In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на сентябрь
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Марина Райкина
«Московский комсомолец», 15.05.2002

Безумие в день кровяной колбасы

Похоже, что Олег Табаков решил-таки войти в Книгу рекордов Гиннесса. Теперь его точно можно считать рекордсменом по количеству сданных премьер за сезон: МХАТ плюс «Табакерка» выпустили до окончания сезона

Театр со стороны кулис был всегда лакомым куском для драматургов и режиссеров. И публика тоже это любит. Однако то, что предложил австриец Бернхард, — нечто необычное.

«Лицедей» — это комедия которая на самом деле конечно же трагедия или наоборот. Пьеса написана без знаков препинания, лестницей, как у Маяковского, и действительно комедия с трагедией наоборот. Впрочем, разбирайтесь сами с тем, что предложил театральный подвал.

В провинциальный город на 280 душ приезжает актер государственных театров Брюскон ( Андрей Смоляков). Останавливается в заезжем трактире, где беспрестанно требует куриную лапшу, и без глазков жира. Говорит о Гитлере, Сталине, Муссолини, царе Николае, Черчилле, Спинозе и так доходит до понятия духовного гомосексуализма. Требует куриной лапши. Отвешивает подзатыльники сыну. Бранит дочь. Поминает недобрым словом жену, судя по всему, чахоточную. Принимает театральные позы и даже самые бытовые разговоры перед трактирщиком произносит как трагические монологи. Он то Гамлет, то король Лир. Он то мил, то омерзителен в своем притворстве. А вдруг, кажется, что сердце разорвется от боли и прольется чья-то кровь. Однако зритель смеется. И не над самострельной репликой типа:

 — Хороший актер — такая же редкость, как задница вместо лица.

Или:

 — Хороший актер несовместим с вегетарианством.

А над тем, как бесконечный сумасшедший монолог господина Брюскона легко и изящно разыгран артистом Андреем Смоляковым при практически молчаливом участии его детей ( Алексей Усольцев, Лина Миримская), его жены ( Надежда Тимохина) и трактирщика с трактирщицей ( Александр Воробьев, Елена Цапко). Причем партнеры лицедея в более трудном положении — они только отыгрывают реакцию на бред своего гениального папаши, мужа, постояльца. Например, во втором акте супруга лицедея смотрит на мужа и вздыхает, когда он распределяет роли в новой пьесе или уродует ее лицо черным гримом. И наконец разражается истерическим хохотом. За что заслуживает криков «браво!».

Карбаускису удалось сделать невозможное — он удивительным образом разложил двухчасовой бредовый монолог на партитуры тонов, полутонов и даже звуков — от музыкальных до скрипучей двери. И еще жестов, низменность которых порой возводится в ранг метафор в силу своей неожиданности. Так, в одно из мгновений по заднику проходит трактирщица, карикатурно неся перед собой окровавленные руки, как топор. На самом деле она делала кровяную колбасу, но в контексте трагикомичного потока ярко-красные конечности читаются иначе. Стильность спектакля дополняют костюмы Светланы Калининой и свет Сергея Скорнецкого.

Весь спектакль — как ружье у Чехова, которое должно выстрелить. Выстрела — то есть спектакля в трактире — ждут в финале. Однако он задерживается — еще нет бургомистра, потом его жены. И вот-вот откроется занавес… Но - гроза, ливень, публика разбежалась. И. .. слева на крупном плане съежившаяся фигура Лицедея. И не понять — плачет он или зашелся в истеричном хохоте.

«Лицедей» кроме высоких эстетических мыслей —красиво, как на картинах у голландцев — и философских мыслей — не ходите девки замуж за артистов, — возникают мысли и другого свойства. Чертовски, знаете ли, хочется куриной лапши. Весь первый акт публика дружно сглатывет слюньки. Хотя спектакль, как вы понимаете, не про то.

Р. S. Как выяснилось, в пьесе Бернхарда господин артист требовал не куриную лапшу, а так называемый фритатен — крепкий говяжий бульон, приправленный тонко раскатанным и порезанным на узкие полоски омлетом. Однако переводчик рассудил, что фритатен зуппе — незнакомая гастрономическая реалия для нашей публики.


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100