In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на сентябрь
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Алена Злобина
«Общая газета», 24.10.1996

Без скидок

Мастерская Петра Фоменко. «Месяц в деревне». Режиссер Сергей Женовач

В предыдущем сезоне «фоменки» надеялись (и даже почти обещали) открыть следующий уже в своем доме — Кутузовский, 30/32, и ни много ни мало «Войной и миром» в постановке Петра Фоменко. Но болезнь мастера (слава Богу, отступившая) и отсутствие денег, необходимых, чтоб переделать кинотеатр в театр, заставили отложить намеченное до начала нового календарного года — а театральный начинать в зале ДК «Каучук» спектаклем Сергея Женовача.
Впрочем, здесь можно обнаружить и некий умысел, сочтя пьесу Тургенева своего рода разминкой перед Толстым; она столь же утонченно психологична, но не стремится к большим масштабам и не задает вечных вопросов, а просто показывает вечные чувства — любовь, ревность, долг, всегда имеющие отзыв.
Бездомность создает театру массу дурных проблем (типа что где хранить), вынуждая к минималистской сценографии и требуя от зрителя соответствующих скидок. В последнее время театр вообще обходился одним реквизитом, но в новой работе, сделанной, так сказать, в преддверии собственного здания, позволил себе — и художнику Владимиру Максимову — выстроить «настоящую» декорацию, хоть и несложную. Два скромных полукруглых портика, сдвигаясь и раздвигаясь, уходя на задний план или выступая вперед, ненавязчиво обозначают то гостиную, то беседку; а держит конструкцию странноватого вида столб, вокруг которого она и вращается. Но если техническая роль этого «центра» самоочевидна, то художественный смысл он обретает лишь единожды, в остальное время просто торча посредине — именно как столб, — в моих глазах оборачиваясь под конец эдаким тревожным восклицательным знаком. Однако об этом — ниже; сначала поговорим о режиссерских задачах и актерском исполнении. 
Сергей Женовач ставит пьесу строго по тексту — имея в виду не только полнообъемное его прочтение, но и сохранность во всех подробностях. Действо снабжено разнообразными игровыми деталями, — иногда малость простоватыми (как бесконечное спотыкание Лизаветы Богдановны — Ксении Кутеповой), но чаще яркими, занятными и выразительными (как оцепенелая походка ватного от застенчивости Большинцова — Тагира Рахимова, или резкая смена голосовых регистров у Кати — Мадлен Джабраиловой, чередующей беглые разговорные реплики с протяжными песенными строками). И вообще принцип «нет маленьких ролей» воплощается в спектакле весьма последовательно. По преимуществу соблюден и другой завет мэтра — «Режиссер должен умереть в актере»; вопрос, в ком и как.
Задачи основных исполнителей этой пьесы достаточно сложны: надо предъявить отчетливую психологическую проработку и эмоциональную насыщенность — словом, «переживание»; впрочем, тут тоже есть свои градации сложности. Самые «простые» эмоции достались Юрию Степанову — добродушному и великодушному мужу, которому больно и за жену, и за друга, и за себя, разумеется, и который в этой не слишком выигрышной роли умудряется быть прочувствованно серьезным и почти трогательным. Несколько труднее приходится другу: терзаемый бесплодной ревностью, Ракитин должен выказывать свои мучения, скрывая их, и лишь в монологах выплескивается свободно. Однако ж эта неподвижная страсть не нуждается в ярком разнообразии красок, и Рустэм Юскаев играет ее абсолютно точно и тонко. А вот роль Верочки требует уже эмоциональной гибкости, которую Полина Кутепова и демонстрирует со всем блеском; из нежной, прелестной, краснеющей влюбленной девочки разом превращаясь в оскорбленную женщину, способную и на бунт, и на месть. Однако (опять однако!) ее метаморфоза совершается за сценой. Когда же сложные душевные движения, психологические повороты и противоречивые эмоции выносятся на сцену — начинаются проблемы.
Кирилл Пирогов — Беляев, простодушный мальчик-студент, к собственному изумлению вызвавший любовную бурю и на миг ею захваченный, — хорош, пока от него требуется юношеское обаяние, непосредственность, смущение от неожиданных открытий. Когда доходит до внезапного порыва влюбленности — образ рушится, появляются вульгарность и грубость, и в результате одна из кульминационных сцен оборачивается неуместным фарсом? А хуже всего обстоит дело с главной героиней, у которой и задачи самые сложные: сочетать бесхитростность с хитростью, пребывать в постоянном смятении, разрываться между противоречивыми желаниями. Сколько помню, до сих пор Галина Тюнина с такими трудностями не сталкивалась — и сейчас преодолеть их не сумела. Она играет резко, местами агрессивно, сообщая Наталье Петровне черты хищницы, заимствованные у ее же великолепной Глафиры из «Волков и овец». А настоящее чувство отсутствует.
Отдельные претензии можно было бы предъявить и режиссеру, который изредка выходит на первый план, затевая какой-нибудь прием — типа быстрого мелькания персонажей на фоне монолога, где они поминаются, — и бросает его, не доведя до конца. Но сейчас эта странная для уверенного профессионала «недоделанность» интересует меня не сама по себе, а постольку, поскольку оказалась парадоксально неотделима от общей ситуации «фоменок».
Мы полюбили их, конечно, за дело, но отчасти и «авансом»: такие молодые, обаятельные, талантливые, так уже ярко проявившиеся, а еще больше обещающие? Однако блистательный диплом четырехлетней давности — «Волки и овцы» — и доныне остается лучшей работой, и взрослее, крупнее, значительнее они за это время, в общем, не стали. Конечно, какие их годы — успеют. Только надо помнить, что долгожданная собственная сцена может стать серьезным испытанием. Что непривычно большой зал потребует обращения ко всякой публике, а она наших любимцев почти не знает, и завоевывать ее надо иначе, нежели профессионалов и профессиональных любителей. Что легкая незавершенность юношеского облика к лицу бездомным скитальцам, а в своем доме утратит чары. И что какой-нибудь столб, водруженный посреди площадки и лишь единожды послуживший для радостно-театрального запуска воздушного змея, будет уже восприниматься без всяких скидок. Впрочем, особенно бояться «фоменкам» нечего — «Мастерская» все равно останется одним из лучших в Москве театров. Но хорошо бы не просто потому, что другие хуже?


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100