|
«Столица, № 11», 1998
Пока живут на свете дураки?Название нового спектакля Петра Фоменко интригует чрезвычайно и вызывает мучительный вопрос — что же еще сотворили с многострадальным Гоголем? Сразу хочу успокоить радетелей неискаженной авангардными веяниями российской словесности — писателя не обидели, не перекроили и не переписали. Авторы спектакля представили второй том «Мертвых душ», восстановив утраченные для потомков страницы. Спектакль созвучен Гоголю. И все же? Поэму о России Гоголь писал в Италии, быть может, потому получилось оптимистично. Фоменко и Евсеев творили на родине, где по-прежнему живы-здоровы основные национальные беды — дороги и дураки. Безнадежную затею вывести на сцену российское бездорожье постановщики мудро оставили в стороне. А вот дураки в спектакле просто восхитительны. Чичиков (Юрий Степанов) сам шалеет от столь великолепной дури. Дураки все. Помещики, их жены и дочери, кокетливо демонстрирующие роскошные туалеты. Чиновники, продажные или просто ленивые. Добросовестные эти дураки путаются в ими самими созданных бюрократических рамках (на сцене рамки деревянные и весьма материальные). Соблазнительно жующие или лицемерно рыдающие над собственной ничтожностью идиоты начисто затмевают блеклых положительных персонажей, которых постановщики, судя по всему, и не собирались щадить. Есть, правда, неглупая богачка-богомолка, но она не в счет, потому что очень быстро умирает. И единственный умный Чичиков в одиночестве ходит кругами и думает, как же ему жить дальше. А тут дурак-трудоголик Костанжогло бросает гениальную мысль, что «всякая дрянь дает доход». Чичиков и после тюрьмы строит криминальные планы, подстрекаемый изысканным Лукавым (блестящая роль Карэна Бадалова). «Как слаб человек! Как силен лукавый!» — ужасается несбыточности своих иллюзий Сочинитель. А противопоставить-то Лукавому нечего — разве что фразу Костанжогло: «Умри, скотина, на работе!» Или Муразова, патологически честного миллионщика (придумать сей казус мог только в Италии больной русский). Нечего сказать Сочинителю. Он разочарован и бессилен. Он сжигает обнадеживающую грядущие поколения россиян рукопись — спокойно, красиво и без пафоса. Да и сам спектакль безумно красив в своей черно-белой графичности. Он (слава Богу!) не апеллирует к духовности и не призывает Русь дать немедленный и проблематичный ответ. Просто напутствует Родину «Попутной песней» Глинки. Несись, родимая? Кривая или Авось куда-нибудь да вывезут.
Последние статьи о театре- Попытка медленного чтения, Елена Губайдуллина, «Русский телеграф», 13.05.1998
- «Фоменки» обожглись на втором томе «Мертвых душ», Елена Ямпольская, «Новые Известия», 8.05.1998
- Юрий Степанов: Поймал кайф ради этого стоит жить, Светлана Хохрякова, «Культура», 1998
- Черт с нами?, Алексей Филиппов, «Известия», 1998
- Пока живут на свете дураки?, «Столица, № 11», 1998
- В чичиковской круговерти, Л. Осипова, «Семья и школа, № 9», 1998
- «Ю» Ольги Мухиной в РАТИ (ГИТИС), Джон Фридман, «Moscow Times», 16.10.1997
- Актер мирного сосуществования, «Дом Актера», 05.1997
- О свойствах страсти, Наталья Крымова, «Московский наблюдатель, № 3-4», 03.1997
- Лики Прекрасной Дамы, Екатерина Сальникова, «Театр, № 1», 01.1997
- А еще
, Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- «Месяц в деревне», или Двадцать лет под кроватью, Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Месяц в деревне. Почти Достоевский, Екатерина Сальникова, «Театр, № 1», 01.1997
- Кто боится женской любви?, Маруся Карабасова, «Московский Комсомолец», 22.12.1996
- В тени утраченного рая, Ольга Игнатюк, «Культура», 14.12.1996
- Вот парадный подъезд?, Мария Седых, «Литературная газета», 4.12.1996
- Бесстрастный этюд, Григорий Заславский, «Независимая газета», 3.12.1996
- Полупастораль, Ирина Глущенко, «Дом Актера», 12.1996
- «Месяц в деревне», «Домовой, № 12», 12.1996
- «Фоменки» выходят в большую жизнь, Роман Должанский, «Коммерсант», 11.11.1996
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |