|
Дарья Андреева «Сноб», 17.02.2023 И дольше века длится годО премьере спектакля по мотивам романа РемаркаВ Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий» по мотивам романа Эриха Марии Ремарка «Черный обелиск» в постановке художественного руководителя театра Евгения Каменьковича. Большой, густо населенный персонажами текст, почти бессюжетный, наполненный пространными диалогами, превращается в три с половиной часа сценического действия. Режиссеру удалось воссоздать дух времени, атмосферу безвоздушного пространства между двумя мировыми войнами и острое чувство закольцованности истории
«Черный обелиск» был опубликован в 1956 году, но работу над романом Ремарк начал задолго до этого, в 20–30-х годах. Еще живы были в нем воспоминания о войне, в которой он сам участвовал. Роман во многом автобиографичный, в главном герое Людвиге находят сходство с автором, а вымышленный провинциальный город Верденбрюк имеет прямые аналогии с родным городом писателя.
Итак, 1923 год: весна, лето, осень, зима. Германия приходит в себя после поражения в Первой мировой войне. Травмированные ею молодые люди пытаются начать жизнь с нуля, как-то встроиться в стремительно меняющийся уклад. Скачет курс марки: с тридцати тысяч за доллар он под конец года взлетит чуть ли не до триллиона. Головокружительную инфляцию наглядно демонстрирует длинное прямоугольное панно, на котором цифры беспощадно отмеряют свой неумолимый ход. Везде царят спекуляция, мошенничество, хаос и неразбериха. Главный герой Людвиг (Юрий Буторин, он же автор инсценировки совместно с Владимиром Топцовым) работает в фирме по продаже надгробий «Кроль и сыновья», а по выходным играет на органе в церкви при психиатрической клинике.
На сцене — сменяющие друг друга и уносящиеся ввысь панели: черная, красная и желтая. Цвета немецкого флага. В эту же цветовую гамму облачила героев художник по костюмам Мария Боровская. Черная панель обозначает погребальную контору, красная — клуб «Красная мельница», желтая — лечебницу для душевнобольных (художник — Александр Боровский). Перпендикулярно панелям периодически врезается в сцену металлическая конструкция, собственно она и есть черный обелиск, не предназначенный для продажи, — вход в контору Кролей, молчаливый и угрюмый свидетель происходящего. И часто оскверняемый мясником Вацеком (Тагир Рахимов), который справляет тут нужду.
Почти пустое пространство сцены, в котором существуют персонажи, — как полигон для большой Истории, для тектонических сдвигов. Здесь нет явных примет времени, но в воздухе уже разлито грозовое предчувствие надвигающегося гитлеровского режима: отсюда реваншистские настроения героев.
А пока же в суматохе бессмысленно сменяющих друг друга дней герои крутятся как белки в колесе, рассуждают о философии и смысле жизни, пьют сутками напролет, отрываются по вечерам в кабаре «Красная мельница», всеми силами стараясь создать иллюзию жизни. Вот братья Кроли: старший, хозяин фирмы — Георг (Владимир Топцов), выглядящий стариком в свои 40, младший Генрих (Дмитрий Захаров) — проворный юноша, рассекающий на велосипеде по окрестным селам в поисках клиентов, с глубоким, саднящим шрамом на лице. Юный гробовщик Альфред, мечтающий «изведать женщину», — нервный, дерганый, застенчивый до крайности паренек (блестящая актерская работа Александра Моровова). Соседи Кролей: зверский мясник Вацек поколачивает свою похотливую жену Лизу (Ксения Кутепова), находящуюся в состоянии вечного подпития и устраивающую из каждого своего короткого появления на сцене фееричное шоу.
В ночном клубе «Красная мельница», которым заведует Эдуард (Павел Яковлев), — всегда «хорошая погода», играет музыка, разукрашенные и напомаженные девицы легкого поведения обещают наслаждения, даже с элементами садомазо (если пожелаете), выделывает кульбиты циркачка Герда (Полина Айрапетова). Практичная вертихвостка, изящно и искусно обводящая мужчин вокруг пальца, она заводит интрижку с Людвигом, постоянно держа на примете Эдварда, который может обеспечить ее будущее.
Среди всей этой честной компании выделяются два дельца, всеми правдами и неправдами зарабатывающие деньги: владелец гранитного завода Ризенфельд (Олег Нирян), влюбленный в Лизу, и предприниматель Вилли (Вениамин Краснянский). Все они в сущности обычные люди, не плохие и не хорошие, даже проститутки из «Красной мельницы» не лишены добрых, благородных порывов. Но их сантименты кажутся придуманными, они больше говорят о них, чем испытывают. Они как будто влюбляются, как будто ревнуют, как будто изменяют друг другу. Все это именно «как будто». Не набело. Черновик жизни.
Истинное, живое, неподдельное чувство прорастает, как ни странно, лишь в тщедушном тельце пациентки психиатрической лечебницы Изабеллы (Дарья Коныжева), страдающей раздвоением личности. Ее любовь к Людвигу, которого она явно принимает за человека из своего прошлого, лишена какого-либо намека на расчет. Да и другие «обитатели» лечебницы, что Пастор (Степан Пьянков), что Доктор (Олег Любимов), лечащие души и тела, кажутся тут единственными действительными хранителями хоть каких-то моральных устоев. Отношения с Людвигом, который тоже влюблен в Изабеллу, излечивают пациентку, и в финале она превращается в обычную добропорядочную девушку, теряет свое обаяние, озорство и неподдельный блеск в глазах. Такова жизнь…
Мюзикл «Кабаре» в Театре Наций (режиссер — Евгений Писарев) — одно из главных событий прошлого театрального сезона — воспроизводил ту же предвоенную Германию 30-х годов, только никто из героев той истории не знал наперед, какая страшная катастрофа уже стучится в их двери. Другое дело — «Двадцать третий». Тут и автор романа, а вслед за ним и создатели спектакля словно пристально всматриваются в прошлое, ища ответы на вопросы и не находя их, прекрасно осознавая, что всем без исключения уготован печальный исход. Спектакль Каменьковича, думаю, вскорости наберет обороты, явные длинноты ужмутся, артисты полностью освоятся в новых амплуа, и «Двадцать третий» станет важнейшим высказыванием, которое страшным эхом отзывается в нашем 2023-м.
Источник: «Сноб»
Другие статьи- Боль и радость двадцать третьего года, Мария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий», Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая страна, Елена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотреть, Наталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохе, Татьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской Фоменко, Татьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко», Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажу, Ольга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится год, Дарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий», Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелиск, Марина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск», Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелиска, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий», Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра Фоменко, Валерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре Ремарка, Ольга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- Ксения Кутепова: «Любой опыт я рассматриваю как приобретение», «Философия отдыха», 01.2022
- «Есть ощущение тряски под ногами, я ее чувствую», Денис Мережковский, «Коммерсант-стиль», 24.02.2020
- Две порции абсурда, Марина Шимадина, «Театрал-onlain», 14.01.2020
- «Счастливые дни» как пример абсурдности жизни, Андрей Дворецков, «Э-Вести», 10.01.2020
- ТРАГИЧЕСКИЙ ГИМН БЫТИЮ, Наталья Шаинян, «Петербургский театральный журнал (блог)», 8.01.2020
- Довели до абсурда, Лилия Акимова , «Musecube.org», 21.12.2019
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом», Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркалье, Татьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко», Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией Мольера, Мария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули боги, Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порок, Игорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мной, Вячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другой, Марина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится Геркулес, Ольга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любви, Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Все начинается в фойе, Николай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок», Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Я не люблю умозрительный театр», Александр Баркар, «TimeOut», 25.04.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре», Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
, Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовь, Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера Рейбо, Наталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Вырыпаева, Дарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева, «Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпах, Вера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Догнать ушедший кинопоезд, Александр Малюгин, «Аргументы недели», 29.08.2013
- Ксения Кутепова: «Петр Фоменко боготворил женщин», «Трибуна», 22.08.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувств, Ольга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбки, Анна Балуева, 17.01.2013
- Концерт по заветам, Роман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют все, Наталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляши, Глеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринами, Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко», Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросят, Игорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцы о свободе, Галина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Восемь часов «Войны и мира», Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Талант при свидетелях, Дмитрий Циликин, «Росбалт.ru», 13.10.2012
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустя, Алексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- «Не потеряйтесь!», Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Ксения Кутепова отвечает на вопросы читателей Lenta.Ru, «Lenta.Ru», 22.05.2008
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!, Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- За стеклом, Рахлина Анастасия, «Домовой», 10.2007
- Всем поклон, С. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Игра в игру, Елена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачут, Марина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- «Фоменкам» удалось самое важное, Юлия Черникова, «Утро.ру», 23.11.2006
- Право на въезд, «Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важное, Алена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Трудности перевода, Алексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении Кутеповой, Елена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волос, Ольга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный рай, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни виться, Марина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули время, Глеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапках, Ольга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном», Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишу, Олег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касание, Дина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Самое важное, Кристина Матвиенко, «Time Out Москва», 8.11.2006
- Сестры Фоменко, , Марина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- У зеркала два лица, Любовь Мартынова, «Седьмой континент», 12.2005
- Фоменко среди трех сестер, Марина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской истории, Елена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедший, Елена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Высший пилотаж великого Фомы, Павел Подкладов, «Newsinfo.Ru», 13.07.2004
- Обаяние гения, Сергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Война и мир в мастерской, Марина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касание, Александра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романа, Л. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
, Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войны, Любовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войной, Виктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войны, Ольга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- Мальбрук в поход собрался, Ольга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы Толстого, Надежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятие, Дина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира», Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового века, Елена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременно, Алексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до конца, Григорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом виде, Роман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славе, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном формате, Олег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времени, Майа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовью, Ирина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький Толстой, Алексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру», Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера, «Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизода, Кирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Дети в интернате, жизнь в Интернете, Инна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
, Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом Толстым, Роман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Игра в театр, Алена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чай, Ольга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цвета, Светлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторика, Марина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- Чужие, Елена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветах, Ирина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодраме, Нина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Красавицы и чудовища, Елена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварство, Алексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- А еще
, Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успеха, Ольга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!, Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом, «Сегодня», 16.02.1994
- Побеждающая радость творения, Саулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Театр от Фомы, Юрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко», Мария Хализева, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеют, Дарья Андреева, «Страстной бульвар»
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |