|
Елена Дьякова «Новая газета», 23.12.2004 Бестиарий от слова bestВ театре Фоменко завелся бесГедда (она же Эдда в эссе русских ибсенистов 1900-х годов) устроила ма-аленький, но судьбоносный пожар Валгаллы. В полутьме, на фоне простых и прочных темно-зеленых дверей гостиной, на идиллическом фоне полосатых обоев, белой кисеи, светлого ореха мебели темными и тревожными отблесками сигнального рога, кирасой пожарного пылает и трещит медная труба граммофона. Огонь драконьими языками извергается из ее пасти.
Острые, как когти химер, пальцы декадентки Гедды (Наталья Курдюбова) кормят ручной бестиарий пламени. Лист за листом она жжет в граммофоне — к пропащей матери! — гениальную, невосстановимую рукопись Эйлерта Левберга.
Его «Сумерки идолов», его «Три разговора», его «Смысл творчества». Смелое до слепоты эссе о культуре будущего, где личность философа взмыла над материалом, над тектоническими пластами и осадочными породами многолетних библиотечных выписок.
Тесман (Алексей Колубков), добродетельный муж Гедды, годами, по камушку, возводит прочный фундамент профессуры и тихого процветания. За это все разумная Гедда его и выбрала. Непредсказуемый Левберг, отвергнутый въедливой бухгалтерией Гедды, кладет душу, репутацию и доброе имя на кон дерзкой концепции. И все-таки именно он стоит на грани победы?!
А вот этого делать нельзя? Упорядоченный и расчетливый мир не может перенести само существование таланта. Миру от этого больно, томно и неуютно. И Гедде, гордому демону, почему-то приходится хуже всех. Инквизиторским пламенем в трубе граммофона в ней пылает бесплодная гордыня, непереносимый дух презрения ко всему живому. К мужеству. К кротости. К душевной стойкости и таланту. К земной и небесной добродетели.
За презрением — гложущая, непереносимая зависть к этому же, живому.
И свой постоянно пылающий малый ад Гедда носит в себе самой.
А если кроткие действительно наследуют землю? нет, этого не пережить!
Бес Гедды на деле довольно мелок. Но сам не в силах смириться с этим.
Наталья Курдюбова — чуть ли не впервые в истории «Мастерской Петра Фоменко» — играет действительно страшную героиню. Вкрадчивое коварство испорченной девочки, точный хирургический инструментарий зла, выгрызающего себе мелкой ложью кусочек чего-нибудь, и эта вселенская гордыня зависти смешаны воедино. Все подчеркнуто острой худобой, хищным и точеным профилем, длинным мундштуком, темным шелком манжет, голодными злыми рыльцами дуэльных пистолетов — любимой игрушки Гедды.
В игру Курдюбовой втянуто поле нашей жизни: вот такая драка тощих кошек за ту или иную селедочную головку идет в каждом коридоре Москвы. Но спектакль лаконичен и красив. Точно выстроены фронтальные мизансцены на полукруглых темно-зеленых диванах, замыкающих Гедду в кольцо ее слепой гордыни. Мерцают белая кисея, медь, дерево, огонь. Мерзкий, привычный выхлоп знакомого зла растворен в благородном мире Скандинавии XIX века.
«Гедда Габлер» Карбаускиса — новая редакция его давнего студенческого спектакля — стала дуэлью двух женщин. Дуэлью «рабочего ангела» и беса с претензиями. Рыжая, нелепая, дурно одетая Теа (Анн-Мари Крета) — третьеразрядная Сольвейг из бывших гувернанток — смела и самоотверженна. И так же невозмутимо целостна в добре, как ее «подруга по пансиону» — во зле.
Она стремится только отдать. Пожертвовать. Подставить плечо. И тем выиграет у красавицы Гедды все: любовь пропащего гения Левберга и любовь честного щекастого труженика Тесмана, право сопричастности к их труду, право «наследовать землю» в детях — ведь Гедда Габлер вполне бесплодна.
Ну? на то и «Мастерская Петра Фоменко», чтобы этот апофеоз добра выглядел в финале абсолютно убедительной художественной правдой. Там у нас, зрителей, этическое убежище. Резервация старого князя Болконского, Мечтателя из «Белых ночей», Безумной из Шайо. В их круг вошли Теа и тетушка Юлле, сыгранная любимой актрисой Карбаускиса Полиной Медведевой (М. Х. Т. ): еще одна в ее ряду смешных и прекрасных праведниц.
?Но в финале, когда призрак выжженной изнутри гордыней самоубийцы Гедды бродит по сцене, вдруг думаешь: все-таки наш мир населили ее дети.
И откуда только взялись — у бесплодного, фригидного и мертвого демона?
Последние статьи о театре- Безопасная война полов, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчег, Екатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкция, Григорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ноги, Роман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все дома, Олег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждать, Марина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Слишком красиво, Александр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидали, Глеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулкане, Ольга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Своя жизнь, Светлана Васильева, «Вестник Европы (№ 13-14)», 2005
- Бестиарий от слова best, Елена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Комедия, местами даже фарс, Алена Карась, «Российская газета», 22.12.2004
- Контрольный выстрел, Олег Зинцов, «Ведомости», 22.12.2004
- Генеральская дочь, Елена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Хищница с декадентским изломом, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.12.2004
- Не спи проснешься, Марина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечение, Ольга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекур, Глеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободы, Елена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Магия Фоменко, «Фигаро», 5.11.2004
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |