|
Евгений Соколинский «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009 «Не потеряйтесь!»«Самое важное» (по роману М. Шишкина «Венерин волос»)Евгений Каменькович любит ставить прозу совершенно непригодную для сцены. Иногда получается, иногда нет. «Затоваренная бочкотара» по Василию Аксёнову в Табакерке, на мой взгляд, не получилась, хотя Олег Табаков думает иначе и добился возобновления спектакля в новом составе. «Самое важное» (Мастерской Петра Фоменко) – тот редкий случай, когда сценический текст удачнее, чем оригинал. Через многослойный, обрывочный роман Михаила Шишкина (в основу сценария положен «Венерин волос», причисленный к «национальным бестселлерам») приходится продираться с мукой. В авторском потоке сознания трудно ориентироваться. В спектакле Толмач (актёр-режиссёр Иван Верховых) берёт зрителей за руку и бережно ведёт от эпизода к эпизоду. Правда, Ксенофонт с его эллинами и персами (одна из линий романа) остаётся в сторонке. Мы узнаём только, что взнервленный переводчик иммиграционной службы пытается читать на ночь Ксенофонта для успокоения. Ну, и Бог с ними, с Вавилоном и Киром!
Пожалуй, никогда ещё Каменьковичу не удавалось достичь подобной фоменковской лёгкости, тонкой ироничности, философичности, как в «Самом важном». У Фоменко в «Войне и мире» был «турникет» для перехода к новому времени и месту действия. У Каменьковича – узкий красный стол. Повернув его, как бы переводят стрелку часов. Немного пыли на голову – и появилась седина. Стол быстро превращается в кровать. А позади четыре красных квадратика, сдвигающихся-раздвигающихся, выполняют функцию кино-наплыва. Вот гимназисточки начала века, а вот – современный офис иммиграционной службы в Швейцарии, ростовское кабаре и экскурсия по Риму.
На сцене – 40 персонажей (8 исполнителей). Перед нами – дробная хроника столетия и чуть ли не человечества. Надо обладать школой, техникой «фоменок», чтобы перевоплощаться мгновенно, с ловкостью фокусника. Главный «фокусник» — Ксения Кутепова. Как она, едва изменив голос, ракурс, перескочила от девчоночки Талы к учительнице и обратно – это, скажу я Вам, класс!
Кто эти люди? Из какой страны и века? Что за акцент у рыжей Изольды (Галина Кашковская)? И почему она же в роли беженки из России рассказывает историю Хлои (свою) и пастуха Дафниса? Эпизодики, за редкими исключением, кратки, похожи на стоп-кадры. Но речь не идёт о масочном способе существования. Всё очеловечено. В мелькающих «кадриках» успевают рассказать, как садист по отношению к новобранцам Серый (Рустэм Юскаев) оборачивается защитником солдат и трагически гибнет. Кутепова-Гальпетра (ботаничка Галина Петровна) – первая, кто является в снах и воспоминаниях Толмача. С полипами, очками, в кошмарном болотном берете, тащит она наглых школьников в скользящих тапках-«коньках» по музею. Фигура карикатурная (и к спине пришпилена карикатура), Гальпетра – обозначение тяжкого пути познания. Над ней издеваются, её не слушают. Что она, повторяющая азы, может знать? Но в финале «призрак» училки оказывается в Вечном городе и мимоходом раскрывает Толмачу тайну смерти и, самое важное, тайну жизни. То и другое – вещь не возвышенная, обыденная. По крайней мере, так Гальпетра описывает процесс «отлетания души». Что-то заурчало в животе, потом вылетело – стало очень легко.
А рядом исполнительница салонных романсов Изабелла (не Юрьева ли?) – Мадлен Джабраилова проходит путь познания любви, от детства к зрелости. Правда, в житейской круговерти остаётся той же девочкой. Для Толмача страшен путь познания измены. В виртуальном дневнике ему изменяет женственная, неуловимая Изольда (Галина Кашковская) с умершим Тристаном. «Царевна-лягушка», очаровательная рыжая русалка на берегу моря (Полина Кутепова), – воплощение преданной любви, о ней можно только мечтать, но и она изменяет герою со смертью.
У Толмача не осталось ничего: ни любимой, ни сына, которому он пишет и не отправляет письма на имя Навуходонозавра. Даже хорошенькая швейцарка (Ксения Кутепова) уходит на свадьбу к брату. В его распоряжении – созерцательное пантеистическое воззрение на мир, преподанное Гальпетрой. Зато счастливое единение доступно музейным статуям. Они под конец застенчиво берутся за руки.
«Самое важное» при всей шутливости не веселит, однако мимолётные «этюды и импровизации» утешают изящным артистизмом и неизменной природой человеческих обид. Другим плохо, а вы чем лучше?
Я бы не сказал, что у Каменьковича-Шишкина всё приятненько и красивенько. Беженцы из России (Томас Моцкус, Михаил Крылов) с чувством вываливают на аккуратный швейцарский столик грязь и жестокость нашего мира, где четыре времени года: зима, зима, зима, зима. «Меня насиловал наш директор», – с горящими глазами сообщает молодой человек. Где грань между вычитанными в газете фактами и полётом болезненной фантазии? Режиссёр показывает контрасты чистенькой гимназии 1906 года (с девичьими грёзами от Чарской), правильной Швейцарии (где уже давно проживает Михаил Шишкин) и мерзостями XXI века.
Никакой Толмач не поможет швейцарскому господину Петеру понять, что перед ним за люди такие. Беженцы стремятся любым путём в рай с горнолыжными курортами (рекламные кадры можно наблюдать на верхушке задника), но в раю нас не хотят. Святой Пётр (или сотрудник Петер?) грозит депортацией.
Последняя реплика спектакля принадлежит Гиду – Рустэму Юскаеву: «Где Вы? Не потеряйтесь!» Мы бы и сами желали не потеряться. Приятно, что Евгений Каменькович, не приобретя «звёздного» имени, не потерялся в московской суете и за спиной у Фоменко.
Другие статьи- Боль и радость двадцать третьего года, Мария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий», Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая страна, Елена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотреть, Наталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохе, Татьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской Фоменко, Татьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко», Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажу, Ольга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится год, Дарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий», Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелиск, Марина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск», Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелиска, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий», Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра Фоменко, Валерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре Ремарка, Ольга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- Ксения Кутепова: «Любой опыт я рассматриваю как приобретение», «Философия отдыха», 01.2022
- «Есть ощущение тряски под ногами, я ее чувствую», Денис Мережковский, «Коммерсант-стиль», 24.02.2020
- Две порции абсурда, Марина Шимадина, «Театрал-onlain», 14.01.2020
- «Счастливые дни» как пример абсурдности жизни, Андрей Дворецков, «Э-Вести», 10.01.2020
- ТРАГИЧЕСКИЙ ГИМН БЫТИЮ, Наталья Шаинян, «Петербургский театральный журнал (блог)», 8.01.2020
- Довели до абсурда, Лилия Акимова , «Musecube.org», 21.12.2019
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом», Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркалье, Татьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко», Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией Мольера, Мария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули боги, Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порок, Игорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мной, Вячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другой, Марина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится Геркулес, Ольга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любви, Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Все начинается в фойе, Николай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок», Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Я не люблю умозрительный театр», Александр Баркар, «TimeOut», 25.04.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре», Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
, Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовь, Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера Рейбо, Наталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Вырыпаева, Дарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева, «Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпах, Вера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Догнать ушедший кинопоезд, Александр Малюгин, «Аргументы недели», 29.08.2013
- Ксения Кутепова: «Петр Фоменко боготворил женщин», «Трибуна», 22.08.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувств, Ольга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбки, Анна Балуева, 17.01.2013
- Концерт по заветам, Роман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют все, Наталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляши, Глеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринами, Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко», Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросят, Игорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцы о свободе, Галина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Восемь часов «Войны и мира», Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Талант при свидетелях, Дмитрий Циликин, «Росбалт.ru», 13.10.2012
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустя, Алексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- «Не потеряйтесь!», Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Ксения Кутепова отвечает на вопросы читателей Lenta.Ru, «Lenta.Ru», 22.05.2008
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!, Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- За стеклом, Рахлина Анастасия, «Домовой», 10.2007
- Всем поклон, С. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Игра в игру, Елена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачут, Марина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- «Фоменкам» удалось самое важное, Юлия Черникова, «Утро.ру», 23.11.2006
- Право на въезд, «Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важное, Алена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Трудности перевода, Алексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении Кутеповой, Елена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волос, Ольга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный рай, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни виться, Марина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули время, Глеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапках, Ольга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном», Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишу, Олег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касание, Дина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Самое важное, Кристина Матвиенко, «Time Out Москва», 8.11.2006
- Сестры Фоменко, , Марина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- У зеркала два лица, Любовь Мартынова, «Седьмой континент», 12.2005
- Фоменко среди трех сестер, Марина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской истории, Елена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедший, Елена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Высший пилотаж великого Фомы, Павел Подкладов, «Newsinfo.Ru», 13.07.2004
- Обаяние гения, Сергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Война и мир в мастерской, Марина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касание, Александра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романа, Л. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
, Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войны, Любовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войной, Виктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войны, Ольга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- Мальбрук в поход собрался, Ольга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы Толстого, Надежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятие, Дина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира», Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового века, Елена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременно, Алексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до конца, Григорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом виде, Роман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славе, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном формате, Олег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времени, Майа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовью, Ирина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький Толстой, Алексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру», Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера, «Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизода, Кирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Дети в интернате, жизнь в Интернете, Инна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
, Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом Толстым, Роман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Игра в театр, Алена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чай, Ольга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цвета, Светлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторика, Марина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- Чужие, Елена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветах, Ирина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодраме, Нина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Красавицы и чудовища, Елена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварство, Алексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- А еще
, Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успеха, Ольга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!, Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом, «Сегодня», 16.02.1994
- Побеждающая радость творения, Саулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Театр от Фомы, Юрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко», Мария Хализева, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеют, Дарья Андреева, «Страстной бульвар»
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |