|
Елена Губайдуллина «Театральные Новые известия», 04.2006 Обольщение театромВ спектаклях Петра Фоменко многое проверяется игрой. Игрой воображения, обстоятельств, игрой азартной, случайной и по принуждению. Игра ломает привычный ход событий, путает устоявшиеся понятия, превращает неудачников в героев. А у везунчиков отнимает последний шанс. Её Величество Игра в разных постановках Фоменко ведет себя по-разному. В новой премьере «Мастерской» она дерзка и простодушна одновременно.
Двойные правила задаются еще до начала представления. В программке значится — «Прости нас, Жан-Батист…» («Журден-Журден»), парафраз в стихах и прозах, или в мимиках и позах…". В «Мастерской» представляют не пьесу, а сценарий по мотивам, вроде тех, что любили разыгрывать старинные комедианты. «Журден-Журден», задуманный Вениамином Смеховым и воплощенный на сцене Петром Фоменко, — спектакль-оборотень. В представлении уживаются и площадное варварство по отношению к пьесе, и театральная благопристойность — слаженность ансамбля, ажурные рисунки мизансцен, тонкая игра ассоциаций. События соответствуют хрестоматийному сюжету. Только их участники стали разговаривать другими словами — так, как сочли более нужным и удобным. Дураки стали более дурашливыми, умники — спесивыми, ворчуны невыносимо занудствуют, а влюбленные так изнемогают от сердечных мук, что вот-вот растают. Виртуозы притворства ловко меняют маски и роли. Вьются вокруг простофили Журдена, обольщая его волшебными иллюзиями. Владимир Топцов трогательно играет восторженного неофита, жаждущего приобщиться к «тайным» знаниям и навыкам. Потрясающие открытия обещают перемену участи. Мещанин грезит о дворянстве, как о сказочном мире, где все возможно. Если Журден станет изысканно двигаться и красиво говорить, попеременно изъясняясь то поэзией, то прозой, его непременно полюбит маркиза Доримена. Дива, существующая только в воображении или в идеальной опере. На роль Доримены приглашена актриса Театра п/р Е. Камбуровой Ирина Евдокимова. Приглашение не случайно. Спектаклю необходим и ее профессиональный вокал, и мягкая грация. Маркиза нереальна, как будущее, которое для Журдена так и не наступит. Но его мечта оказаться с ней на одних подмостках хотя бы на миг, пусть и в крошечной роли, сильна и отчаянна. И летят направо-налево мешочки с монетами, звенящие, как карнавальные бубенцы. По весьма правильному стечению обстоятельств главный наставник Журдена, учитель философии, оказывается еще и лицом от театра. Рустэм Юскаев — ироничный клоун, владеющий премудростями притворств. Его Философ мог бы научить Журдена многому. Например, как строить хорошую мину при плохой игре — когда, избитый «коллегами», встает как ни в чем не бывало и со стоической улыбкой пускается в рассуждения. Или как делать из мухи слона, когда в финале, пышно вырядившись, играет главную роль в обряде «омамамушевления». Как валять дурака, не теряя при этом ученого вида. Этот урок удается лучше других. Философ учит великовозрастного ученика отличать гласные от согласных и сам по-детски восторгается каждому звуку. А, сообщив Журдену о том, что тот говорит прозой, не может скрыть легкой досады по этому поводу. Какая там проза, когда вокруг столько поэзии! Лукавой, переменчивой, обманчивой, смешной и странной. В ее сетях вольготно влюбленным — капризнице Люсиль (Галина Кашковская) и пылкому Клеонту (Андрей Щеников), неправдоподобно красивой служанке Николь (Наталья Мартынова) и стремительному Ковьелю (Михаил Крылов). Не уследить, когда их гнев меняется на милость, а угрозы превращаются в жалобы. Таким играм Журдену никогда не овладеть. За развитием хитрой истории наблюдают дети — «вундеркинд» (Александр Мичков) и enfant terribl (Глe6 Дерябкин). Весь спектакль они остаются самими собой — обаятельными мальчишками. Их естественность — своеобразный камертон для взрослых актеров, играющих больших детей. И поэтому в вольной фантазии по мотивам мольеровской пьесы нет ни одной фальшивой ноты.
Последние статьи о театре- Ухватиться за Венерин волос, Ольга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный рай, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни виться, Марина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули время, Глеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапках, Ольга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном», Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишу, Олег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касание, Дина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- В «Мастерской П. Фоменко» поставили «Самое важное», Григорий Заславский, «Радио «Маяк»», 13.11.2006
- Как жаль
, Глеб Ситковский, «TimeOut Москва», 8.11.2006
- Самое важное, Кристина Матвиенко, «Time Out Москва», 8.11.2006
- Женщина с веером и характером, Ольга Егошина, «Новые Известия», 22.10.2006
- Семейные ценности (отрывок), «Harper's Bazaar», 10.2006
- Театральное зеркало Москвы-реки, Ольга Никольская, «Вечерняя Москва», 4.07.2006
- Галина Тюнина: «Слава пройдет и забудется», Зоя Кошелева, «Искусство кино, № 5 за 2006 год», 05.2006
- Полина Кутепова: «Материал актера его судьба», Елена Губайдуллина, 7.04.2006
- Праздник непослушания, Елена Губайдуллина, «Арбат Престиж», 04.2006
- Обольщение театром, Елена Губайдуллина, «Театральные Новые известия», 04.2006
- Движение это позитив, Ольга Романцова, «Культпоход», 04.2006
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |