество людей оказываются запутанными в сетях интриги, которую сплел таинственный человек в черном, с первой сцены появившийся в спектакле. Незнакомец (Карэн Бадалов) предстает то искушенным в делах «юрисконсультом», то пройдохой-портным. Мы поймем, кто перед нами, когда на возглас генерал-губернатора (Кирилл Пирогов): «чёрт, чёрт» человек в черном высунется из боковых дверей, радостно откликнувшись на зов. Пирогов, которого зрители помнят по театральным и киноролям, впервые играет не милого, немного лирического юношу, а трагического героя и поражает силой характера и темпераментом. Режиссер подчеркивает неразрывную связь Гоголя, черта и Чичикова. Чёрт и сочинитель, впряженные в лямки, тянут коляску героя, олицетворяя извечный конфликт, происходящий в душе человека. Чичиков у Гоголя должен решить: продолжать путь мошенничества или зажить спокойной мирной жизнью, обзаведясь своим поместьем. Фоменко, не оставляет герою такой возможности. Сочинитель заново сжигает рукопись, а Чичиков дремлет, утомленно откинувшись на спинку коляски.
Последние статьи о театре- Полина Кутепова, артистка:, Екатерина Дмитриевская, 1999
- Много радостей и никаких надежд, Александр Соколянский, «Эксперт», 20.07.1998
- Общество любителей бутафории, Кирилл Харатьян, «Эксперт», 20.07.1998
- Героиня Серебряного века любит сказки, Анастасия Сергеева, «Разгуляй», 07.1998
- Это вам не Гоголь это Фоменко, Анна Политковская, «Общая газета», 25.06.1998
- Между замыслом и смыслом, Виктория Никифорова, «Русский телеграф», 25.06.1998
- В «Мастерской Петра Фоменко» рукописи не горят, Ирина Алпатова, «Культура», 4.06.1998
- Чичиков не поддается исправлению, Александр Соколянский, «Неделя», 1.06.1998
- Сгоревшая рукопись, Елена Сергеева, «Театральный курьер», 06.1998
- Тринадцатая ночь, Анастасия Копоть, «Вечерняя Москва», 25.05.1998
- Гоголин, Станислав Рассадин, «Литературная газета», 25.05.1998
- Чичиков, Дина Годер, «Итоги», 19.05.1998
- Боже, как грустна наша Россия!, Наталья Крымова, «Вечерний клуб», 14.05.1998
- Попытка медленного чтения, Елена Губайдуллина, «Русский телеграф», 13.05.1998
- «Фоменки» обожглись на втором томе «Мертвых душ», Елена Ямпольская, «Новые Известия», 8.05.1998
- Юрий Степанов: Поймал кайф ради этого стоит жить, Светлана Хохрякова, «Культура», 1998
- Черт с нами?, Алексей Филиппов, «Известия», 1998
- Пока живут на свете дураки?, «Столица, № 11», 1998
- В чичиковской круговерти, Л. Осипова, «Семья и школа, № 9», 1998
- «Ю» Ольги Мухиной в РАТИ (ГИТИС), Джон Фридман, «Moscow Times», 16.10.1997
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |