|
Ольга Егошина «Новые Известия», 25.06.2015 «Полета вольное упорство»В «Мастерской Фоменко» поставили точку высокого сезонаПосле детской высокотехнологичной «Алисы в Зазеркалье» Иван Поповски предложил родному театру вернуться к истокам – собственно «Мастерская» начиналась с шекспировской комедии «Двенадцатая ночь». В новой работе над «Сном в летнюю ночь» сошлись несколько поколений актеров, репетировали мучительно. Результатом же стал самый радостный и певучий спектакль сезона. Кажется, впервые после смерти Петра Наумовича Фоменко актеры «Мастерской» смогли на сцене хулиганить, смеяться, летать и праздновать, доказывая не столько нам, сколько самим себе, что воздух игры и свободы по-прежнему наполняет легкие.
«Сон в летнюю ночь» – спектакль для всех страдающих от зубной боли и мировой скорби, для всех, кому надоело вежливо скучать в театральных креслах, нетерпеливо теребя свои мобильники: сколько осталось? Спектакль для всех забывших, что театральный огонь рождается только из живых материалов, а из обилия пластика на сцене создашь разве что электрокамин.
Иван Поповски создал волшебный лес влюбленных и эльфов, развесив движущиеся черно-белые полотнища. Соединенные вместе, они становятся гамаком, на котором устраивается понаблюдать за блужданиями влюбленных парочек Оберон – Карэн Бадалов. В полотнищах путаются влюбленные и от страха легко взбираются от преследователей повыше.
Среди лесных полос скользит веселый Робин – невероятно гибкий летучий Амбарцум Кабанян действительно становится «затычкой» всех событий. Неслышно скользит рядом с решительной Гермией – Серафимой Огаревой и ошалевшим Лисандром – Александром Мичковым, незримо присутствует при всех объяснениях нетерпеливого Деметрия – Юрия Буторина и Елены – Ирины Горбачевой, ухитряясь урвать и поцелуи, и пощечины, которыми обмениваются парочки. Юные девы воют мартовскими кошками, застенчивые юнцы то пытаются вжиться в образы брутальных мачо, то по-детски теряются рядом с женским телом, оказавшимся так неожиданно близко. Влюбленные объясняются друг другу в любви и ненависти, эротическая тяга бурлит в них, умеряемая строгим гимнастическим балетом, выстроенным Олегом Глушковым.
Свисая с колосников в трехметровых юбках-абажурах, парят прислужницы кудрявой Титании – Галины Тюниной, услаждая царицу игрой на музыкальных инструментах.
Иван Поповски реабилитировал парики и котурны, вставные вокальные номера и пластические этюды. Реабилитировал театр, где волшебство рождается из самого простого. Ткань может стать морем и мороком (шуршащий летучий шар тумана легко поглощает царицу фей и короля эльфов).
Иногда кажется, что какой-то игривый Робин специально дразнит угрюмых теоретиков, под конец сезона вдруг продемонстрировав, что вокруг их угрюмого постдраматического квадрата живет и дышит безбрежный мир театральной игры и высокого дуракаваляния. Вздох счастья, который стоит в зале на «Сне в летнюю ночь» в «Мастерской Петра Фоменко», надеюсь, способен пробудить не одну нашу Титанию, увлекшуюся очередным самодовольным ослом. Вам вправду казалось, что «Мастерская Фоменко» – это далекое прошлое? Утешьтесь, это наше самое доподлинное настоящее! Тот самый искомый «современный артист в современном театре», которого так давно и безрезультатно разыскивают и еще чаще выдумывают. Вот он – тренированный акробат с радостным телом и режиссерским мышлением, с хорошо поставленным голосом и умением читать стихи так, что зритель слышит не только каждое слово, но и запятую. Мастер, точно чувствующий текст, его стиль и ритм, соавтор режиссерских поисков, умеющий долгий и изматывающий труд репетиций превратить в импровизационный полет премьеры. Чувство юмора, с каким разыграна каждая роль, – приятный бонус.
С появлением артели ремесленников, решивших поставить ко дню бракосочетания Герцога «Прежалостную комедию о любви» и заработать шестипенсовое содержание от казны, зрителей подхватывает эйфория невесомости. Шекспировский текст в новом переводе Осии Сороки искрится и пенится. Плотник Клин – Рустэм Юскаев, ткач Мотовило – Андрей Казаков, меховщик Дудка –Кирилл Пирогов, столяр Цикля – Олег Нирян и портной Заморыш– Степан Пьянков, медник Рыло – Никита Тюнин предельно серьезны в своем достоинстве городской труппы и откровенно жадны к предлагаемым ролям. «А я и за Льва могу рыкнуть», – скромно вставляет Мотовило – Казаков, готовый сыграть и Луну, и Стену… Свалившуюся на него ослиную голову он тоже обживает как новую роль, а страсть к нему прекрасной Титании – как обстоятельства новой пьесы.
Вернувшись к друзьям-актерам, Мотовило легко смахивает свои ночные похождения и с утроенной энергией бросается в роль трагического любовника, взывающего «О, Фисбуша!». А Фисба –Кирилл Пирогов в соломенном парике и сером хитоне буквально летает, выводя тоненькой фистулой: «Мой Пирам!», – и даже сцены мало для ее полета…
Представление «прежалостной комедии» перед высоким зрительским синклитом становится высшей точкой спектакля о волшебстве любви, так неразрывно связанном для Шекспира с волшебством игры и свободы.
Легкая незаметная дымка грусти каймой обводит картину незамутненного свадебного хэппи-энда. Последний раз персонажи проходят вереницей среди зрительного зала, неся вокруг себя вдруг ставший физически ощутимым танцующий воздух «Мастерской Петра Фоменко» и ее шекспировских штудий.
Другие статьи- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?, Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шума, Елена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!, Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизме, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для ума, Игорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальный, Полина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- «Фоменки» в зазеркалье, Татьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Обратная сторона любви, Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Сон в летнюю ночь, Валентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
», Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Укол счастьем, Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы», Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночь, Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Это был не сон?, Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- «Полета вольное упорство», Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу Шекспиру, Григорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра Фоменко, Лариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева», Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- Все начинается в фойе, Николай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок», Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Фантазии Фарятьева», Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- Актер Рустэм Юскаев «Наш театр – это в чистом виде Фарятьев», Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 6.03.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!, Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Зачем мы здесь, Игорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планеты, Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
, Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Русский космизм, Анастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко», Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- Пять тысяч штампов для вечности, Яна Жиляева, Петр Сейбиль, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- «Не потеряйтесь!», Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!, Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- По волосам не плачут, Марина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важное, Алена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Классный час Ксении Кутеповой, Елена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волос, Ольга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Сколько волосу ни виться, Марина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули время, Глеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапках, Ольга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Обольщение театром, Елена Губайдуллина, «Театральные Новые известия», 04.2006
- Анти-Фоменко, Екатерина Рябова, «Афиша», 7.03.2006
- Мольер всепрощающий, Алена Данилова, «Взгляд», 7.03.2006
- «Прости нас, Жан-Батист»: «У Мольера финал проще», «Радио «Культура»», 18.02.2006
- Ошиблись дверью, Дина Годер, «Газета.Ru», 18.02.2006
- Фоменко среди трех сестер, Марина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской истории, Елена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушек, Григорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Безумная Шайо, Ольга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Обаяние гения, Сергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Война и мир в мастерской, Марина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- Начало романа. Сцены
, Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Что такое «Война и мир»?, Елена Губайдуллина, 03.2001
- Парадоксы Толстого, Надежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятие, Дина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового века, Елена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеи, Наталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Соткано с любовью, Ирина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизода, Кирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Российская риторика, Марина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- Qui pro quo, Екатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары», Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Падение авиаторов, Павел Руднев, 01.2000
- А еще
, Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Дело в
шляпе!, Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом, «Сегодня», 16.02.1994
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 |