|
Алексей Филиппов «Известия», 1998 Черт с нами?Самый достойный провал сезонаО театральной неудаче писать легко: можно, не утруждая себя размышлениями, обойтись легким юмором и легким пафосом. Приятно думать, что ты умнее тех, кто работал над постановкой; это передается читателю, и он тоже получает свою долю удовольствия. Разделаться подобным образом со спектаклем Мастерской П. Фоменко «Чичиков» было бы верхом профессиональной безответственности. Это действительно неудача — откровенная, бьющая в глаза. Затянутый, скучный, нерешенный спектакль — действие путается, стоящий за ним смысл плывет. Петра Фоменко всегда отличало совершенное чувство авторского текста, и его работы не нуждались в жестких режиссерских решениях — образ писателя, времени, произведения возникал в них непостижимым для аналитиков образом. Фоменко ворожил вместе с автором, режиссер был растворен в тексте, и все его постановочные находки полностью отвечали духу произведения. Таков он и здесь, но результат получается обратный ожидаемому. Фоменко перенес на сцену второй том «Мертвых душ»: горящий любовью к отчизне генерал-губернатор, благородный откупщик Муразов, наичестнейшими методами заработавший сорок миллионов, идеальный помещик Костанжогло обрели плоть и кровь. Теперь понятно, почему Гоголь сжег вторую часть книги: он увидел своих положительных героев и понял, что Россия не грустна, а чудовищна. С персонажами спектакля произошла странная вещь — по сравнению с кувшинными рылами, солдафонами, плутами и обжиралами праведники производят чудовищное впечатление, святой человек Муразов пугает больше снующего по сцене черта. Черт вездесущ: он толкает под руку Гоголя, и он же сбивает с пути истинного раскаявшегося было Чичикова. Его подручный оборачивается и помощником нотариуса, и чиновником, водящим за нос чистого душой губернатора; черт лезет в любую щель, но праведник все же страшнее. И черт, и Чичиков понятны — один зарабатывает копейку на мертвых душах, другой делает бизнес на душах человеческих. Праведников же воодушевляет головной, противостоящий живой жизни пафос, с ее мерзостями они предполагают покончить при помощи Евангелия и военного суда. Сегодняшнему зрителю (как, впрочем, и Гоголю) ясно, что это дело безнадежное — генерал-губернатор с Муразовым наломают дров и пройдут, а Чичиков и черт останутся. Праведник мертв, а черт жив: таков объективный смысл и пьесы, и постановки. Гоголь его не принял, а вслед за ним — и Фоменко. Сместив кое-какие акценты, он мог бы поставить спектакль о вечной, фатальной мерзости русской жизни — то-то был бы эффектный постановочный ход! Но Фоменко вслушивается в автора, идет вслед за Гоголем — ему важно понять, почувствовать, воплотить в действии логику его мысли и чувства, ему нужно разобраться, что происходит с Чичиковым и с нами? И он терпит крах, споткнувшись там же, где Гоголь, — а все остальное, ей богу, вторично. Спектакль нечетко выстроен: понятно, почему Карэн Бадалов играет и черта, и недалеко ушедшего от него юрисконсульта, но почему он выходит в роли безобидного портного, остается неясным. Галина Тюнина исполняет роли Сочинителя и богомольной старухи Ханасаровой; Мадлен Джабраилова — ее воспитанницы, вечно пьяной ключницы, двух помещиц? И всюду дает один и тот же типаж. Это мир-перевертыш, мир-зазеркалье: черт отражается в стряпчем, чиновник — в разбойничке? Но полярность образов не соблюдена, прием не доведен до конца: все свелось к тому, что каждый из исполнителей играет по нескольку ролей — для такого мастера, как Фоменко, промах неожиданный. Большинство актеров здесь не слишком хороши: у каждого из «фоменок» появились свои штампы, и они используют их вовсю — а могло ли быть иначе, если они не уверены в том, что делают? Замечателен Чичиков Юрия Степанова, хитроватый и простоватый, трогательный в своем наивном бесстыдстве, но спектакль это не спасает. Впрочем, неудача неудаче рознь: провал, ставший следствием заведомо невыполнимой задачи, которую поставил себе художник, делает ему большую честь.
Последние статьи о театре- Попытка медленного чтения, Елена Губайдуллина, «Русский телеграф», 13.05.1998
- «Фоменки» обожглись на втором томе «Мертвых душ», Елена Ямпольская, «Новые Известия», 8.05.1998
- Юрий Степанов: Поймал кайф ради этого стоит жить, Светлана Хохрякова, «Культура», 1998
- Черт с нами?, Алексей Филиппов, «Известия», 1998
- Пока живут на свете дураки?, «Столица, № 11», 1998
- В чичиковской круговерти, Л. Осипова, «Семья и школа, № 9», 1998
- «Ю» Ольги Мухиной в РАТИ (ГИТИС), Джон Фридман, «Moscow Times», 16.10.1997
- Актер мирного сосуществования, «Дом Актера», 05.1997
- О свойствах страсти, Наталья Крымова, «Московский наблюдатель, № 3-4», 03.1997
- Лики Прекрасной Дамы, Екатерина Сальникова, «Театр, № 1», 01.1997
- А еще
, Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- «Месяц в деревне», или Двадцать лет под кроватью, Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Месяц в деревне. Почти Достоевский, Екатерина Сальникова, «Театр, № 1», 01.1997
- Кто боится женской любви?, Маруся Карабасова, «Московский Комсомолец», 22.12.1996
- В тени утраченного рая, Ольга Игнатюк, «Культура», 14.12.1996
- Вот парадный подъезд?, Мария Седых, «Литературная газета», 4.12.1996
- Бесстрастный этюд, Григорий Заславский, «Независимая газета», 3.12.1996
- Полупастораль, Ирина Глущенко, «Дом Актера», 12.1996
- «Месяц в деревне», «Домовой, № 12», 12.1996
- «Фоменки» выходят в большую жизнь, Роман Должанский, «Коммерсант», 11.11.1996
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |