|
«Алфавит», 14.12.2000 Игра со счастьемТолстовское «Семейное счастие» Петр Фоменко подарил Ксении КутеповойНовый спектакль Фоменко прост, как счастье. Так же неуловим, неотчетлив и так же готов немедленно обернуться своей противоположностью. Описать его нельзя, не стоит и пытаться, такое, впрочем, иногда случается. Мы часто говорим: «Смотри, какой ветер!», а между тем самого ветра никто не видел. Так и тут. Впечатление такое, что режиссер взял в руки легчайшую из кистей и показал нам что-то вроде рисунка на запотевшем стекле. Прозрачный фон, непрерывная линия, исчезающая от малейшего дуновения воздуха, беглый, контурный почерк. Странным образом, именно неокончательность и сообщает спектаклю пронзительную подлинность сердечной боли. Фоменко упорно и настойчиво отсылает нас к чему-то лежащему далеко за пределами одного только толстовского сюжета. Реальность, с которой он имеет дело, явно метафизического свойства. Проще всего пересказать сюжет. Немолодой человек полюбил юную девушку, женился на ней, а она, соскучившись в деревенской глуши, увлеклась светскими развлечениями, завертелась в удовольствиях, забыла о семейных обязанностях и сделала мужа несчастным. Потом опомнилась, осмыслила происходящее и приготовилась к новому, взрослому и правильному пониманию счастья. В ранней толстовской повести, пожалуй, нет еще морализаторства, но есть дивная, соблазнительная ясность. К которой режиссер Фоменко всю свою долгую творческую жизнь тянется и от которой бежит, что есть мочи.
«Семейное счастие» Фоменко поставил для Ксении Кутеповой, подарив спектакль актрисе, которая давно ждала своего «звездного часа», и вот — дождалась. Три часа почти непрерывного движения-танца. Тоненькая рыжеволосая девочка с острыми ключицами летает, танцует, мечется в тесном пространстве, называемом в Мастерской сценой. Спотыкается о предметы, пребольно ударяется локтями, скользит по паркету, поминутно вздрагивая и радостно восклицая: «Все так страшно!» Прелесть и драматизм исполнения как раз и заключены в этой воздушной стремительности и недетском прозрении. Милая, юная шалунья Маша так и живет — на бегу, порхая, как вспугнутая птичка. «И жить торопится, и чувствовать спешит» — это сказано и о ней тоже. И все взахлеб, впроброс и без остановки. Она если и присаживается, то на уголок, на краешек, чтобы тут же, мгновенно и порывисто, вскочить. Остановиться и сесть, удобно и основательно, для нее невозможно никак, потому что в таком случае все уже будет на-всег-да. И все кончится. И полет, и игра, и счастье. Все так радостно, так трогательно и звонко, пока нерешительный Сергей Михайлович то ли сватается, то ли сомневается. Маша кружит вокруг него и торопит, торопит судьбу, кокетливо поводя изящными плечиками. Или вот — повязала рыжую головку деревенским платком и полезла высоко на лестницу рвать вишни и угощать жениха. Вдруг покачнулась и под дружное «ах!» зрительного зала полетела вниз вместе с лестницей. А он подхватил ее у самого пола, и это было их первое и самое счастливое объятие. После свадьбы, долгожданной и чудесной, она поняла сразу и окончательно, какое это несчастье — выйти за человека, который любит сидеть. Девочка на наших глазах становилась женщиной. Как, какими актерскими приспособлениями удавалось Ксении Кутеповой произвести это превращение — объяснить не берусь. Оно совершалось, и все. Она продолжала летать, столь же стремительно и безоглядно, но только юную радость сменила тревога, и каждый ее пробег, по-прежнему угловатый, кокетливый и неловкий, сжимал сердце, не поймешь отчего.
Сергею Тарамаеву досталась роль очевидно невыигрышная. Как говорят в балете, он работает в основном «на поддержке». Видимость, однако, обманчива. Мужское достоинство и тот деликатный, сдержанный драматизм, что прорывается изредка сквозь дымку нежного рисунка, не просто аккомпанируют партнерше, но именно что — поддерживают, поднимают ее, выводя за пределы одной лишь привычной и очаровательной Милоты. Спектакль сочинен на их неуловимо цепком взаимодействии. На сплетении мимолетных взглядов, неуверенных улыбок, робких интонаций. Он весь как музыка, которая одна только и объясняет манеру режиссера. Будто бы вольную и вроде бы незаметную, но при этом точно и вполне расчетливо следующую придуманной партитуре. В «Семейном счастии» нет открытого драматизма. Он подобен элегии и - бесконечно печален. Чем дальше, тем больше. Все более зыбким становится свет, все тише музыка, и только высоко-высоко взлетает и растворяется в воздухе женский смех. Девочку-попрыгунью завертело, увлекло ее женское, новое существование. Кавалеры в Петербурге, кавалеры в Баден-Бадене? Она так рвалась куда-то, так ждала чего-то, чему и слов-то нет, потому что главное как раз — в ожидании. А потом вдруг опомнилась и поняла, что счастье ушло безвозвратно.
«Счастья нет, не должно быть и не будет для нас?» — готов повторить вслед за известным чеховским героем Петр Фоменко, который, как ни странно, пьес Чехова не ставил вовсе (водевили, пожалуй, не в счет). А вот Льва Толстого ставил много и охотно. Интересно, однако, вот что. Толстой вернул свою Машу в семью и подарил ей напоследок покой и мудрость: «Новое чувство любви к детям и к отцу моих детей положило начало другой, но уже совершенно иначе счастливой жизни?» Не то у Фоменко. Его Маша тоже вернулась. И ей предстоит теперь жить — долго и счастливо — в этом старом деревенском доме с чудным садом за большими окнами, жить с мужем, деликатным и прекрасным, с детьми и старенькой любящей гувернанткой, жить без игры и страсти, без воздуха и воли, с одним только словом «все», застрявшим в сердце, как пуля. В финале Фоменко держит долгую, нескончаемую паузу. Семья усаживается за стол. Традиционное русское чаепитие. Все как когда-то. Старая нянька, баба на чайник, в мучительной тишине позвякивают фарфоровые чашки, смешными узлами-удавками повязывается общая на всех салфетка. И судорожная нелепая попытка Сергея Михайловича рассмешить жену — натянул на голову тряпичную куклу, а никто не смеется. Время тянется нестерпимо долго. И столь же долго мы смотрим на отрешенно-бледное женское лицо со спутанной челкой на глазах, полных слез, на трясущиеся плечи внезапно состарившегося, обмякшего мужа, и блаженная улыбка верной гувернантки застывает на наших глазах в жутковатой гримасе. Вот уже второй год Петр Фоменко репетирует в своем театре «Войну и мир». Все что-то не получается. А вот «Счастие» это выпустил быстро. Впечатление такое, что спектакль как-то сам взял да и выскочил. По виду — чистый эскиз, набросок. А как задумаешься, выходит самое настоящее философское высказывание. Таинственная вещь театр, его, как и Россию, умом не понять.
Последние статьи о театре- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизода, Кирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Уроки музыки, Анатолий Смелянский, «Московские новости», 12.01.2001
- Театр семьи, Олег Дуленин, «Планета Красота, № 1-2», 01.2001
- «Гармония мира не знает границ?», Марина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 24», 2001
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко, «Культура», 28.12.2000
- Игра со счастьем, «Алфавит», 14.12.2000
- «Семейное счастье» в «Мастерской Петра Фоменко», Екатерина Васенина, «Афиша@MAIL. RU», 7.12.2000
- Наш городок, Марина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Сударь из Ленинграда, Галина Нечаева, «Общая газета», 2.11.2000
- Пресса о спектакле «Горе от ума» с сайта «Театральный смотритель», 2.11.2000
- Медленное чтение счастия, Олег Дуленин, «Литературная газета», 1.11.2000
- Ощущение радости бытия, Ольга Егошина, «Экран и сцена, № 43 (563)», 11.2000
- Завязали Маше узелок на счастье, Надежда Ефремова, «Экран и сцена № 43 (563)», 11.2000
- Шорохи, Елена Ковальская, «Афиша», 30.10.2000
- Вспомни дикий восторг, Мария Седых, «Общая газета», 19.10.2000
- Домик в деревне, Олег Зинцов, «Ведомости», 16.10.2000
- Такая любовь, Денис Сергеев, «Эксперт», 16.10.2000
- Толстой у Фоменко: Кутепова и Тарамаев сыграли то счастье, которого нет, Кирилл Рогов, «Полит. Ру», 14.10.2000
- Соната для отличных инструментов, Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 13.10.2000
- Дети в интернате, жизнь в Интернете, Инна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |