In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Антон Агриколянский
Полина Адамова
Рафек Айнуллин
Санжарбек Акымбеков
Иван Александров
Фярит Алмаметов
Татьяна Альбрехт
Галина Антипина
Екатерина Антипина
Инна Антонова
Татьяна Антонова
Мария Асанкина
Валерий Афанасьев
Петр Барабаш
Ильмира Баранова
Мария Барановская
Анна-Мария Барбакару
Сергей Бартошевич
Олег Бейненсон
Татьяна Бейненсон
Анна Белан
Александра Белая
Владимир Беленов
Дмитрий Белобров
Анна Белякова
Алёна Бессер
Дмитрий Бирчук
Ксения Блондина
Елизавета Богданова
Наталья Богданова
Валентина Боднарь
Юлия Боднарь
Михаил Борисов
Любовь Боровик
Максим Бородин
Наталья Бородина
Михаил Будер
Игорь Булаев
Роман Быков
Станислав Верзунов
Сергей Веселов
Надежда Ветрова
Андрей Волков
Валерий Волков
Иван Воробьев
Антонина Генина
Зинаида Генина
Анна Герман
Дарина Гильманова
Сергей Голубин
Александра Горбачева
Венера Гордеева
Владимир Грандель
Виктор Гриб
Екатерина Григоренко
Дмитрий Григорьев
Ирина Григорьева
Игорь Гришухин
Юлия Громова
Вероника Грудачёва
Ольга Грузкова
Евгения Двойникова
Ирина Двойникова
Павел Деев
Елена Дементьева
Лидия Дементьева
Мария Дементьева
Татьяна Дешко
Оливиа Джой
Дмитрий Диков
Ирина Долгорукова
Илья Дорогавцев
Татьяна Драгомер
Александра Дроздова
Ольга Дубровицкая
Евгений Дурнайкин
Юрий Жуков
Олег Зайцев
Ирина Захарова
Мария Захарова
Валерия Зебальд
Денис Земсков
Алексей Зозуля
Павел Ивашкин
Владимир Игнатов
Иван Илюхин
Анна Иноземцева
Николай Ионов
Елена Кадетова
Макар Казаков
Александр Калашников
Наталья Калашникова
Вячеслав Калика
Сергей Калинин
Евгений Калинцев
Николай Калуга
Петр Каплун
Дарья Карагодина
Евгения Ким
Сергей Кириллов
Виктор Киселев
Екатерина Кленовкина
Станислав Кобозев
Николай Кожушкин
Александр Козлов
Александр Козлов
Ирина Козлова
Рена Козлова
Евгений Козыльков
Людмила Кокорина
Александр Комаров
Евгений Комиссаров
Роман Коновалов
Виталий Констандогло
Геннадий Констандогло
Ульян Корба
Владислава Коробко
Нина Косарева
Николай Костомаров
Виктор Костровский
Василий Котоман
Александр Кошелев
Сергей Кошлаков
Светлана Кравцова
Александр Крипак
Юлия Крылова
Евгений Кузнецов
Петр Кузнецов
Юрий Кузьмичев
Сергей Кукушкин
Галина Кукушкина
Светлана Куркина
Вера Лазуренко
Мария Лапочкина
Павел Леванов
Нина Леликова
Татьяна Ли
Алла Липатова
Григорий Литвинов
Елена Лукьянчикова
Александр Мартынов
Джаннат Машарипова
Валентина Мелентьева
Инга Мергелова
Александр Мерекин
Ирина Миронова
Галина Михайлова
Татьяна Михайлова
Владимир Моисеев
Максим Морошкин
Владислав Моряков
Валентина Московкина
Владимир Муат
Андрей Мягков
Алексей Ненашев
Вера Никифорова
Анастасия Николаева
Наталья Никоненок
Евгений Новиков
Ораскул Норматова
Светлана Оликова
Юрий Осипов
Егор Первушин
Сергей Первушин
Евгений Перов
Любовь Песикова
Александра Петрашева
Владимир Петреченко
Екатерина Печаева
Каринэ Пилосян
Ксения Плотникова
Владимир Поздняков
Алексей Полехин
Елена Полехина
Валентина Поликарпова
Иванка Польченко
Сергей Полянский
Анна Попова
Виктор Прилепин
Дмитрий Простатинов
Нина Птицына
Кирилл Пустовойт
Влада Райф
Наталья Растегаева
Рамиля Рахматуллина
Ирина Резвова
Юлия Рихтер
Алексей Роганов
Анна Родионова
Антонина Романова
Марина Рудько
Арина Ружейникова
Сергей Русаков
Александр Рыбаков
Юрий Рыбаков
Валентина Рюмина
Александр Рябцев
Светлана Савелова
Анатолий Саженин
Александра Саженина
Алена Самохина
Анна Самуйлова
Елена Сафонова
Галина Свежова
Николай Селиверстов
Андрей Сергеев
Андрей Сергеев
Татьяна Середина
Лариса Сидельникова
Дарья Ситникова
Екатерина Сиянина
Анна Слуцкая
Александра Сополнова
Марина Спектор
Глеб Стариков
Виктория Старикова
Галина Столярова
Елена Строганова
Елена Сусоева
Илья Сухоруков
Анна Сычева
Екатерина Тимофеева
Надежда Тимофеева
Юлия Титаренко
Анна Титова
Артем Ткач
Николай Ткач
Виталий Токарев
Равшан Токторбаев
Игорь Троилин
Лариса Трусова
Елена Тульская
Людмила Тутачкова
Арсений Тюрин
Михаил Тяжев
Ирик Уразаев
Татьяна Урыкова
Бахтиер Усманов
Расулжон Усманов
Дарья Усынина
Александр Фадин
Роман Фадин
Александра Фалеева
Екатерина Феоктистова
Ольга Филина
Любовь Халимова
Ирина Харина
Арсений Харитонов
Рима Хасянова
Татьяна Хатели Хусенобади
Александр Хованский
Лидия Худякова
Константин Цуркань
Татьяна Чеканова
Ирина Черникова
Яков Чечнёв
Наталья Чистякова
Александр Чудаев
Александр Чучкалов
Денис Шалаев
Алексей Шарабурин
Людмила Шеманова
Екатерина Шендрик
Даниил Шимко
Ирина Шишкова
Дмитрий Штильмарк
Геннадий Шумилов
Любовь Шупикова
Анна Шур
Бакытбек Элебесов
Елена Юнина
Асия Юнисова
Дмитрий Яковлев
Валентина Яковлева
Александра Якубенко

Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на сентябрь
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Екатерина Ксенофонтова
«Огонек», 14.01.2008

Фоменко-сити

В январе у Театра-мастерской Петра Фоменко — сразу две премьеры: нового спектакля «Бесприданница» и нового здания театра, на экскурсию по которому и отправился корреспондент «Огонька». Впечатления — самые сильные.

Новое здание Театра-мастерской Петра Фоменко спускается к воде. Две трети его помещений «встроены» внутрь откоса берега реки Москвы; поэтому с улицы оно не выше первого этажа соседнего дома, где был театр прежние 8 лет и откуда настало время переезжать «фоменкам». Там теперь будут учиться на собственных ошибках стажеры, правда, пока что из тесных стен никто перебираться не торопится — в новом здании есть абсолютно все, но вот интернет и телефон никак не подключат, а без них какая жизнь?

На ярусах фойе, спускаясь к реке, видим компактный гардероб, затем фойе Большого зала, балконы шекспировского театра, на «выносе» — театр елизаветинский и, архитекторская гордость, древнегреческий амфитеатр.

 — Вкопав здание в откос, мы нарушили все традиции классического театра, когда люди поднимаются по парадной лестнице наверх, к искусству. У нас наоборот, мы спускаемся! — показывает руками Сергей Гнедовский, заслуженный архитектор России. Его проект здания театра Фоменко в 2006 году удостоился премии «Золотое сечение». — Да, мы перенесли сценическое пространство в зону фойе — здесь те же сценические фонари, штанкеты и мостики, — для того, чтобы не обрушивать зрителя сразу на отметку планшета сцены. Мы постепенно его опускаем, разыгрываем пространство, используя мотивы из прошлых театральных эпох.

Древнегреческий театр поражает воображение, он не похож ни на что: мраморные ступени с подушками, вокруг — обширное воздушное пространство с великолепной акустикой, сзади — будущий зимний сад, а справа — окно на всю стену с видом на реку и комплекс «Сити» на другом берегу. На льду, припорошенном снегом, начерчено короткое признание в любви. Мы рассуждаем, можно ли использовать поверхность реки для рекламных анонсов театра, и идем в Малый зал, рассчитанный на 100 — 150 мест.

Там — современная сцена с возможностью изменения пространства, так называемый блэк-бокс. Панорамное окно и зона амфитеатра отгорожены с помощью сдвигающихся стен-щитов, их можно перемещать, изменяя границы сплошь черной комнаты. Необычные стены окрестили «раздвижным порталом»: если их убрать, можно объединить Малый зал с амфитеатром и менять местами зрителей и актеров. А вот как смешно в «Трех сестрах» можно обыграть, шутят мои провожатые, «В Москву, в Москву!». Раздвигаешь щиты, и вот тебе, пожалуйста, самый «Сити».

Я обращаю внимание на ярко-терракотовый цвет внешних стен Малого зала — архитектор объясняет, что это цвет фойе в старом здании, который символизирует связь прошлого с будущим: «Сначала, когда мы выкрасили эти стены, Петр Наумович был очень недоволен — мы чуть-чуть не угадали в тоне. Но потом мы сделали выкраску, подошли к старому зданию, приложили к фойе, посмотрели, что они полностью совпадают, и только тогда Петр Наумович успокоился».

Мы спускаемся еще ниже. Заглядываем в пока не обжитые кабинет Петра Фоменко и вызывающие восторг актеров гримерки — из двух десятков большая часть рассчитана на двоих, да с телевизором и ванной-туалетом в каждой! При кабинете Фоменко тоже удобства имеются, а еще кухня и комната отдыха с диваном. Можно жить.

? В фоменковском театре сейчас лучшее в стране световое оформление. Все приборы управляются с одного пульта, и можно под каждый спектакль записать свою программу освещения, правда, ее надо будет немного координировать с происходящим на сцене.

Стиль Большого зала — классическое итальянское барокко на глубине 7,5 метра под землей. Зрительный зал на 450 мест кажется маленьким и невзрачным, только золотые детали на балконах привлекают взгляд. Мне тут же втолковывают, что в этом самая соль, в контрасте кусочка роскоши и скромности, камерности. Потому что зрители смотреть должны только на сцену, а не по сторонам!

Но и тут все не так просто: этот зал — трансформер. Первые три ряда можно убрать — на их месте окажется оркестровая яма, или поднять — тогда сцена увеличивается в полтора раза. А можно раздвинуть сцену до самого амфитеатра: тогда мест для зрителей, конечно, останется совсем мало, зато в пространство длиной более 40 метров впишутся спектакли-приключения, не встающие практически ни на одну другую театральную площадку.

Разумеется, зрителей заинтересует буфет (полноценное кафе) и пока еще слишком молодой музей театра, а вот в актерский буфет их не пустят, равно как и в расположенные на нижних этажах цеха, тренажерный зал и сауну.

Зато еще ниже, на подземную стоянку, двухуровневую, на 72 машино-места, может попасть каждый владелец авто, если только купит билет в театр. Это одна из проблем, с которой столкнулась Мастерская при строительстве. Дело в том, что здание разместилось на территории, принадлежащей комплексу «Москва-Сити», и на его месте были запроектированы два гаража. Тем более что, как рассказал Сергей Гнедовский, Третье транспортное кольцо строилось здесь с клятвенным обещанием, что те парковки, которые тут появятся, будут отданы жителям. Помимо этого, театр попал под горячую руку участников местной избирательной кампании. А сначала люди вообще думали, что рядом с их домом строится казино. С каждой ситуацией пришлось разбираться отдельно, но теперь архитектор уверен, все поняли, что вот такой театр — это куда лучше, чем гаражи под окнами. Тем более что ближе к лету его крышу укроет живой газон, а может быть, и цветники.

Мы поднимаемся к выходу. В комнате администрации человек пять сидят у окна с телескопом: «Сити» рассматривают.

Идем дальше. Доносятся перешептывания: «Курить, где курить?..» А курить зрителям, оказывается, пока негде.

 — Во время проектировки мы получили точное задание — что курить надо достойно. Поэтому мы сделали шестикратную вытяжку из буфета, все было рассчитано. Но мы же теперь Европа. Курить в здании уже нехорошо? — с тоской в голосе поведал архитектор. — На входе да, можно, там и стоят нагреватели воздуха, но они хороши при морозах в минус пять, а зима-то у нас пока не европейская?

По пути наверх мне вспоминаются страшные истории с провалившимися под землю домами, а ведь сползти в воду и того легче, о чем я и сообщаю архитектору. Он не обижается:

 — Строить здание на откосе — это особая ситуация, и мы все рассчитали. Здесь ступенчатая система, всего две террасы — верхняя и нижняя, а между ними — двойная стена, воспринимающая нагрузки. Знаете, если сыпать песочек, то он сыплется пирамидкой, конусом под 45 градусов? Именно этот конус воспроизведен в построении этих террас, поэтому здесь естественное, природное распределение нагрузок. Все в высшей степени надежно, железобетон, монолит. 

По пятам следуют уборщицы, идем к выходу.

 — Лучший способ открыть театр — не торжественными речами, а новой работой, — говорит помощник худрука Анна Родионова. — Мы открываемся премьерой «Бесприданницы». А потом — «Три сестры», «Волки и овцы», «Война и мир»? и главное — билеты есть! Никаких очередей на месяц вперед, как раньше, и никаких «кончились».

Я подхожу к кассам прицениться. Там пока пустые стекла.

По-настоящему Мастерская оживет, когда здесь появятся зрители. Ну, и конечно, телефон и интернет. Пожалуй, сейчас театр начинается все-таки с них. 


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100