|
Артур Соломонов «Известия», 21.02.2006 Не поделили МольераВ театре «Мастерская Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Прости нас, Жан-Батист» по комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». Начинал работу над спектаклем Вениамин Смехов, а завершал — Петр Фоменко. После спектаклей Петра Фоменко рецензенты хором сообщают, что постановкам мастера свойственно «легкое дыхание» и «плетение психологических кружев». Штамп не рождается случайно: спектакли Фоменко, даже самые драматичные, всегда грациозны. Здесь словно вытанцовывают трагедию. А уж Мольера ставить, насупив брови, совсем нелепо. Потому актеры, собравшись вместе на сцене, нас заранее предупреждают: что мы хотим вам сообщить — и сами мы не знаем. И, попросив прощения у Мольера, начинают спектакль.
За что же Мольер должен простить «фоменок»? За то, что переписали его текст? Так он и не такое видал. За то, что решили покуражиться? Но он сам предоставил благодатный материал для такой игры: пьеса нафарширована песнями, танцами, нелепицами и недоразумениями, а под занавес вообще устроен «балет народов» со швейцарцами, итальянцами и другими членами Евросоюза. В других спектаклях «Мастерской» на игровую основу наслаиваются пласты — философский, психологический, социальный. В этой постановке — только первооснова, главный элемент театра, игра, без которой любое, даже очень серьезное, театральное высказывание не имеет ровным счетом никакого смысла. Здесь можно нахлобучить парик, притвориться сыном турецкого султана и устроить завтрак на траве. От слез к смеху переходят так же легко, как делают шаг влево, шаг вправо. Философу (Рустэм Юскаев) выбивают все зубы, но он не унывает, продолжает разглагольствовать и получать за это деньги. Вот у одного из героев мелькнула идея — и послышалась музыка. То ли идея рождена музыкой, то ли мысль (тем более в комедии Мольера) музыкальна, не важно. Главное, что в этом спектакле, как и в других постановках «Мастерской», слова и музыка идут бок о бок, то споря друг с другом, то создавая созвучия.
Черты Петра Фоменко в этом «ребенке», рожденном от двух отцов (в театре и такое бывает), видны отчетливо. Однако нельзя не заметить, как натужно порой артисты имитируют легкость, как изображают веселье там, где им вовсе не весело, а характеры героев становятся карикатурами. Вот за это, а не за переписанный текст и немудреность и стоило попросить прощения у Мольера. Кто-кто, а он может простить все, кроме скуки.
То, что Петр Фоменко не просто занимался спасательными работами, придавая постановке свой стиль и ритм, но и был увлечен некой идеей, становится очевидно только к финалу спектакля. Фоменко показал нам человека, который потерял чувство реальности. Тут к месту вспомнить «Великолепного рогоносца» с Константином Райкиным — один из лучших и, быть может, самый личностный спектакль Фоменко. Главный герой отдавался капризной стихии собственного воображения, отказываясь видеть то, что происходит вокруг. Мещанин Журден (Владимир Топцов) играет в дворянина, не замечая, что выглядит полным идиотом. Быть может, мысль о том, что причуды воображения не только прекрасны, но и грешны, владела режиссером. Но он, создавший один из лучших театров современности, наверняка понимает, что игра в персонажей Мольера, затеянная в «Мастерской», не прибавит ей доброй славы.
Последние статьи о театре- Носорог-рог-рог идет, Марина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Кой черт их понес на эту галеру, Глеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 30», 22.02.2006
- Не поделили Мольера, Артур Соломонов, «Известия», 21.02.2006
- Прости нас, новый русский!, Елена Ямпольская, «Известия», 21.02.2006
- Простите, Петр Наумович?, Григорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2006
- Парафразом по классику, Ольга Егошина, «Новые известия», 21.02.2006
- Дружба с юбиляром, Александр Соколянский, ««Время новостей» № 29», 20.02.2006
- Мольер в частушках, Роман Должанский, «Коммерсантъ», 20.02.2006
- Извините, что к вам обращаемся, Олег Зинцов, ««Ведомости», № 29 (1556)», 20.02.2006
- «Прости нас, Жан-Батист»: «У Мольера финал проще», «Радио «Культура»», 18.02.2006
- Ошиблись дверью, Дина Годер, «Газета.Ru», 18.02.2006
- Джаз побеждает Малера, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- Нежный бобслей, Лиза Кротик, «Новая газета», 30.01.2006
- Методом проб и ошибок, 2006
- У зеркала два лица, Любовь Мартынова, «Седьмой континент», 12.2005
- Режиссер Петр Фоменко: «Надеюсь, котлован, который роют для нашего театра, не станет нашей братской могилой», Юрий Коваленко, «Известия», 14.10.2005
- Воздушный Шоу, Сергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сирен, Дина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Жестокие игры, «Итоги», 21.06.2005
- Летя на зеленый свет, Глеб Ситковский, ««Газета»», 21.06.2005
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |