In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Антон Агриколянский
Полина Адамова
Рафек Айнуллин
Санжарбек Акымбеков
Иван Александров
Фярит Алмаметов
Татьяна Альбрехт
Галина Антипина
Екатерина Антипина
Инна Антонова
Татьяна Антонова
Мария Асанкина
Валерий Афанасьев
Петр Барабаш
Ильмира Баранова
Мария Барановская
Анна-Мария Барбакару
Сергей Бартошевич
Олег Бейненсон
Татьяна Бейненсон
Анна Белан
Александра Белая
Владимир Беленов
Дмитрий Белобров
Анна Белякова
Алёна Бессер
Дмитрий Бирчук
Ксения Блондина
Елизавета Богданова
Наталья Богданова
Валентина Боднарь
Юлия Боднарь
Михаил Борисов
Любовь Боровик
Максим Бородин
Наталья Бородина
Михаил Будер
Игорь Булаев
Роман Быков
Станислав Верзунов
Сергей Веселов
Надежда Ветрова
Андрей Волков
Валерий Волков
Иван Воробьев
Антонина Генина
Зинаида Генина
Анна Герман
Дарина Гильманова
Сергей Голубин
Александра Горбачева
Венера Гордеева
Владимир Грандель
Виктор Гриб
Екатерина Григоренко
Дмитрий Григорьев
Ирина Григорьева
Игорь Гришухин
Юлия Громова
Вероника Грудачёва
Ольга Грузкова
Евгения Двойникова
Ирина Двойникова
Павел Деев
Елена Дементьева
Лидия Дементьева
Мария Дементьева
Татьяна Дешко
Оливиа Джой
Дмитрий Диков
Ирина Долгорукова
Илья Дорогавцев
Татьяна Драгомер
Александра Дроздова
Ольга Дубровицкая
Евгений Дурнайкин
Юрий Жуков
Олег Зайцев
Ирина Захарова
Мария Захарова
Валерия Зебальд
Денис Земсков
Алексей Зозуля
Павел Ивашкин
Владимир Игнатов
Иван Илюхин
Анна Иноземцева
Николай Ионов
Елена Кадетова
Макар Казаков
Александр Калашников
Наталья Калашникова
Вячеслав Калика
Сергей Калинин
Евгений Калинцев
Николай Калуга
Петр Каплун
Дарья Карагодина
Евгения Ким
Сергей Кириллов
Виктор Киселев
Екатерина Кленовкина
Станислав Кобозев
Николай Кожушкин
Александр Козлов
Александр Козлов
Ирина Козлова
Рена Козлова
Евгений Козыльков
Людмила Кокорина
Александр Комаров
Евгений Комиссаров
Роман Коновалов
Виталий Констандогло
Геннадий Констандогло
Ульян Корба
Владислава Коробко
Нина Косарева
Николай Костомаров
Виктор Костровский
Василий Котоман
Александр Кошелев
Сергей Кошлаков
Светлана Кравцова
Александр Крипак
Юлия Крылова
Евгений Кузнецов
Петр Кузнецов
Юрий Кузьмичев
Сергей Кукушкин
Галина Кукушкина
Светлана Куркина
Вера Лазуренко
Мария Лапочкина
Павел Леванов
Нина Леликова
Татьяна Ли
Алла Липатова
Григорий Литвинов
Елена Лукьянчикова
Александр Мартынов
Джаннат Машарипова
Валентина Мелентьева
Инга Мергелова
Александр Мерекин
Ирина Миронова
Галина Михайлова
Татьяна Михайлова
Владимир Моисеев
Максим Морошкин
Владислав Моряков
Валентина Московкина
Владимир Муат
Андрей Мягков
Алексей Ненашев
Вера Никифорова
Анастасия Николаева
Наталья Никоненок
Евгений Новиков
Ораскул Норматова
Светлана Оликова
Юрий Осипов
Егор Первушин
Сергей Первушин
Евгений Перов
Любовь Песикова
Александра Петрашева
Владимир Петреченко
Екатерина Печаева
Каринэ Пилосян
Ксения Плотникова
Владимир Поздняков
Алексей Полехин
Елена Полехина
Валентина Поликарпова
Иванка Польченко
Сергей Полянский
Анна Попова
Виктор Прилепин
Дмитрий Простатинов
Нина Птицына
Кирилл Пустовойт
Влада Райф
Наталья Растегаева
Рамиля Рахматуллина
Ирина Резвова
Юлия Рихтер
Алексей Роганов
Анна Родионова
Антонина Романова
Марина Рудько
Арина Ружейникова
Сергей Русаков
Александр Рыбаков
Юрий Рыбаков
Валентина Рюмина
Александр Рябцев
Светлана Савелова
Анатолий Саженин
Александра Саженина
Алена Самохина
Анна Самуйлова
Елена Сафонова
Галина Свежова
Николай Селиверстов
Андрей Сергеев
Андрей Сергеев
Татьяна Середина
Лариса Сидельникова
Дарья Ситникова
Екатерина Сиянина
Анна Слуцкая
Александра Сополнова
Марина Спектор
Глеб Стариков
Виктория Старикова
Галина Столярова
Елена Строганова
Елена Сусоева
Илья Сухоруков
Анна Сычева
Екатерина Тимофеева
Надежда Тимофеева
Юлия Титаренко
Анна Титова
Артем Ткач
Николай Ткач
Виталий Токарев
Равшан Токторбаев
Игорь Троилин
Лариса Трусова
Елена Тульская
Людмила Тутачкова
Арсений Тюрин
Михаил Тяжев
Ирик Уразаев
Татьяна Урыкова
Бахтиер Усманов
Расулжон Усманов
Дарья Усынина
Александр Фадин
Роман Фадин
Александра Фалеева
Екатерина Феоктистова
Ольга Филина
Любовь Халимова
Ирина Харина
Арсений Харитонов
Рима Хасянова
Татьяна Хатели Хусенобади
Александр Хованский
Лидия Худякова
Константин Цуркань
Татьяна Чеканова
Ирина Черникова
Яков Чечнёв
Наталья Чистякова
Александр Чудаев
Александр Чучкалов
Денис Шалаев
Алексей Шарабурин
Людмила Шеманова
Екатерина Шендрик
Даниил Шимко
Ирина Шишкова
Дмитрий Штильмарк
Геннадий Шумилов
Любовь Шупикова
Анна Шур
Бакытбек Элебесов
Елена Юнина
Асия Юнисова
Дмитрий Яковлев
Валентина Яковлева
Александра Якубенко

Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на сентябрь
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Маргарита Болычева
«Oppeople.ru», 9.06.2015

Внутри театра Фоменко

«Теперь и разбирайтесь сами, кто важнее в этом сложном театральном механизме. Конечно, если без горячности разбираться, то тенор тоже для театра — крупная ценность. Иная опера не сможет даже без него пойти. Но и без монтёра нет жизни на театральных подмостках. Так что они оба-два представляют собой одинаковую ценность. И нечего тут задаваться: дескать, я — тенор. Нечего избегать дружеских отношений. И сымать на карточку мутно, не в фокусе!»
Михаил Зощенко. «Монтёр»

Маргарита Болычева и Александр Качкаев пришли за кулисы театра Мастерская Фоменко и поговорили с теми, без кого театр не мог бы существовать, но о существовании и реальной деятельности которых зрители мало знают. Мы приготовили восемь монологов о том, как люди пришли в театр и постарались снять их «не мутно и в фокусе».

Денис Забияка, заведующий студии звукозаписи
Я с 14 лет увлекаюсь музыкой. Сначала пел в своей группе, потом сам собрал студию у себя дома, где записывал своих друзей. Потом — организовывал фестивали электронной музыки. Учился на звукорежиссёра и, когда заканчивал, друг предложил мне пойти работать в Мастерскую. На тот момент, если честно, я даже не знал о существовании театра с такой магией. Меня взяли заведующим студии звукозаписи, которой еще не существовало. Мне было всего 22 года, и я понимал, какая на мне ответственность, какие огромные деньги вкладываются в эту студию. Я старался сделать всё очень качественно, знал, какой нужен винтик, какое нужно покрытие, чтобы стенка не вибрировала. Сейчас эта студия приносит плоды. Считаю, что музыка — это очень сильный инструмент, который может облегчить режиссёру задачу. Она создаёт волшебство на сцене, выделяет и подчёркивает происходящее. Часто режиссёры советуются, какую музыку можно поставить, но обычно они уже знают какая музыка должна звучать в спектакле, а вот как её поставить — наша задача. Несмотря на то, что Пётр Наумович был всегда непредсказуем, мы до сих пор думаем, а что бы он сказал на это, а на это. Когда он говорил (а говорил он очень тихо), все заглядывали ему в рот и ждали, что же он скажет. Сейчас в каждом из нас есть его частичка. Я навсегда запомнил его слова: «Денис, музыка должна появляться из ниоткуда». Он научил меня ювелирности, что всё должно быть тонко. Ещё, благодаря Петру Наумовичу я понял, что в театре важна команда: если один ошибется, то все пойдёт не так.

Софья Телегина, реквизитор
Я начала увлекаться театром в 13 лет. Позже познакомилась с молодым человеком из театрально-художественного колледжа, он учился на осветителя. Я тоже поступила и на втором курсе уже служила в Малом театре, а через два года пришла сюда. Несколько лет назад мне захотелось попробовать что-то другое, и я перешла в реквизиторский цех. У нас в театре сотрудники часто меняют цеха, специализации, вообще уходят в какие-то неожиданные места, например, из реквизиторов — в костюмеры, из костюмеров — в билетный стол, из капельдинеров — в администраторы. Мы обслуживаем текущий репертуар, репетиции уже утверждённых спектаклей и репетиции для показа самостоятельных работ. У нас всё время что-то репетируют, во всех закоулках театра: в репзалах, в тренажёрном зале, в гримёрках. В Старом здании даже в буфете репетировали. И всем нужен реквизит. Наша задача — подготовить все мелкие предметы для спектаклей. Всё, что едят на сцене актеры, мы покупаем, или нам готовит буфет. И всей остальной мелочью тоже занимаемся: ручками, перьями, книгами, всеми бумажками, письмами… В спектакле может быть до двухсот предметов реквизита. В нашем театре актёры очень любят реквизит, говорят: «Помогает». Поэтому мы часто что-то ищем в антикварных магазинах, новодела практически нет. Однажды мы с коллегой поехали в отпуск в Германию, и, гуляя по Берлину, увидели стоящую на тротуаре корзину. Такую, причём, хорошую корзину. Мы её забрали, и сейчас она играет в спектакле. В силу специфики работы, мы не можем смотреть спектакли, зато слышим по трансляции текст. Но даже не видя спектакль, понимаем какие моменты сегодня получилось лучше, а что изменилось с прошлого раза.

Вера Завгородняя, главный администратор
Я пришла сюда на стажёрскую практику на четвёртом курсе ГИТИСа и осталась в качестве администратора. Тогда обязанности администратора выполнял Андрей Воробьёв, нынешний директор. С того времени прошло почти 22 года. Тогда нас было примерно 40, а сейчас в штате театра 400 человек — это со всеми инженерами, сантехниками, уборщицами. Задача любого администратора — организация рабочего процесса. Чтобы зрители, остались довольны не только спектаклем, но и самим походом в театр, такими «примитивными» вещами, как буфет, гардероб, туалеты. Сейчас чаще всего приходится решать проблемы с самими зрителями, иногда неадекватными. Очень сложно объяснить некоторым гостям, почему нельзя входить в зал после третьего звонка, почему не стоит проносить в театр спиртные напитки. Обычно люди повинуются, но, бывает, устраивают форменную истерику, вплоть до вызова милиции. Был случай, когда одну не очень вменяемую девушку мне пришлось на руках выносить с балкона. Она довольно громко подавала актерам реплики, дирижировала фонариком — считала, что помогает актёрам играть и фактически срывала спектакль. Мы двадцать с лишним лет жили в этом пространстве с Петром Наумовичем. Были воспитаны и выучены им. И сейчас никому не приходится что-то натужно поддерживать. Все наши сотрудники выросли здесь, в этом театре, с нашим мастером. Есть у нас в театре прогоны для сотрудников, после которых режиссёры спрашивают наше мнение. Важно мнение публики, и в данном случае мы — публика, только внутренняя. Это не значит, что я скажу, что мне не понравилось, и режиссёр всё поменяет, но замечание может оказаться полезным.

Алексей Шарабурин, мастер по свету
Я попал в театр случайно, меня привели сюда родственники — работать монтировщиком сцены. Тяжелая, но при этом творческая профессия, для меня с неё начался театр. Шаг за шагом я осваивал различные профессии, и сейчас я мастер по свету и инженер по электроосветительскому оборудованию. Работаю здесь двенадцатый год. Раньше занимался наукой, работал в лаборатории, защитил кандидатскую по химии в МГТУ им. Баумана, а сейчас полностью занят театром. Очень сложно было делать выбор. Это для меня равнозначные вещи, разные части меня, моей души. Более 90 процентов информации человек получает через зрение. Понятно, что артист — самое главное в театре. Пётр Наумович говорил нам всем, что для него важнейшим элементом сценографии является лицо артиста. Если артист выходит и читает свой монолог, но его глаз не видно, то зрителю будет тяжело воспринимать игру актера и замысел режиссёра. Когда мы работаем, правим свет на спектакль, всё время должны ясно представлять себе, где стоит артист, в какой момент и куда нужно посветить. Художник придумывает световую партитуру спектакля, а мы должны воспроизводить это раз за разом. У нас очень хороший художник по свету — Влад Фролов. Самый большой комплимент нашей с ним работе был на гастролях в Саратове. Наш артист, который объездил со спектаклем «Война и мир» полмира, сказал, что свет в спектакле всегда один и тот же — что на нашей сцене в Москве, что в любом другом городе, несмотря на то, что все сценические пространства всегда разные. Я как опытный мастер по свету могу помочь актёру, если он выпал из мизансцены, встал не в ту точку. А однажды у нас произошел скачок электричества на спектакле, многие световые приборы погасли, и нужно было быстро вернуть свет на сцене. Причём, из строя вышла только часть приборов. Конечно, мы, как смогли, подхватили артистов. И уже потом поняли, что зрители в основной своей массе, кроме тех, которые сидели на первых рядах, ничего не заметили. На мой взгляд, в театре главное действующее лицо — артист. Я знаю, что все мои ошибки, все мои оплошности скажутся именно на артисте. Мы играем в одной команде, просто их видно, а меня нет, они выходят на сцену и отвечают за мои ошибки. Это — колоссальная ответственность, но, на мой взгляд, она и является залогом нашей общей успешной работы, поэтому я всегда стараюсь на 200%.

Анна Родионова, заведующий труппой
На третьем курсе МИРЭА я попала в Студенческий театр МГУ администратором. Поняв, что «этот мир — мой», поступила в ГИТИС на продюсерский и уже ушла в театр окончательно. У «фоменок» я оказалась в 99-м году, театр был тогда совсем ещё маленьким: один реквизитор, один костюмер, два гримёра, — всех по чуть-чуть. Да и артистов-то было всего 19 человек. Сейчас, когда только официальная труппа — 50 человек, это кажется смешно. Когда мне задают вопрос: «Что я делаю в театре?», я объясняю, что работаю боксёрской грушей, которая является авиадиспетчером в детском саду. Я — буфер между всеми в конфликтах и стараюсь их гасить. Актёры — они как дети, поэтому к каждому нужен свой подход. Вы когда общаетесь со своими друзьями, вы же учитываете их особенности? Когда ты долго знаешь этих людей, ты многое можешь предвидеть и предугадать. Артисты, играя спектакль, находятся в состоянии аффекта — это надо всегда учитывать. В жизни театра бывает всякое. Случаются ситуации, когда на моём телефоне можно жарить яичницу, но я стараюсь работать так, чтобы даже непредвиденная случайность не останавливала ход всей машины.

Анастасия Сергеева, сотрудник литературной части
После школы я поступила в Московский инженерно-физический институт на факультет кибернетики и прикладной математики. Как многие технари быстро заделалась записным театралом. Осенью 93-го увидела афишу «фоменок», в которых я влюбилась еще когда они были студентами. Поехала по указанному адресу: Арбат, Дом Актёра, комната 369. Купила билеты, а потом говорю: «А вам нужна какая-нибудь помощь?». Мне отвечают: «Перед спектаклями мыть полы в коридоре ГИТИСа и в аудитории, где играем, сможешь?» Я говорю: «Да, не вопрос» И пришла работать уборщицей. Потом мне сказали: «Надо помочь продавать программки, зрителей встречать. Сможешь?» Ответ тот же. Потом потребовалась помощь в работе с реквизитом, и я стала реквизитором. Очень долгое время я была в в реквизиторском цеху в единственном числе. За это время я успела закончить свой Московский инженерно-физический институт, а параллельно еще и театроведческий факультет ГИТИСа. Когда заканчивала МИФИ, была система распределения молодых специалистов на разные предприятия. Я принесла справку с просьбой отправить меня в театр «Мастерская Фоменко». Комиссия очень удивилась: а что программисту делать в театре?! Сейчас такое даже представить смешно, а тогда пришлось доказывать, что очень даже есть что делать. Хотя признаюсь: много кем я работала в Мастерской, но вот программистом — ни минуты. Потом я стала сотрудником литературной части. Репетиции с Фоменко, выпуски спектаклей — есть что вспомнить. Например, я каждый раз смотрю на эту карту с большой нежностью (Интервью записывалось в одной из лож театра, а на сцене происходил монтаж декорации — огромной карты для спектакля «Война и мир» — Прим. Ред.), вспоминаю, как я её нашла в Ленинской библиотеке, как упрашивала, чтобы мне позволили сделать ксерокс. Мне говорили: «Вы же понимаете, что это антикварная вещь, этого делать нельзя» — «Понимаю, но очень надо. Можно?» А потом видеть, как художники в огромной мастерской под крышей театра Армии переносят эти отксерокопированные листочки на гигантское полотно-занавес, разложенное на полу — это незабываемо Мы не боимся шутить друг над другом. Вот, буквально недавно была ситуация на гастролях: мы были в Тбилиси и там сначала сыграли спектакль «Волки и овцы», а потом «Семейное счастие». В «Семейном счастии» героиня всё время бегает и зовёт мифического слугу: «Григорий! Григорий!» Мы одели актёра, который в «Волках и овцах» играет слугу, дали ему подносик, и он пошёл на сцену. Актёры прекраснейшим образом это всё отыграли. Такое хулиганство говорит о том, что наши взаимоотношения очень живые, до забронзовелости нам ещё далеко.

Дмитрий Козлов, водитель
Я по образованию — инженер-металлург. Во время учёбы начал заниматься автогонками, и по сей день занимаюсь гонками на грузовиках. Большая машина весом четыре тонны. У меня отец тоже гонял. Он — двукратный чемпион Союза. Выступаю под его номером. Моя мама — заведующая буфетом, работает здесь больше десяти лет. После пришёл отец, он уже работает лет шесть. Потом я, четыре года. И вот, недавно брат устроился, работает у мамы в подчинении. Мы с отцом — водители, отец худрука возит, я — директора. Если директора приглашают на премьеру, я его везу, жду, потом везу обратно. Весь центр театральный знаю, где какие театры. Поначалу было тяжело, сейчас могу ездить с закрытыми глазами. Все почему-то уверены, что я никогда не опаздываю, и если в театре кому-то надо срочно уехать, стараются почему-то меня взять. А потом сами ругают: мол, слишком быстро еду. В своё время я возил на спектакли Бориса Алексеевича Горбачёва. Ему тяжело было добираться. Ещё возил Людмилу Николаевну Долгорукову из театра Гоголя. Недавно Екатерина Сергеевна Васильева, которая играет в «Олимпии», приболела. Обычно она сама приезжает, а тут получилось так, что она не могла сесть за руль, и мне нужно было её привезти. Мы ехали по пробкам, и я всю дорогу думал: «Если я её не привезу, спектакль ведь не начнется». Помню, когда я возил Петра Наумовича, он много рассказывал, какая была старая Москва. Помню, едем, а он говорит: «Тут поле было, я тут на лошадях катался».

Павел Ивашкин, машинист сцены
Пять лет работаю машинистом сцены, монтировщиком. Должность хорошая, работа тяжелая, но меня устраивает. Попал в театр после учёбы в СПбГУКИ. На третьем курсе увидел спектакль «Три сестры» и пропал. Я учился на режиссёра в тот момент, и тогда у меня какие-то амбиции были. Сейчас их уже нет, слава Богу (Смеётся). Есть, конечно, лукавлю. В общем, я именно полюбил эту личность Петра Наумовича и хотел быть просто рядом. На самом деле, неважно, в каком качестве. Он был замечательный человек. Помню, мы выпускали «Театральный роман», я присутствовал на репетициях — это был просто восторг! Я смотрел не репетицию, а как ведет её Пётр Наумович, наблюдал за его реакцией, за его мыслью. Какая-то магия происходила. Пробовался в Мастерскую как актёр — были стажёрские наборы. Не подошёл. Ничего страшного. Немножко расстроился, но потом успокоился, пришел капельдинером работать. Год проработал капельдинером, потом перешёл в монтировщики, потому что зарплата больше. Если меня не взял Пётр Наумович, зачем я буду прыгать через него, когда его нет. Тем более, надо понять для себя — подхожу я или не подхожу. Значит, не подхожу. Значит, это не моё. Как-то надо с другого бока подходить. Вот я сейчас занимаюсь видео. Мечта у меня — снимать кино. Мы приходим с утра, к 8.30. Собираем спектакль. Если надо, разбираем вчерашний. Думаю, моя профессия одна из самых важных в театре. У нас даже есть выходы на сцену во время спектакля. Я, кстати, видел, как в «Сатириконе» на сцену выходили монтировщики — сразу заметил соратников. Серьёзные, хорошие люди, которые делают свою работу. Со многими мы в театре на «ты». Этому научил всех Пётр Наумович. Была история: в старом здании ребята монтировали какой-то спектакль с утра, кто-то разошёлся и на площадке остался один монтировщик. Поднял тяжелый станок, чтобы его куда-то оттащить, вдруг, выбегает из коридора Пётр Наумович, с другого края хватает станок, и говорит: «Куда нести?». Монтировщик просто опешил. У нас отдельный мир, в который необходимо влиться, знать свои правила, свои законы. Даже если монтировщики не курят, то они сидят рядом с нами. Я тоже долгое время не курил, но перекур — это такое дело. Всё же лучше пойти перекурить.

Источник: Oppeople.ru


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100