In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Александр Соколянский
«Эксперт», 20.07.1998

Много радостей и никаких надежд

Итоги театрального сезона подводит критик Александр Соколянский

Союз театральных деятелей РФ разослал анкету из десяти пунктов: просим вас назвать лучший спектакль московского сезона, лучшего режиссера, актера, актрису и т. д. — вплоть до лучшего художника по свету. Спорить о целесообразности подобных опросов не имеет смысла. Все рейтинги в искусстве условны. Все респонденты в большей или меньшей степени пристрастны. Однако вреда от таких анкет никакого, а польза хотя бы та, что они помогают отвечающему как-то систематизировать накопившиеся впечатления и подвести общий итог. Единственное, что в анкетах плохо, — отвечать приходится односложно, ничем не поясняя свой выбор. Но это мы сейчас исправим. 

Лучший спектакль сезона

К сожалению, «Чичиков. Второй том „Мертвых душ“» Мастерской Петра Фоменко. К сожалению — потому что в «Чичикове» нет той гармонической силы, которая отличала режиссерские работы Фоменко в 90-е годы. Обаяние актерской игры неоспоримо, но оно демонстрируется как-то вне замысла и оттого кажется чересчур знакомым. Приемы обольщения сами по себе хороши, но в каждой премьере они повторяются, как рисунок на обоях. Идею спектакля — горькую догадку о неисправимости русской жизни — приходится считывать едва ли не наперекор актерам: чрезвычайно милым, но, за двумя исключениями (о них — ниже), чрезвычайно легковесным.
Главным событием сезона «Чичиков» оказался, главным образом, из-за отсутствия конкурентов. Из режиссеров «высшей лиги», всеми негласно признаваемой, премьеру, помимо Фоменко, показал один Валерий Фокин. Несколько превосходных, душераздирающих минут из его «Еще Ван Гога» останутся в памяти, должно быть, навсегда. Спектакль вырос из наблюдений, сделанных в психиатрической клинике: эти наблюдения насытили игру Евгения Миронова правдой больных чувств, но срослись меж собою как нельзя хуже. Жизнь в своей неподдельной кошмарности словно отказалась разрождаться драматургическим сюжетом. Все, что должно было бы скреплять, комментировать, приводить к общему смыслу «психопатические этюды», — не работает. Это настолько очевидно, что позволительно предположить: Фокин заходит в творческий тупик. Оно бы и к лучшему: этот режиссер умеет выходить из тупиков напролом, каждый раз преподнося неожиданности и генерируя принципиально новые театральные идеи.

Лучшая режиссерская работа сезона

«Амфитрион», поставленный Владимиром Мирзоевым в Театре имени Вахтангова. При вручении всяческих премий награда за лучшую режиссуру традиционно означает нечто вроде второго места на пьедестале. Эти награды всегда вызывают возмущенное колыхание в театральных кулуарах: ясно ведь — кто сделал лучший спектакль, тот и есть самый лучший режиссер, а то как же? В сезоне 1997/1998 жюри национального российского фестиваля «Золотая маска» впервые осмелилось нарушить неразумную традицию, вручив обе премии петербуржцу Льву Додину (Малый драматический театр, «Пьеса без названия»), и этот прецедент прекрасен. Однако отсутствие спектаклей-событий обязывает вглядеться в самодовлеющие достоинства режиссуры. Грациозный расчет, умная дерзость, живой юмор хороши сами по себе — даже если не приносят общезначимой победы.
Спектакль Мирзоева — сардоническая шутка о богах, морочащих людей ради развлечения, — хорош именно тем, что ладен от начала до конца: просчитан, выстроен, рифмован. Многим он не полюбился — так он любви и не жаждет. Есть благовоспитанные вкусы, которые Мирзоеву всегда хочется оскорбить — и преувеличенной изысканностью, и откровенным гаерством, и демонстративным предпочтением собственных интересов интересам публики. Спектакль Мирзоева отнюдь не элитарен, но вызывающе антибуржуазен — если понимать под буржуазностью не классовую принадлежность, а успокоительную культурную добропорядочность. Вероятно, этим он мне более всего и симпатичен.

Лучшие роли сезона

Чичиков в исполнении Юрия Степанова и Гоголь в исполнении Галины Тюниной (оба — Мастерская Петра Фоменко). Сделать выбор среди мужчин было трудно: довольно бессмысленный сезон одарил зрителей отличными актерскими работами. Ярко и напористо играл в «Жаке и его господине» (театр «Сатирикон», постановка Елены Невежиной) Константин Райкин — его привычные приемы нашли новое, красивое применение. Тонкий и сосредоточенный Евгений Миронов в «Еще Ван Гоге», живописный верзила Дмитрий Назаров (Сатин в «На дне», Театр Российской Армии), его однофамилец Геннадий Назаров, очень хороший молодой комик (Рудый Панько в «Ночи перед Рождеством», Театр на Малой Бронной), Максим Суханов (страховидный забавник Меркурий в вахтанговском «Амфитрионе»)- героем мог бы стать любой.
Я отдаю предпочтение Степанову потому, что в его игре, умной и мягкой, есть замечательная емкость. Внутреннее содержание роли — усталость и тревога Чичикова, неясное предчувствие краха, невозможность остановиться, душевное смятение прирожденного стяжателя — почти сразу открывается в максимально доступной полноте. Следить дальше, казалось бы, не за чем, персонаж разгадан — и тут начинается такая игра, на которую в сегодняшнем театре вообще мало кто способен. Степанов наслаждается психологическими нюансами роли, и его наслаждение в высшей степени заразительно. Большую радость в театре способно дать только живое присутствие гения. 
У актрис дела обстояли намного хуже. Роль Тюниной запомнилась неожиданностью и грациозностью общего решения, но назвать ее лучшей можно только потому, что выбирать не из чего. Самодовольное кокетство звезд (к которому актрисы, естественным образом, более склонны, чем актеры) губило в сезоне роль за ролью. По-настоящему содержательны были тихие вводы: Оксаны Мысиной — в «Тойбеле и ее демона» (МХАТ имени Чехова), Амалии Мордвиновой — в «Фальбалу» (Театр Александра Филиппенко). Строй спектаклей изменился, и оба раза — к лучшему: история Тойбеле зазвучала глубже, дуэт Макара Девушкина и Вареньки стал нежнее. Но коли уж приходится считать событиями сезона вводы — значит, дело плохо.

Лучшие художники сезона

По костюмам — Юрий Хариков, чья изощренность и прихотливость так привычно восхитительны, что это начинает понемногу раздражать. В «Принце Гомбургском» (театр “Et cetera”) Хариков превзошел самого себя, сочинив на сцене какое-то совершенно фантастическое, агрессивно-жеманное японское рококо и дезавуировав тем самым суровую доблесть дисциплины, восславленную автором пьесы Генрихом фон Клейстом. Гордые идеалы Клейста и его суматошная, неврастеническая жизнь расходились так сильно, что язвительное остроумие художника можно оправдать: Хариков не поверил автору, изо всех сил старающемуся быть носителем «германского духа», и превратил героев битвы при Фербеллине в декоративных самураев. Однако Хариков не нуждается ни в каких оправданиях. Его роскошные выдумки зачастую бесцельны (тем и бесценны, как сказал бы Набоков), и иногда кажется, что актер на сцене для самого знаменитого и самого востребованного из художников новой генерации — не более чем манекен в витрине.
Декораций, достойных всяческой похвалы, в сезоне хватало. Говорить о расцвете сценографии во второй половине 90-х годов стало привычным делом: где-где, а здесь всегда есть чему порадоваться — и смелым мыслям, и красивым воплощениям. Прошедший сезон был несколько беднее обычного, поскольку у корифеев — Шейнциса, Бархина, Левенталя, Боровского-старшего — новых спектаклей не случилось. Были ярки художники новой волны: Павел Каплевич («Две женщины» и в особенности «Мизантроп»), Александр Боровский («Еще Ван Гог» и в особенности «Ночь перед Рождеством»), Мария Данилова (костюмы «Чичикова»). Главным впечатлением сезона для меня стала работа Андрея Тюпикина в «Победе над солнцем» Алексея Крученых (Академический Молодежный театр) — чертовски изобретательная, удобная для актеров и остроумно отзывающаяся на главную мысль спектакля. Модули Тюпикина (материал для которых, по первому впечатлению, подбирался на городской свалке) — насмешливая, но беззлобная реплика по адресу революционного театра с его жаждой доломать старый мир и верой в светлое будущее. Невообразимо соединенные железяки, деревяшки, дырявые ведра и всякий прочий хлам — пародия на фантастические построения театральных конструктивистов, которая утверждает яснее ясного: горячие порывы, патетические призывы, утопические надежды российских «будетлян» (как выражался Велимир Хлебников) были мало чем оправданны и весьма комичны. А все же по-своему милы: в той степени, в какой не пахли кровью. Про то же и спектакль — начисто отменяющий «победу над солнцем», но тем не менее любующийся людьми, некогда ее провозглашавшими. В декорациях Тюпикина чувствуются ум и интерес к предмету: эти свойства, особенно последнее, сейчас реже и ценнее, чем ставшее общедоступным изящество.

Последние вопросы

На два последние вопроса анкеты я ответить не сумел. Кто лучший художник по свету, я не знаю. Не только лучшего, но и попросту приличного детского спектакля за сезон, по-моему, поставлено не было, если не считать таковым «Ночь перед Рождеством», равно пленявшую детей и взрослых. И если, подводя итог, говорить о главных событиях сезона, одно из них — самое неприятное — с этим спектаклем косвенно связано. Я имею в виду уход режиссера Сергея Женовача, поставившего «Ночь перед Рождеством», и большинства актеров, входивших в его команду, из Театра на Малой Бронной. Их, что называется, достали.
От подробных объяснений я воздержусь: люди, куда более осведомленные о методичных измывательствах над Женовачом, молчат и, вероятно, правильно делают. Он пытался воскресить театр, умерший с уходом Анатолия Эфроса. Большинство мертвецов, как выяснилось, воскресать не желают и не умеют. Они хотят совсем другого: считаться живыми. Спектакли Женовача слишком ярко контрастировали со всеми прочими постановками, и за это его возненавидели: вот художественная причина конфликта. The rest is silence.
Бронная сделала типологически важный выбор, предпочтя труду обновления «нормальное» существование — спокойное и бездарное.
Режиссер, приходящий в театр с серьезными намерениями (в особенности если он плохо владеет искусством интриги), сегодня, кажется, обречен почти повсеместно. Женовач, прирожденный театральный строитель, оказался просто-напросто не нужен деидеологизированной художественной системе. Это означает, что количество аморфных и косных театров в ближайшие годы будет расти. Кто бы ни явился на смену уходящим режиссерам-старейшинам, они, скорее всего, надорвутся или же быстро подладятся к требованиям и привычкам разложившихся трупп. То есть больших театральных надежд на начало XXI века возлагать не приходится.
Что касается радостных событий высокой важности — их было много, но почти все они случились не в России и нам достались взаймы, на короткий срок. Я имею в виду, конечно, спектакли Международного Чеховского фестиваля: «Трех сестер» Марталера, «Медею» Беккера, «Иммануила Канта» Лупы, «Много шума из ничего» Доннеллана, «Прометея прикованного» Терзопулоса, «Персефону» Уилсона и т. д. — плюс «Гамлет», которого зимой привозил Някрошюс.
Беда не только в том, что отечественный калашный ряд был как минимум втрое короче: «Пьеса без названия» Додина, «Дон Жуан» Васильева да, может быть, камерный прелестный «Дядя Ваня» новосибирца Сергея Афанасьева. Хотелось выть от зависти, видя богатство театральных технологий, освоенных в Европе: что ни спектакль — то особый метод, что ни театр — то новое направление в искусстве! Пусть в запальчивости я несколько преувеличиваю, но все же, как говорил лауреат Государственной премии 1997 года таможенник Верещагин, за державу обидно.
В сущности, за последние десять лет мы пустили по ветру главное наше достояние — искусство психологического реализма, существующее ныне в огрубленном до карикатурности виде. Те, кто его хранит, — Додин, Фоменко, Женовач — не имеют сколько-нибудь существенного влияния на общую театральную ситуацию. В таком же, если не худшем, положении те, кто моделирует новые возможности сценического искусства: Васильев, Фокин, Мирзоев. К их работам жвачная театральная общественность относится со здоровым скепсисом, а то и с раздражением. Всерьез ей не нужны ни традиции, ни новации. Для зрителя, неуклюже подделывающегося под «средний класс», театр с той же неуклюжестью воспроизводит соответствующее искусство, охотно превращаясь в дом культуры и отдыха. Откуда бы взяться грации? Один Марк Захаров и сумел ее выработать в «Ленкоме» — за двадцать пять лет творческого труда на благо интеллигентного обывателя.
Таким образом, даже у добропорядочного коммерческого искусства нет особо приятных перспектив. Боюсь, что это не кризис, оставляющий какие-то шансы на выздоровление, а безнадежная стагнация: состояние, к которому волей-неволей придется привыкать.


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100