In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Ирина Леонидова
«Культура», 6.02.2003

Мотылек в камуфляже

Премьера пьесы Петра Гладилина в Мастерской Петра Фоменко

В Мастерской П. Фоменко вообще-то привыкли к классике. Современная пьеса там практически не востребована, а потому и смотрится в репертуарной афише театра едва ли не случайным вкраплением. То же самое можно сказать о и спектаклях, поставленных здесь не самим Фоменко, — эдакие интермедии в антрактах между сочинениями мэтра. Бывают, конечно, и в этой нише удачи, как у И. Поповски в «Отравленной тунике». Евгению Каменьковичу, поставившему у «фоменок» пьесу П. Гладилина «Мотылек», повезло меньше. Впрочем, кажется, он не особенно и старался.
Драматург Петр Гладилин в особых представлениях не нуждается. Его пьесы"Ботинки на толстой подошве, «Любовь как милитаризм», «Афинские вечера» и другие игрались в театрах и антрепризах. Но сценическими долгожителями не становились, неизвестно, по чьей вине. То ли сами пьесы, как принято говорить, «странные», то ли режиссерский ключик их редко открывал. Хотя Гладилин не раз и сам выступал в качестве режиссера, но результат оставался схожим. 
А вот с Е. Каменьковичем драматурга как раз связывают достаточно тесные и продолжительные творческие отношения. Когда-то он представил публике первую гладилинскую пьесу «Тачка во плоти», оригинально размещенную в пространстве автосалона. Были и другие встречи. Теперь пришел черед «Мотылька,» и, вот ведь странно, необходимый авторско-режиссерский контакт так и не замкнулся. Скромненький спектакль уже с премьерных дней заслужил репутацию случайного и проходного события. 
Практически все критики поспешили обвинить в неудаче именно Гладилина. Мол, он и «странен» по-прежнему, и претенциозен не в меру, и жанрами не владеет, и вообще Бог знает что написал. Пьеска и впрямь непроста: то ли комедия абсурда, то ли фарс, то ли слезная драма. Впрочем, режиссером или самим драматургом ей было дано определенное жанровое обозначение: «утопическая мелодрама». Если скользить по верхам, сюжет смешон и абсурден: в Богом забытой воинской части нежданно-негаданно рядовой Коля Лебедушкин трансформируется в девушку Наташу, существо возвышенное и не от мира сего. Бравые вояки, боясь скандала, упорным тренингом типа «упал — отжался» пытаются вернуть ей человеческое, то есть мужское, обличье. Она же, в свою очередь, отважно и рискованно пытается перетащить служаку Полковника в свой, то есть «не сей», мир. Туда, где царит «декадентский бред», сочиняются абсолютно неуместные и труднопроизносимые монологи-молитвы какого-то «короля пчел» и его возлюбленной Сольминор, где прямо в солдатском клубе репетируют шекспировского «Отелло», и закаленный в боях настоящий Полковник должен по-настоящему же плакать от любви к эфемерной Дездемоне. И конечно, сразу понятно, что добром эта смешная и трогательная фантасмагория не кончится. Крылышки «мотыльку» пообрывают, да и сам он будет безжалостно раздавлен каким-нибудь бэтээром.
И как, скажите, все это перевести на сценический язык, чтобы сюжет при этом не казался вымученным и надуманным, реплики Коли-Наташи не звучали нелепо и высокопарно, да и все персонажи не казались бы идиотами? К тому же сам Гладилин успел сказать где-то в телеэфире, что пьеса его — ни в коей мере не об армии, но о спасении души. Задачка, конечно, сильная, почти миссионерская. И все же, вероятно, справиться с ней было можно. И кто же предполагал, что Каменькович лениво и неспешно пойдет «по быту», изредка заставляя зрителей похохатывать, чаще — недоумевать. И что самое страшное для Театра П. Фоменко, общей атмосферой стало ощущение фальши, казалось бы, невозможное здесь по определению. 
Кондовый солдатский клуб с лоснящимся занавесом, старенькая трибуна с красной звездой (сценография Владимира Максимова), которую любовно натирает тряпочкой Полковник — Юрий Степанов, через два слова на третье издающий: «Ну ё-мое». Сапоги, камуфляж (костюмы Валерии Курочкиной) — все, как водится. И превращение мальчика в девочку какое-то унылое: ну вывели на сцену актрису Полину Кутепову в коротко стриженном паричке, мелодично и нараспев декламирующую. Вроде бы это некая Душа, почти та самая «мировая» из пьесы Кости Треплева (параллели с чеховской «Чайкой» очевидны) — по сути же нелепое и слегка бесполое существо, ничему не адекватное. Юродивых же у нас любят, но всерьез обычно не воспринимают. А тут вдруг бравый Полковник — Степанов почему-то подпадает под ее влияние, и мажет лицо гримом, преображаясь в Отелло, и надевает прозрачную распашонку поверх тельняшки, и силится что-то с чувством произнести. Значит, черт возьми, ведь происходит что-то с ними, действительно попадают они в какое-то воображаемое измерение. А на реальной сцене — все то же и так же, только Коля-Наташа облачилась в воздушное платьице, сшитое из занавесок. Получается, просто дурака валяют на потеху публике. Стоило ли ради этого весь огород городить, да еще на «культовой» сцене? Оттого и гибель «мотылька», и финальное возжигание свечей под чтение вышеупомянутой молитвы-монолога и впрямь немерено претенциозно и опять же фальшиво.
Положение спасает разве что Юрий Степанов в роли Полковника. Он как-то совершенно естественно, тихонько и неброско, между строк и между слов, тянет что-то свое, человеческое. Сказала бы, «психологическое», если это уместно в «утопической мелодраме». Его душу спасать как раз и не надо, она вполне жива. Только прячется где-то глубоко под камуфляжем и тельняшкой. Играй эту роль кто другой и по-другому, глядишь, совсем абсурд вышел бы. А на Степанова посмотришь и тут же начинаешь Полковнику сопереживать, а не посмеиваться исподтишка. Хотя и он, конечно, смешон, но как нормальный человек, попавший в абсолютно ненормальную ситуацию. 
Вот, собственно, и все. Мотылек сгорел, Полковник остался, публика разошлась. И наверное, это действо скоро забудет. Все верно, хотя немного жаль.


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100