In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Алена Карась
«Российская газета», 22.12.2004

Комедия, местами даже фарс

В «Мастерской Фоменко» сыграли Ибсена

Ибсен оказался автором, невероятно востребованным новой эпохой, захотевшей заново перечитать его пьесы о свободе и женской эмансипации. Недавно «Гедду Габлер» поставила Нина Чусова в «Сатириконе». Только что отгремели гастроли берлинской «Шаубюне» с «Норой» в постановке Томаса Остермайера.

Лауреат премии Станиславского, ровесник своего берлинского коллеги молодой Миндаугас Карбаускис поставил свою «Гедду» еще в институте, на курсе Петра Фоменко, и перенес ее сейчас на сцену фоменковской «Мастерской». Так на московской сцене почти одновременно появились сразу несколько женщин-убийц. Если к Норе (в спектакле Остермайера Нора не только уходит из дома, но и убивает своего мужа) и Гедде Габлер добавить безумную, эгоцентричную самоубийцу Катерину из «Грозы», Женщину из остермайеровского «Концерта по заявке», то перед нами откроется ужасающая картина итогов эмансипации. Театр буквально одержим рассказами о женской агрессивности. Возможно, и вправду — в женщине как в зеркале век отразился самым роковым и яростным образом.

Литовцу Миндаугасу Карбаускису норвежские интерьеры и ландшафты оказались близки не только в силу географических обстоятельств. Он обращается с сюжетом Ибсена о сильной женщине, решившей влиять на судьбу и саму жизнь людей, свободно и вольно, без всякого ученического пиетета. Так было в его студенческой работе, показанной в стенах РАТИ. С тех пор Карбаускис успел стать известным режиссером, за плечами которого — успехи, премии и устойчивое реноме едва ли не единственного традиционалиста в своем поколении. 

«Гедду Габлер» отныне будут играть в «Мастерской Фоменко» почти тем же составом, что и в институте. Правда, она не столько повзрослела, сколько состарилась, стала длиннее, скучнее и саркастичнее. У режиссера, чей студенческий опус удивлял неюношеской трезвостью, вовсе не осталось никаких сантиментов или желания усложнять ибсеновский сюжет. Его спектакль начинается сразу с выстрела: красавица Гедда в изысканном платье модерн, сидя внутри замкнутого диванного круга, заводит граммофон, приставляет изящный пистолет к виску — и в темноте раздается выстрел.

Все остальное — только смешно. Толстый недотепа Тисман (Алексей Колубков), ее муж, мучительно неуверенный, бесталанный и добродушный, объект ее презрения. Циничный и самоуверенный адвокат Бракк (Никита Зверев) — объект ее сексуальной раскрепощенности. И, наконец, гениальный Левборг (Максим Литовченко), которого она вскоре уничтожит своим ницшеанским свободолюбием. Купируя пьесу в тех самых местах, в которых возникают полутона и недомолвки, Карбаускис превращает всех мужчин из ее окружения в ничтожнейших существ, среди которых Гедде вовсе делать нечего.

До появления Левборга надеешься на то, что хотя бы ему режиссер великодушно подарит искру таланта и красоты. Но в дом входит корректный, прилизанный клерк в очках и в таких же полосатых брюках, как на двух остальных. Гедда, с нетерпением ожидавшая гения, оказывается в компании трех потешных водевильных простаков. Несмотря на свою элегантность и ницшеанское бесстрашие, она столь же ничтожна, как и ее мужчины. Для режиссера в ней нет никакого обаяния, никакого демонического шарма.

Вот и получается, что поставил Карбаускис комедию, местами даже фарс, но только такой длинный и основательный, такой прямолинейный, такой по-взрослому трезвый, что порой мучительно хочется последовать примеру Гедды, да и застрелиться от тоски.


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100