|
Кирилл Рогов «Полит. Ру», 14.10.2000 Толстой у Фоменко: Кутепова и Тарамаев сыграли то счастье, которого нетПетр Фоменко поставил «Семейное счастье» — не слишком удавшийся роман Толстого, хотя и пронизанный по-толстовски бескомпромиссной, почти авангардной мыслью, камуфлирующей себя под дидактику. Фоменко ставит этот роман уже второй раз. Параллельно он репетирует «Войну и мир». Этот толстовский приступ в некотором смысле выглядит как своеобразный ответ на эксперимент Сергея Женовача, поразившего несколько лет назад Москву трехчастным «Идиотом» Достоевского. В обоих случаях строй и воздух заведомо нетеатральной прозы и является главной целью режиссерского замысла. Параллель эта отнюдь не формальная, ибо именно Петр Фоменко и Сергей Женовач, работавшие много лет вместе в ГИТИСе-РАТИ, нащупали и создали новую театральную манеру — пожалуй, наиболее значительное и, действительно, новое явление в русском театре последнего десятилетия. Техника эта, как бы естественно выросшая из работы с совсем еще молодыми гитисовскими студентами, составившими впоследствии Мастерскую Петра Фоменко, ключевым понятием своим имеет этюд. Микродраматургия этюда как бы освобождает сцену и актера от телеологии смысла, монотонной заданости характера и классического «правдоподобия» русского психологизма. Правдоподобие характера и обстановки уступает правдоподобию реакций и ситуации. Вот — этюд «объяснение в любви», вот — «чаепитие», вот — «сборы на бал». Именно поэтому девочки и мальчики Мастерской с очаровывающей легкостью и убедительностью играли стариков и старух, характерного Островского, несценическую прозу (к примеру, Фолкнера) по выстроенной канве таких этюдных эпизодов, освобождая текст от смысловых клише и возвращая ему живой рисунок эмоций и микроконфликтов. Позднее Женовач перенес эту технику на свою вполне взрослую труппу в театре на Малой Бронной. В знаменитом «Идиоте» все многоступенчатая композиционная конструкция и достоевская сложность будет также тонко и плотно прошита этюдными шутками и парадоксами, возвращающими достоевские идеологемы и характеры к житейской естественной правде. Так, в одной из классических достоевских сцен, когда ход событий все больше и больше завязывает всех героев в единый узел самовозрастающего тотального скандала, персонажи вдруг садились пить чай — минут пять не происходило ничего, кроме позвякиванья ложечек, пододвигания вазочек, обыденных благодарствий, и этот простейший рисунок чаепития вдруг оказывались настоящим катарсическим снятием предшествующей сцены, обозначая ту мышкинскую перспективу происходящего, которая вслед за Достоевским была названа Женовачем в его трилогии «Русский свет». «Семейное счастье» — очередной опыт в развитии этой техники, который еще раз подтверждает закон: чем сложнее и несценичнее проза, тем эффектнее ее взрывает этюдная техника. Характерно и то, что две кульминационные симметричные сцены в первом и во втором действии — суть сцены чаепития со столь же характерным этюдным ходом: Тарамаев — Сергей Михалыч неловко шутит, надевая на голову самоварную бабу, неудавшаяся шутка обнажает другую, внутреннюю драматургию ситуации. В отличие от эффектной «Одной абсолютно счастливой деревни», в которой этюдная техника встроена в изящный и тонкий римейк театра 60-70х (т.е. той эпохи, когда Борис Вахтин и написал свою повесть), «Семейное счастье» — почти бенефисный спектакль, в котором едва ли не главный трюк — неожиданная новизна актеров. Действительно, несмотря на их театральную широкоизвестность, для обоих — Ксении Кутеповой и Сергея Тарамаева — спектакль обозначает рубеж и поворот в карьере. Для Ксении Кутеповой — это первый настоящий и долгожданный успех. Благополучно начавшись, ее театральная карьера сыграла с ней недобрую шутку, на несколько лет превратив актрису в функциональную часть популярного и очаровательного явления «сестры Кутеповы». Причем, лидировала в нем большей частью Полина, а более характерная и драматичная Ксения оставалась в некотором смысле заложницей этой игры природы. В «Семейном счастье» — получилось. Очаровательная ювенильная эмоциональность с самого начала имеет драматический привкус — не случайно реплики финала, обозначающие типично толстовский кризис-перерождение, вкраплены в начало действия. Вообще, за танцем порывов и эмоций, который исполняет Кутепова на протяжении спектакля, ей выпало выстраивать (при помощи Фоменко и Тарамаева, само собой) жесткую толстовскую теорему о неполноте любви, которая в начале для героини вся — ожидание и в будущем, а потом вдруг оказывается — безнадежно отрезанной и в прошлом. Для Сергея Тарамаева роль тоже очень важна, ибо обозначает попытку преодолеть амплуа «Блаженного», принесшее ему совершенно справедливую известность и, казалось, почти намертво приросшее к нему. Тарамаев почти напрочь лишен тарамаевских открытых как песня монологов и даже там, где на его долю выпадает достаточное для монолога пространство текста, — старательно режет его на отдельные предложения, зажимая актерский порыв точно так, как его персонаж принужден постоянно зажимать и отодвигать от себя порывы полной любви и полного счастья, оставаясь и для зрителя, и для Кутеповой-Маши до самого конца не только не понятым вполне, но ощутимо чужим. — Так хитрый Фоменко замкнул актерские биографии на рисунки их ролей. Но Петр Наумович Фоменко есть Петр Наумович Фоменко. Построив этот замечательный рисунок Кутеповой и оттенив его сдержанным, закрытым Тарамаевым, он все же не доверил им спектакля вполне, подперев его жесткими мастеровитыми фоменковскими конструкциями. Бесконечные кутеповские пробежки и круги по сценическому пространству должны, понятное дело, держать ритм сцен и всего спектакля, но, несмотря на известное изящество, может, несколько многочисленны. Ну, а вся «история греха» — Петербург и Баден-Баден — и вовсе представляют собой типично фоменковский каскад опереточных шутливых эффектов — пользующихся у публики почти гарантированным успехом, но досадно отвлекающим действие от тонкого, а потому — действительно драматического рисунка, выводимого дуэтом Кутеповой- Тарамаева и помогающей им очень умело Арининой-Кати. Рисунка всех этих непонятных вещей про счастье, которое то ли есть, то ли нет.
Последние статьи о театре- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизода, Кирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Уроки музыки, Анатолий Смелянский, «Московские новости», 12.01.2001
- Театр семьи, Олег Дуленин, «Планета Красота, № 1-2», 01.2001
- «Гармония мира не знает границ?», Марина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 24», 2001
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко, «Культура», 28.12.2000
- Игра со счастьем, «Алфавит», 14.12.2000
- «Семейное счастье» в «Мастерской Петра Фоменко», Екатерина Васенина, «Афиша@MAIL. RU», 7.12.2000
- Наш городок, Марина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Сударь из Ленинграда, Галина Нечаева, «Общая газета», 2.11.2000
- Пресса о спектакле «Горе от ума» с сайта «Театральный смотритель», 2.11.2000
- Медленное чтение счастия, Олег Дуленин, «Литературная газета», 1.11.2000
- Ощущение радости бытия, Ольга Егошина, «Экран и сцена, № 43 (563)», 11.2000
- Завязали Маше узелок на счастье, Надежда Ефремова, «Экран и сцена № 43 (563)», 11.2000
- Шорохи, Елена Ковальская, «Афиша», 30.10.2000
- Вспомни дикий восторг, Мария Седых, «Общая газета», 19.10.2000
- Домик в деревне, Олег Зинцов, «Ведомости», 16.10.2000
- Такая любовь, Денис Сергеев, «Эксперт», 16.10.2000
- Толстой у Фоменко: Кутепова и Тарамаев сыграли то счастье, которого нет, Кирилл Рогов, «Полит. Ру», 14.10.2000
- Соната для отличных инструментов, Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 13.10.2000
- Дети в интернате, жизнь в Интернете, Инна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |