In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на сентябрь
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Майа Одина
«Сегодня», 10.10.2000

Лучше Толстого

Петр Фоменко поставил «Семейное счастие»

Лев Николаевич Толстой сочинил исповедь очаровательной женщины, искренне кающейся в том, что ей чего-то всегда недоставало в жизни, чего-то непременно хотелось, несмотря на любовь мужа, безбедное существование, природную красоту и здоровых детей. Представил подробнейшее исследование на тему: как, куда и почему уходит та неповторимая легкость отношений между мужчиной и женщиной, называемая любовью, что тому причиной, кто виноват и что следует предпринять. Под предлогом художественного произведения под названием «Семейное счастие» Толстой соорудил чуть ли не классификацию, сродни дарвиновской, и ответил на все мучающие человечество вопросы. Его диагноз семейного счастья прост, как средство от насморка: «Всем нам, а особенно вам, женщинам, надо прожить самим весь вздор жизни, для того чтобы вернуться к самой жизни», чтобы потом «новое чувство любви к детям и к отцу детей положило начало другой, но уже совершенно иначе счастливой жизни».
Петр Фоменко, будучи не только режиссером-постановщиком, но и автором композиции, все резонерство тактично, как он это умеет, опустил и толстовское резюме не озвучил. Пересказал его повесть иначе, мягче и изящнее. Убрал поучительный пафос, оставив фантастическую точность толстовских наблюдений и описаний. То, как Ксения Кутепова (Маша) тончайшим голоском едва выводит томную вязь романса: «о, как я верю, что мы встретимся снова?» восхитило бы самого Льва Николаевича, у которого было особое отношение к прекрасным переливам нот, фортепианным концертам, пьесам и сонатам. В ее неумелом, нетвердом пении есть и искренность, и желание нравиться, и страх не выдержать взятых манер светской дамы, и скрытые, тайные, неведомые желания? Все то, что по мнению Толстого пробуждает в человеке, а особенно в женщине, музыка. Совсем толстовская, прямиком из воспоминаний Сухотиной-Толстой, почти геройская сцена, когда влюбленный Сергей Михайлович (Сергей Тарамаев) ловит уже у самой земли стремительно летящую с лестницы прелестницу Машу.
Фоменко точно знает, что составляет настоящую прелесть писателя. Толстовскую декларацию под названием «Семейное счастье» он наполнил красотой и живостью лучших сцен «Войны и мира». Из двух слов, составляющих название повести, Фоменко больше любит второе — «счастье». Понятие более зыбкое и неуловимое, чем рассматриваемый Львом Николаевичем институт брака. Поэтому фоменковское «Семейное счастье» получилось с вопросами без ответов, с многоточиями взамен пространных предложений Толстого, драматичных, как ссора двух дорогих друг другу людей. И завершил Фоменко толстовскую повесть иначе. Не уверенностью в некоем составленном кодексе жизни, а женскими упреками и извечными вопросами, остающимися без определенного ответа. Его «Семейное счастье» о том, что то самое счастье, дни любви, «сладкие грезы весны» удалились куда-то и никто не знает, как их воротить.


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100