|
Елена Вилле «МИР-24», 13.07.2023 «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Звук топора? Нет, это старик Фирс идет, постукивая палкой об пол… Но какова метафора, а?!
В Мастерской Петра Фоменко премьера – «Вишневый сад» Чехова в постановке Ивана Поповски. Действие разворачивается на небольшом подиуме, преимущественно с левой стороны, а правая часть и глубина почти не задействованы. Режиссер бережет это пространство для кульминации. Это и есть тот самый сад, только он пуст, так что о красоте его даже и говорить не приходится. Одинокий рояль и строительная пленка, висящая на заднем плане и справа, закрывая кулисы – вот и все, что видит зритель на сцене. Белым кажется полиэтилен, олицетворяя белые цветы вишневых деревьев. Но это еще и неизбежно вызывает ассоциации со стройкой и обновлением: такой пленкой накрывают мебель при ремонте. Конечно же, все это не случайно. Художники Нина Бачун (Oaza), Иван Поповски и художник-декоратор Ирина Борисова продумали все до мелочей. Но удастся ли построить кому-то счастье на чужом несчастье? Вот в чем вопрос.
Это последнее произведение Чехова. Писатель был неизлечимо болен, когда писал эту пьесу. И чувствуются здесь какая-то безысходность, надрыв, невозможность расстаться со старым и с прежней жизнью. «Фоменки» сделали все очень смешно и трогательно одновременно.
«Вишневый сад» – вообще произведение, преисполненное печали. Отец Чехова был вынужден продать свою усадьбу, чтобы расплатиться с долгами, потому и родилась эта пьеса.
Но действующие лица не готовы принимать жизнь сегодняшнюю, они постоянно обращены в прошлое. Они смотрят на все с заплаканными глазами, но и с улыбкой, с нежностью и грустью одновременно. Но каждый ли человек способен приспособиться и влиться в новое течение времени? Принять новые порядки и устои и найти свое место в изменившемся мире?
Люди разных поколений часто не понимают друг друга. «Скорее бы как-нибудь изменилась наша нескладная, несчастливая жизнь», – говорит Лопахин. Но ведь для того, чтобы изменить жизнь, нужно изменить вначале себя.
Актерские работы в этом спектакле очень точны: Раневская Любовь Андреевна (Галина Тюнина) легкомысленна, добра, но эгоистична; Лопахин (Денис Аврамов) деловит, практичен, трудолюбив и не жаден, он может романтично любоваться природой и в то же время мыслить рационально; Аня (Александра Кесельман) – хозяйственная и недоумевает мамкиной расточительности; Гаев (Рустэм Юскаев, Никита Тюнин) – высокомерный и совсем непрактичный человек; Трофимов (Федор Малышев) мечтает о будущем, не замечая красоты настоящего. Ярким оказывается абсолютно каждый персонаж, включая горничную Дуняшу, Симеонова-Пищика и старика Фирса.
И вот уже неподъемным грузом висит рояль над сценой, когда приходит время паковать вещи. Висит на канате – как счастье на волоске. И эта тяжесть безысходно тянет вниз, стоит только обрезать веревки и все рухнет, и кончена будет музыка, все сломается – и судьба этого дома, и судьбы этих людей.
Источник: МИР-24
Другие статьи- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?, Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шума, Елена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!, Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизме, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для ума, Игорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальный, Полина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- «Фоменки» в зазеркалье, Татьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Обратная сторона любви, Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Сон в летнюю ночь, Валентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
», Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Укол счастьем, Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы», Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночь, Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Это был не сон?, Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- «Полета вольное упорство», Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу Шекспиру, Григорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра Фоменко, Лариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева», Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- Все начинается в фойе, Николай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок», Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Фантазии Фарятьева», Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- Актер Рустэм Юскаев «Наш театр – это в чистом виде Фарятьев», Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 6.03.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!, Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Зачем мы здесь, Игорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планеты, Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
, Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Русский космизм, Анастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко», Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- Пять тысяч штампов для вечности, Яна Жиляева, Петр Сейбиль, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- «Не потеряйтесь!», Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!, Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- По волосам не плачут, Марина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важное, Алена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Классный час Ксении Кутеповой, Елена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волос, Ольга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Сколько волосу ни виться, Марина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули время, Глеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапках, Ольга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Обольщение театром, Елена Губайдуллина, «Театральные Новые известия», 04.2006
- Анти-Фоменко, Екатерина Рябова, «Афиша», 7.03.2006
- Мольер всепрощающий, Алена Данилова, «Взгляд», 7.03.2006
- «Прости нас, Жан-Батист»: «У Мольера финал проще», «Радио «Культура»», 18.02.2006
- Ошиблись дверью, Дина Годер, «Газета.Ru», 18.02.2006
- Фоменко среди трех сестер, Марина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской истории, Елена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушек, Григорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Безумная Шайо, Ольга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Обаяние гения, Сергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Война и мир в мастерской, Марина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- Начало романа. Сцены
, Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Что такое «Война и мир»?, Елена Губайдуллина, 03.2001
- Парадоксы Толстого, Надежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятие, Дина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового века, Елена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеи, Наталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Соткано с любовью, Ирина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизода, Кирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Российская риторика, Марина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- Qui pro quo, Екатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары», Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Падение авиаторов, Павел Руднев, 01.2000
- А еще
, Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Дело в
шляпе!, Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом, «Сегодня», 16.02.1994
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 |