|
Анна Казарина «Наша молодежь», 04.2011 О чем молчат «Записки сумасшедшего»Моноспектакль Мастерской Петра Фоменко «Он был титулярный советник» я видела 1,5 раза. Так уж получилось, что во второй мой приход Анатолий Горячев, исполняющий роль Поприщина, не смог доиграть роль. Ближе к концу действия в яростном порыве он ударился лбом о железный выступ и, как ни пытался продолжить — не смог из-за хлеставшей крови. Что-то заставило меня прийти именно на этот спектакль во второй раз, несмотря на то, что очередь на бесплатный проход в Мастерскую нужно занимать за 2 часа.
Серая тюремная гамма, вечный полумрак малого зала, Поприщин, укутанный в старую шинель, парики на шестах — почти под ногами первого ряда. Герой бросается от наглухо зарешеченного окна к огромной тени своего родителя — Гоголя — и молит о спасении. Молит и не может понять, за что же его сделали обычным титулярным советником: «Дай-ка мне ручевский фрак, сшитый по моде, да повяжи я себе такой же, как ты, галстук, — тебе тогда не стать мне и в подметки. Достатков нет — вот беда». Вот где сила великого Гоголя — почти двести лет прошло, а проблема не менее актуальна. Не те же ли вопросы задает себе современный «титулярный советник» — служащий скромного достатка, мечтающий жить по навязываемым обществом стандартам? Разве не о том же вопрошает молодой человек любого города за МКАДом, без денег и связей, каждый день наблюдая с мертвых экранов бездушную, но яркую жизнь? Блеск, радость, красота — казалось бы, все это так близко, но он всего лишь титулярный советник. «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» — сколько в этом вопросе боли и обиды — не на себя, а на судьбу. Когда нет больше сил бороться — с начальством, которое за эти два века разве что сменило очиняемые перья на позолоченные авторучки да карету на ВМW; с системой — которую как ни старайся, а без нужных знакомств, полученных изво?ротливостью души и тела, не получить. Да и воровать, как делают все, не позволяет (к сожалению?) уже не современное чувство — совесть. Россия осталась Россией, как будто так и должно быть. Из мира, словно потустороннего, доносятся до нас голоса — генерала, кухарки, звучит и песенка — «Он был титулярный советник, она генеральская дочь», звонкая и хрупкая, она точно режет сердце — настолько сюжет ее правдив. Несмотря на свое низкое положение, Поприщин уверен, что дочь генерала, у которого он служит, неравнодушна к его маленькой, но гордой персоне. И свой надушенный платок, от которого «так и дышит генеральством», уронила она перед ним не случайно. Дочь генерала… Ею ли он бредит все это время или теми хрусталями и пуховыми подушками, которые таятся за плотно закрытой дверью ее спальни? Бредит ли он? На сцене лестница — символически карьерная, по которой герой так мечтает забраться в жизни реальной, превратившись из титулярного советника в генерала. В конце у него это получается — он забрался, он наверху, но мир вокруг — уже нереальный. Это мир его фантазий, его сумасшествия. И взобрался он по шаткой лестнице и стал тем, кем так мечтал, — ценой рассудка. Но какой мир реальней — тот, где человек всего лишь незаметная пешка, или тот, что дарит исполнение мечты — хоть и мнимое? Где вместо золотой короны — ведро с выбитым дном, а вместо прекрасной мантии — рваный кусок алого атласа. Сумасшествие — частный случай, обычно все происходит более привычно для общества — одиноче?ство заливается горьким градусом, к сожалению, не делающим жизнь хоть на минуту слаще. Невозможность достичь общепринятых идеалов (а судьи кто в их принятии?), когда, вместо дерзкой блондинки в шоколаде, девушка просто умна и мила и вече?ром ждет ее не отвязная вечеринка в модном клубе, а суп и кот. Но встает вопрос — что из этого лучше на самом деле? Трудно вовремя закрыть глаза и создать собственные идеалы для счастливой жизни — они имеют свойство разбиваться с грохотом и скрежетом о бампер летящего на зеленый тонированного джипа. Поприщин же - титулярный советник, посмевший стать чем-то большим, не уведомив об этом общество. Тонкая грань разделяет просто маленького человека с комплексами и неудачами от сумасшедшего — уже уверенного в себе и в своем мире. Эту эволюцию актер на сцене прописывает ревностно и цепляющее. Так что даже не знаешь, жалеть ли его героя. И если да, то по какую сторону границы. «Спасите меня! возьмите меня!.. Мать ли моя сидит перед окном? Матушка, спаси своего бедного сына…». Мольба о помощи, ждать которую неоткуда. Последний крик тонущего, шлюпку которому уже не сбросят. Спа?сти себя мог только он, этот совсем маленький человек, величие которого просыпается лишь в безумии.
Другие статьи- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чуме, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии Пушкина, Ольга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир», «ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- Выйти из сумрака, Лариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Увидеть – не значит понять, Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Поднимите ей веки, Марина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра Фоменко, Юлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемся, Марина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающих, Елена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядя, Inner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана Фрила, Екатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Вам страшно? Нет, смешно, Анна Богатырева, «Porusski.me», 10.07.2019
- Чисто шотландские убийства, Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Дикие и симпатичные, Виктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Мертвые не умирают: мюзикл «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» Олега Глушкова, Дмитрий Барченков, «Posta Magazine», 2.07.2019
- Семейное счастье: интервью с актрисой Полиной Кутеповой, Маруся Соколова, «http://dochkimateri.com», 09.2015
- «Театральный роман»: шутка года, Наталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- О чем молчат «Записки сумасшедшего», Анна Казарина, «Наша молодежь», 04.2011
- Наши в Дублине, Борис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- В ритме Джойса, Сергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дня, Марина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романа, Галина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечность, Алена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса», Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина, «Итоги», 9.02.2009
- Два слова о вечности, Алена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко», Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко», Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным», «Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романа, Роман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый Улисс, Алена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссею, Алла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?, Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая Улисса, Ольга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слой, Дина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопии, Дмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Одиссея одного Улисса, Алла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Три сестры и один сумасшедший, Елена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Поприщин и его тени, Марина Давыдова, «Известия», 15.09.2004
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожил, Елена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Российская риторика, Марина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- Трагический фарс московской комедии дель арте, Ольга Неведрова, «Вечерняя Москва», 30.03.1998
Другие статьи: 1 | 2 | 3 |