|
Марина Мурзина «Арт-фонарь», 06.1994 «Фоменки» проездом из Парижа в Сан-ПаулуИх, учеников Фоменко, в театральной среде называют «фоменки». Их театр — «Мастерская Петра Фоменко». Последняя новость: «фоменки» уже во второй раз побывали в Париже. Мне бывает всегда немного грустно, когда узнаю об очередном «ошеломляющем успехе» очередной русской труппы на очередных зарубежных гастролях: кто знает, скажем, о театре Петра Фоменко среди нашей широкой публики? Где могут увидеть его спектакли театралы? Меняется все, до неузнаваемости меняется в жизни и в обществе, но вот это почему-то остается неизменным: все, что ярко, по-настоящему талантливо, неординарно, — всегда скромно, некрикливо, чуждо сенсации и скандалам. А значит — неизбежно существует в тени. На обочине. Вот и театр Петра Фоменко, «выросший» из его гитисовской мастерской, — бездомный. А в одной уважаемой газете его недавно назвали «надеждой российской культуры»? Но это о грустном. Между тем театр этот только что возвратился из Франции, с «Русских сезонов» в Париже, где он играл Блока, «Балаганчик» и «Незнакомку» в постановка Ивана Поповски, и имел успех и восторженные рецензии критиков. Но вот голос учителя, мастера, руководителя и главного режиссера Петра Наумовича Фоменко. Голос вовсе не торжествующий, не упоенный триумфом учеников, голос усталый и совсем невеселый:
— Конечно, я рад их успехам, но мне кажется, что все-таки это — не совсем настоящее. Я уверен, что надо работать, надо жить здесь. Иначе может потеряться ощущение времени и самих себя, и это большая опасность. Теряется ощущение Дома? Замечательный Театр Льва Додина вот уже три года непрерывно ездит по всему миру, повсюду имеет шумный успех, и это, разумеется, хорошо. Но кто здесь, у нас, знает и видит Театр Додина? Вот и наша «Мастерская» стала разъезжать, из Парижа вернулись — тотчас же в Бразилию? Нет, даже если дома невыносимо, тяжело, надо быть здесь, и я постоянно говорю об этом актерам, напоминаю — осторожно, потому что понимаю: конечно, важно и любопытно поездить, посмотреть и себя показать, ведь они так молоды? Я все твержу им это, вот и сейчас, когда они вернулись из Парижа, мы собрались все вместе и много, до ночи, говорили о жизни, о театре. Их тоже заботит, слава Богу, то, о чем я говорю, но? Они теперь в Бразилии на фестивале в Сан-Паулу с цветаевским «Приключением» (этот спектакль, игравшийся в тесном и полутемном коридоре ГИТИСа буквально для нескольких человек, поставленный Иваном Поповски, был единодушно признан два года назад лучшей постановкой сезона. — М. М. ). Нет, надо вернуться в свой угол и делать свое дело. Вопреки всему. А потом выносить это дело на суд своего зрителя. Но вот главная наша беда — мы и этого сделать не можем. У нас нет зрителя. Он нас не видит, не знает. Где мы ютимся? Декорации, костюмы хранить вообще негде. Спектакли играем редко — то в Музее М. Н. Ермоловой, то в Школе современной пьесы, то в ДК МИИТа, то в Доме моды В. Зайцева. Огромные деньги платим за аренду — на эти деньги бы спектакли ставить. Да и постоянно переезжать очень сложно, и ставить декорации на один-два спектакля. Наш театр — мастерская, всего из 30 человек, с цехами, актеров — 12. У нас 7 спектаклей в репертуаре: Островский, Гоголь, Шекспир, Фолкнер, Уайльд, Цветаева, Блок? Аренды душат, а нам же еще надо платить деньги и за квартиры нашим иногородним актерам. У нас молодые, талантливые режиссеры-педагоги — Евгений Каменькович (он и директор-распорядитель), Сергей Женовач (прекрасно работающий в Театре на Малой Бронной). Иван Поповски, поставивший еще и «Баню» Маяковского в театре «Феникс» в Нью-Йорке, — из Македонии, но пока не спешит на родину. Ему всего 25, он аспирант РАТИ (бывшего ГИТИСа), а его уже разрывают на части с разнообразными предложениями. Здание бывшего филиала МХАТ на улице Москвина, в прошлом здание знаменитого Театра Корша — самое фантастическое, но и самое реальное для нас. Там сейчас Театр Наций. Спектакли играются редко, и мы вполне могли бы с ним сосуществовать. Театр Наций — это нужно. Но мы ведь тоже часть нации? Вера, конечно, есть — уверенность уходит. Копится усталость, ведь через 4-5 лет у меня уже не будет ни сил, ни здоровья. Но наши артисты молоды, и есть кому их повести?
Р. S. В прошлом году Фоменко в РАТИ снова набрал курс уже поставил спектакль с новыми своими учениками?
Последние статьи о театре- Четыре слагаемых успеха, Ольга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Спектакли для всех и? только для своих, Тамара Сергеева, «24», 1.11.1994
- «Фоменки» проездом из Парижа в Сан-Паулу, Марина Мурзина, «Арт-фонарь», 06.1994
- Оскар Уайльд. Высокая мода, Алексей Бартошевич, «Независимая газета», 8.04.1994
- Дело в
шляпе!, Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- «Мастерская» Петра Фоменко, Нелли Пляцковская, «Невское время», 16.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом, «Сегодня», 16.02.1994
- Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Пётр Фоменко, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Блестящий импровизатор, Вера Никифорова, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Смахнув пыль времен, Р. Станкявичене, «Эхо Литвы», 25.01.1994
- Побеждающая радость творения, Саулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Вознесение кукол, Александр Соколянский, 1994
- «Приключение», ставшее судьбой, «Эхо Планеты», 10.07.1993
- Двойная реальность, Марина Гаевская, «Культура», 5.06.1993
- Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, 05.1993
- Эпатирует гармония, Екатерина Сальникова, «Независимая газета», 10.03.1993
- «Приключение»: спектакль, который стоит Парижа, Иван Подшивалов, «Коммерсант», 20.02.1993
- Не стареют ни «волки», ни «овцы», Екатерина Кретова, «Коммерсант», 17.02.1993
- Как хорошо!.., Елена Губайдуллина, «Экран и сцена», 28.01.1993
- Театр от Фомы, Юрий Зерчанинов, 1993
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |