In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Денис Аврамов
Полина Агуреева
Полина Айрапетова
Мария Андреева
Анатолий Анциферов
Карэн Бадалов
Ольга Бодрова
Елизавета Бойко
Юрий Буторин
Иван Вакуленко
Иван Верховых
Степан Владимиров
Игорь Войнаровский
Елена Ворончихина
Мария Геращенко
Анатолий Горячев
Мадлен Джабраилова
Лилия Егорова
Дмитрий Захаров
Амбарцум Кабанян
Галина Кашковская
Александра Кесельман
Алексей Колубков
Дарья Коныжева
Вениамин Краснянский
Михаил Крылов
Наталия Курдюбова
Ксения Кутепова
Полина Кутепова
Максим Литовченко
София Лукиных
Илья Любимов
Олег Любимов
Фёдор Малышев
Наталья Мартынова
Виталий Метлин
Александр Мичков
Александр Моровов
Томас Моцкус
Олег Нирян
Екатерина Новокрещенова
Игорь Овчинников
Серафима Огарёва
Николай Орловский
Кирилл Пирогов
Степан Пьянков
Тагир Рахимов
Дмитрий Рудков
Владимир Свирский
Екатерина Смирнова
Вера Строкова
Владислав Ташбулатов
Валюс Тертелис
Юрий Титов
Владимир Топцов
Никита Тюнин
Галина Тюнина
Василий Фирсов
Евгений Цыганов
Роза Шмуклер
Рустэм Юскаев
Павел Яковлев
Сергей Якубенко
Борис Яновский

Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на июль
Репертуар на август
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Игорь Вирабов
«Российская газета», 20.02.2014

Зачем мы здесь

В «Мастерской Петра Фоменко» поставили «Фантазии Фарятьева»

Попробуйте назвать женщину Сикстинской капеллой (это комплимент), ну, будто бы в ней столько же оттенков, и она, эта женщина, ох, что она сделает… Ка-а-ак развернется, ка-а-ак посмотрится в зеркало. Сразу, первым делом, к зеркалу. Удостовериться: точно ли, Сикстинская? А вот насчет «капеллы» — это не чересчур? Нет, ну, ничего, ничего, и про оттенки, что ни говори, тонко. Как все-таки приятно иметь дело с порядочными мужчинами.

Александра, она же Саша, она же Шура, она же актриса Полина Кутепова, так и поступает. Отражение в зеркале поправляет причудливый локон, будто читает ее мысли. Ну в конце концов наши зеркальные отражения тоже люди, могут позволить себе какие-то вольности (вон и обняться норовят с «первоисточниками»!), не все же слепо повторять за нами…

Надо, впрочем, объяснить по порядку. На малой сцене «Мастерской Петра Фоменко» — премьера спектакля «Фантазии Фарятьева». Многие помнят эти «фантазии» по фильму Ильи Авербаха с Андреем Мироновым и Мариной Нееловой. Кто-то вспоминает, что первым, в семидесятых годах, чудесную пьесу Аллы Соколовой поставил Сергей Юрский. Но пьеса настолько живая и естественная для любых времен, что режиссер и педагог «фоменок» Вера Камышникова, к счастью, не пыталась специально делать текст актуальнее, чем он есть. Люди вот не летают, а спектакль летит под кадриль Щедрина из давней оперы «Не только любовь». Сюжетик-то житейский, а летит, легко играя множеством свежих придумок сценографов (тут нельзя забыть и художника-постановщика Марию Трегубову, и художника по свету Владислава Фролова). Гурманы театральные цокают: уж не Лепаж ли навеял — вон ведь сколько понакручено? Да нет, какой же тут Лепаж, думают другие вслух, тут все ж таки за чудесами актуальной театральной технологии не исчезает натуральный фоменковский вкус к слову и актерской игре…

Теперь можно и к зеркалу вернуться. Вдоль стены в квартире Саши распластано огромное овальное зеркало. Происходящее на сцене идеально отражается в нем — пока отражения не позволяют себе вольности. Но поначалу иллюзия зрителям кажется абсолютной. Потом выясняется: тут сплошные обманы зрения. Соскользнул халатик с плечика Саши, Полины Кутеповой, — приоткрылось и плечо ее двойника Эльвиры Сулеймановой. Пробежала ее сестра Люба, Вера Строкова, — синхронно несется в зазеркалье Анна Симакина. Обои в квартире их в веселенький цветочек: вдруг от стены отлепляется невидимая прежде мамаша двух сестер в халатике из таких же цветочков (Галина Кашковская). Кто тут чье отражение, люди управляют иллюзиями или иллюзии ими? Круговорот вопросов в природе вечный.

«Александра!» — вопит стоматолог Фарятьев. «Почему Александра, меня называют Шурой», — отвечает она ему. Но нет, он хочет — Александра! «Длинно очень, устанете», — предупреждает она. Нет, он не устанет! Он вроде бы не от мира сего, у него какая-то теория про побывавших на Земле пришельцев, он встретил ее у приятеля Бетхудова и он предлагает ей выйти за него немедленно замуж. Неотступно следящая мама, сестра, сумасшествие быта — от всего этого Саша-Шура готова хоть куда. Инопланетяне ее смущают, но за неимением лучшего… В последнюю минуту объявится Бетхудов, и Саша-Шура-Полина Кутепова выпорхнет, вот натурально улетит за ним в открывшуюся дверь. А что же Фарятьев (он же Рустэм Юскаев)? Ну что, страдает, уходит куда-то в себя. И не видит, не слышит юную Любу, хотя та клянется ему в любви.

Говорят, эта пьеса об отсутствии любви. Да нет же, тут как раз все безумно, безумно влюблены. Все на самом деле любят и слышат себя, и окружающее лишь оттого так несносно, что не соотносится с их ожиданиями. И все тут в итоге остаются в проигрыше. Выиграл, пожалуй, один Бетхудов, но он и не появился на сцене, и скорее всего как раз единственный, кто, видимо, никого и себя толком не любит. А что есть любовь, как и кого надо, не надо любить? Кто тут главный герой, а кто второстепенный? Где в их жизни границы чуда и пошлости? Опять круговорот вопросов — вечных. Квартира на ходу разбирается, меняет формы, углубляется, паркетный пол вздымается, герои уже почти что ползают по нему, крыши едут, каждый в любую минуту может скатиться, соскользнуть. Каждый цепляется за что-то, но не друг за друга. Инопланетяне, если они есть, молчат безучастно.

Режиссер Вера Камышникова говорит, что в пьесе Соколовой она обнаружила множество «космических черных дыр», неисчерпаемых для театральной игры и раздумий о сущности человека. Кстати, по большому счету очень любопытно перекликается с этой пьесой известный роман Эльфриды Елинек «Пианистка». Саша-Шура, напомню, в пьесе тоже учительница музыки, и в старом фильме про Фарятьева со своими учениками она обращается тоже довольно жестко. Хотя и не сравнить, конечно, с «пианисткой» Эрикой, в которой тонкости душевных конституций ушли скорее в область патологий. 

К чему это неявное сравнение? Только к тому, что в пьесе действительно проблемы очень человеческие — на все времена. «Фоменковский» спектакль из тех, к которым хочется вернуться. «Мы мучимся над мелкими, никому не нужными проблемами, мы тратим наши мысли и чувства впустую, мы от рождения смотрим себе под ноги, только под ноги. Помните, как с детства нас учат: „Смотри себе под ноги… “ Мы умираем, так ничего и не поняв: кто мы и зачем мы здесь»… Это вот тоже они, фарятьевские фантазии. 


Другие статьи

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4


© 1996—2025 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100