|
Глеб Ситковский «Вечерний клуб», 13.10.2000 Соната для отличных инструментовВ природе нет, наверное, более банального, напыщенного и бессмысленного вопроса, чем вопрос о природе счастья. Он отлично подходит для девичьих альбомов, но задать его вслух, а тем более попытаться на него ответить — настоящий mauvais ton. Петр Фоменко не боится впасть в дурной тон. В своей лаборатории счастья, расположившейся у метро «Кутузовская», он тоскливо вглядывается в то, что невыразимо словами, в то, что никак нельзя почувствовать на ощупь. Всего несколько месяцев назад вышел его спектакль «Одна абсолютно счастливая деревня» по прозе советского писателя Бориса Вахтина. Потом стало известно, что вот-вот появится «Семейное счастие» — инсценировка раннего романа Льва Толстого. Сравнивать Бориса Вахтина с Львом Толстым было бы глупо, но тем не менее эти два спектакля то ли сами собой, то ли по воле режиссера сложились в настоящую дилогию. В дилогию о счастье. Природу счастья нельзя выразить словом, но можно дать почувствовать в музыке. Именно это и делает Фоменко в своих театральных исследованиях. И если «Одна абсолютно счастливая деревня» была уподоблена кем-то из персонажей спектакля «одной довольно долгой песне», то «Семейное счастие» по своей строгой камерной форме, конечно же, соответствует фортепьянной сонате. Этим сценическим пространством правит Бетховен. Справа — рояль, слева — пианино. И еще два столь же совершенных инструмента, на струнах которых столь виртуозно исполняет свою грустную сонату режиссер Петр Фоменко: Ксения Кутепова (Маша) и Сергей Тарамаев (Сергей Михайлович). Где-то там, в направлении, которое с самого начала спектакля указал нам Бетховен, наверняка есть оно — то самое счастье, о коем нельзя говорить вслух. Первый акт перенасыщен бетховенскими трелями, фиоритурами и каденциями, и под них в предощущении чего-то прекрасного и нездешнего по сцене в смешном полутанце пробегает Маша, до хруста заламывая свои острые руки. Ксения Кутепова не допускает, кажется, ни единой фальшивой ноты. Хрустят сушки за чаем, и эти милые и хорошие люди — она, совсем девчонка, и он, намного старше и мудрее ее, — надолго затихают, чтобы вдруг неожиданно рассмеяться своему молчанию. Колеблется пламя свечей, колышется тонкий тюль занавесок, легкое дыхание еле вздымает грудь благородной и наивной девицы? Счастье есть, его не может не быть. В этот прекрасный миг Фоменко дает антракт, хотя, казалось бы, мог бы и не делать этого в таком коротком (двухчасовом) спектакле. Сыграна первая часть его сонаты. Второй акт можно было б условно разбить еще на две сонатные части и назвать их как-нибудь по-пушкински: одну, например, «?но есть покой и воля», а другую, финальную, — «привычка свыше нам дана». Счастье можно поискать и в ярком, прекрасном, столь отличном от унылой деревни свете, покружившись в вальсе на петербургском балу, и на курортах Баден-Бадена в окружении сошедших с картинок кавалеров (Илья Любимов и Андрей Щенников). Но это круговое движение завершится непременно все там же, где началось, — за деревенским чаепитием, в отсутствии любви и счастья и в присутствии старой доброй гувернантки (мастерская работа Людмилы Арининой). Хрустят сушки, пьется горячий чай, добрый, всепонимающий муж, нахлобучив себе на голову тряпичную куклу с чайника, хочет, как прежде, подшутить над Машей, но вдруг нелепо замирает, содрогаясь от беззвучного плача. Счастье есть, его не может не быть.
Последние статьи о театре- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизода, Кирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Уроки музыки, Анатолий Смелянский, «Московские новости», 12.01.2001
- Театр семьи, Олег Дуленин, «Планета Красота, № 1-2», 01.2001
- «Гармония мира не знает границ?», Марина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 24», 2001
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко, «Культура», 28.12.2000
- Игра со счастьем, «Алфавит», 14.12.2000
- «Семейное счастье» в «Мастерской Петра Фоменко», Екатерина Васенина, «Афиша@MAIL. RU», 7.12.2000
- Наш городок, Марина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Сударь из Ленинграда, Галина Нечаева, «Общая газета», 2.11.2000
- Пресса о спектакле «Горе от ума» с сайта «Театральный смотритель», 2.11.2000
- Медленное чтение счастия, Олег Дуленин, «Литературная газета», 1.11.2000
- Ощущение радости бытия, Ольга Егошина, «Экран и сцена, № 43 (563)», 11.2000
- Завязали Маше узелок на счастье, Надежда Ефремова, «Экран и сцена № 43 (563)», 11.2000
- Шорохи, Елена Ковальская, «Афиша», 30.10.2000
- Вспомни дикий восторг, Мария Седых, «Общая газета», 19.10.2000
- Домик в деревне, Олег Зинцов, «Ведомости», 16.10.2000
- Такая любовь, Денис Сергеев, «Эксперт», 16.10.2000
- Толстой у Фоменко: Кутепова и Тарамаев сыграли то счастье, которого нет, Кирилл Рогов, «Полит. Ру», 14.10.2000
- Соната для отличных инструментов, Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 13.10.2000
- Дети в интернате, жизнь в Интернете, Инна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |