|
«Итоги», 21.06.2005 Жестокие игрыШоу назвал свою пьесу «Фантазией в русском стиле на английские темы», а критики считают ее самой чеховской в наследии злоязычного английского классика. Наверное, потому, что здесь в точности как у Чехова люди обедают, пьют чай и флиртуют, бесконечно острят и заигрываются разного рода играми, а в это время разбиваются их жизни. Пьеса многословна до ужаса, что ни фраза, то едкий афоризм, при этом главное, важнейшее для автора содержание загнано глубоко внутрь, в подтекст, который, как легко догадается любой театрал, как раз и роднит эту вещь с чеховскими пьесами. Особенно с «Вишневым садом», где тоже речь идет о крахе цивилизации. Дом старого капитана Шотовера (Карэн Бадалов), напоминающий старинный корабль, похоже, самое нелепое место на земле. Двери тут всегда открыты, и каждому входящему, не спрашивая его имени и цели визита, предлагают комнату для гостей, чай и бутерброды вместо обеда. Именно здесь странное сборище блестящих чудаков и клоунов, именующее себя английской знатью, ожидает конца света (действие происходит во время Первой мировой войны, когда пик бомбардировок достиг своего предела). Не просто ожидает, но как-то даже и притягивает, подгоняет этот конец, испытывая тот самый гибельный восторг, который давно уже считается основной принадлежностью русского стиля.
Как сценограф Владимир Максимов умудрился в тесном маленьком зальчике выстроить двухэтажный дом-корабль, не знаю, но он это сделал. В угол, обрамленный стульями для зрителей, загнаны устрашающих размеров деревянная резная фигура на носу, штурвал, с помощью которого на капитанский мостик поднимается столик с напитками, стеклянные двери, ведущие в сад, а пол «корабля» завален пробками от винных бутылок. Дамы, ковыляющие по этому пространству на каблуках, напоминают пассажиров, теряющих равновесие на палубе плывущего к своей гибели «Титаника». Дамы, как всегда в этом театре, прелестны. Полина Кутепова (младшая дочь капитана Шотовера, походя сводящая с ума всех встречных мужчин) и Наталия Курдюбова (старшая дочь, заводила всех этих странных игр с разбитыми сердцами) — несомненное украшение «Дома», его центр притяжения. Режиссер Евгений Каменькович, убрав все словесные излишества многословного классика, поставил, в сущности, хороший спектакль, только пока еще по-настоящему не сыгранный. В нем есть изящество и легкость, но нет драматизма. Актеры «Мастерской» справились с лавиной едких острот, а до того, что скрыто в подтексте, еще не добрались. Ну вот, может быть, Кутепова чуть-чуть уже приближается к тому, что в режиссерской разработке спектакля несомненно заложено: к бесшабашной готовности погибнуть, потому что жить отчаянно скучно и незачем. Но и она пока держится за уже привычное — до невозможности очаровательное свое кокетство и редкостное обаяние.
О том, что Каменькович знал, что делал, говорит финал. Обитатели дома дозвались наконец кары небесной. Она пришла под видом воздушного налета. И со страшным скрипом едва не падает на отшатнувшуюся в испуге публику массивная резная фигура. Два самых нелепых обитателя дома при этом погибли, а уцелевшие продолжают ждать: «Какое замечательное ощущение! Может быть, они завтра опять прилетят».
Последние статьи о театре- Носорог-рог-рог идет, Марина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Кой черт их понес на эту галеру, Глеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 30», 22.02.2006
- Не поделили Мольера, Артур Соломонов, «Известия», 21.02.2006
- Прости нас, новый русский!, Елена Ямпольская, «Известия», 21.02.2006
- Простите, Петр Наумович?, Григорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2006
- Парафразом по классику, Ольга Егошина, «Новые известия», 21.02.2006
- Дружба с юбиляром, Александр Соколянский, ««Время новостей» № 29», 20.02.2006
- Мольер в частушках, Роман Должанский, «Коммерсантъ», 20.02.2006
- Извините, что к вам обращаемся, Олег Зинцов, ««Ведомости», № 29 (1556)», 20.02.2006
- «Прости нас, Жан-Батист»: «У Мольера финал проще», «Радио «Культура»», 18.02.2006
- Ошиблись дверью, Дина Годер, «Газета.Ru», 18.02.2006
- Джаз побеждает Малера, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- Нежный бобслей, Лиза Кротик, «Новая газета», 30.01.2006
- Методом проб и ошибок, 2006
- У зеркала два лица, Любовь Мартынова, «Седьмой континент», 12.2005
- Режиссер Петр Фоменко: «Надеюсь, котлован, который роют для нашего театра, не станет нашей братской могилой», Юрий Коваленко, «Известия», 14.10.2005
- Воздушный Шоу, Сергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сирен, Дина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Жестокие игры, «Итоги», 21.06.2005
- Летя на зеленый свет, Глеб Ситковский, ««Газета»», 21.06.2005
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |