|
Мария Хализева «Экран и сцена», 12.03.2025 Суть вещейСейчас, когда степень энтропии нашего мироздания зашкаливает, как никогда, задуматься о том, что в силу второго закона термодинамики мир и человечество вообще-то обречены, кажется вполне своевременным. Английский драматург Том Стоппард написал свою пьесу «Аркадия» (1993) в числе прочего и об этом, а режиссер Евгений Каменькович, заметивший ее сразу, как только она была переведена Ольгой Варшавер и издана в 1996 году, решил сегодня о ней напомнить.
Каменькович предлагал «Аркадию» к постановке еще в сезоне 1997–1998 годов Театру на Малой Бронной (десяток лет спустя ее поставил здесь Сергей Голомазов). Но именно в том сезоне команда Сергея Женовача, возглавлявшего театр, вынуждена была его покинуть, и Каменькович, не отказавшись от намерения, воплотил свой замысел в дипломном спектакле курса Петра Фоменко на режиссерском факультете ГИТИСа (1999).
Прошла четверть века, и нынешний художественный руководитель «Мастерской Петра Фоменко» Евгений Каменькович снова обратился к «Аркадии», пьесе сколь интеллектуальной, столь и многослойной. Эти свойства явно и восхищали, и пугали режиссера, а потому, кажется, он решил подстраховаться разнообразными научно-популярными комментариями (о математических формулах, физических законах, поэзии, живописи и ландшафтной архитектуре), введенными, впрочем, в спектакль игриво и игрово.
Два параллельно разворачивающихся сюжета разных веков изощренно и неотвратимо двигаются у Стоппарда навстречу друг другу. Начало XIX века и конец XX-го, эпоха Байрона и скачок научно-технического прогресса 1990-х идут на сближение. Обстановка одна и та же, поскольку события происходят хоть и в далекие друг от друга времена, но в комнатах одного и того же поместья Сидли-парк в Дербишире, Англия. Сценограф Алексей Трегубов возводит конструкцию, разрезающую пополам просторную библиотеку семейства лорда Крума: одна половина комнаты оказывается в левой части сцены, вторая – в правой. Половинки зеркально отражают друг друга, даже ковер разрезан по диагонали – так, чтобы во втором действии и он, и стены с книжными полками, и, окна, и двери могли бы идеально сойтись в единое целое.
Поначалу лишь дворецкому Джелаби (Павел Яковлев) и черепахе Плавту, медленно перемещающейся из конца в конец авансцены, позволено нарушать границы веков. Но чем смелее юная Томасина (Екатерина Новокрещенова) предугадывает открытия будущего, ставя в тупик своего домашнего учителя Септимуса (Федор Малышев), однокашника Байрона, чем ближе подходят к разгадке событий прошлого литературоведы Ханна (Полина Айрапетова) и Бернард (Юрий Буторин) и математик Валентайн (Дмитрий Рудков), тем чаще они оказываются в библиотеке все вместе, не замечая, но чувствуя волнующее сближение времен. Трепет от накатывающего прозрения, тревожного приближения искомого – проявления контура истины, каждый из них испытывает по-своему: Томасина – восторженно, Септимус – с подозрением, Ханна – с опасливым скепсисом, Бернард – бравурно-комично. Все они, однако, норовят дотянуться до того, что прочие сочли бы недостижимым или непостижимым. На поставленные самим себе вопросы лучшие из них готовы не только отвечать «да» и «нет», но прибавлять «хотя…» – удлиняя путь к окончательному выводу и превращая его тем самым в строго обоснованный.
Пьеса Стоппарда, со всем ее интеллектуализмом, любовными страстями, пародиями, карикатурами и архивно-детективными линиями, закрученными вокруг внесценического Байрона и его пребывания в Сидли-парке, чрезвычайно сложно выстроена. В одной части сцены пытаются по самым странным документам, вроде охотничьих книг, воссоздать то, что происходит в другой почти двумя столетиями раньше. В частности, заполнить «слепое пятно» в байроноведении – 10 апреля 1809 г. – и установить связь с последующими событиями в биографии английского поэта.
Здесь произносят страстные монологи о нервном срыве романтического мироощущения, о деградации от разума к чувству, о превращении науки «в эдакого Пикассо» и о поглумившемся над всеми математике Ферма (его занимавшая умы теорема была доказана только в следующем году после выхода «Аркадии»). Томасина, словно маленький Наполеон, высказывает гипотезу и взблескивает глазами, вскакивает на стул и закладывает за уши гусиные перья, Бернард взлетает на библиотечную стремянку, Валентайн утыкается взглядом в допотопный, для нас сегодняшних, ноутбук, Ханна в раздумье пристраивается на подоконнике, Септимус скрещивает руки на груди. Герои мыслят вслух и ищут суть вещей, попутно взрослея или старея, влюбляясь или разочаровываясь, сжигая записки и анализируя строки писем, вызывая на дуэль или увиливая от нее. Прошлое и будущее всматриваются друг в друга, провидения и прозрения смешиваются, словно варенье в рисовом пудинге, а потому оказывается чрезвычайно трудно отделить истину от заблуждения.
В интеллектуализме и зрелищности спектакля – сюда включается и детективная интрига – сконцентрированы и уязвимость, и победительность этой работы. На фоне всеобщей энтропии игровое начало сегодня свидетельствует, что жизнь не сдается без боя.
Большинству актеров дана задача не из простых – быть убедительными, передавая процесс мышления, дерзающего посягать на неочевидное. Екатерина Новокрещеновой это удается так же играючи, как совершает интуитивные открытия ее вольнодумная героиня. Актриса естественна и лукава и в облике 13-летней непоседливой девочки, и в образе трогательной и необыкновенно талантливой девушки накануне ее 17-летия и одновременно гибели, и – что улавливает не всякий в зрительном зале – в роли безмолвного подростка Гаса из другой эпохи. В надвинутой на глаза бейсболке, не терпящий малейшего повышения голоса, он раз за разом отыскивает в дебрях старого дома ровно те документы, которые нужны Ханне для подтверждения ее версий, и, сияя робкой улыбкой, вручает.
Нащупав то, что впоследствии назовут вторым законом термодинамики, Томасина осознала неизбежность остывания планет, но сгорела в огне пожара. Осознавший гениальность своей ученицы Септимус скатился в безумие и отшельничество, исписав тонны бумаги в попытках доказать тот самый конец света – на смену интерьеру библиотеки художник Алексей Трегубов выводит на подмостки бумажное пространство вселенной, испещренное рисунками и формулами. По Стоппарду, сведения о Томасине, Септимусе и второстепенных персонажах, вроде поэта Эзры Чейтера (Иван Верховых), переквалифицировавшегося в ботаники, каким-то образом все-таки добрались до потомков – хотя обстоятельства их судеб явно не были задокументированы, в отличие от байроновских. Как объяснял когда-то рыдающей по сгоревшей дотла Александрийской библиотеке девочке ее наставник: «Чем подсчитывать убытки, прикинем лучше, что осталось в целости и сохранности… Мы подбираем и, одновременно, роняем. Мы – путники, которые должны удерживать весь свой скарб в руках. Выроним – подберут те, кто идет следом. Наш путь долог, а жизнь коротка. Мы умираем в дороге. И на этой дороге скапливается весь скарб человечества. Ничто не пропадает бесследно».
И учителю Септимусу, и драматургу Стоппарду, и режиссеру Каменьковичу видится в этом утверждении надежда: прогресс мысли неостановим, «ничто не пропадает бесследно». Надо только «судить и думать, быть самим собой» – как в байроновской строке (во время антракта фрагменты поэтического наследия Байрона под шапкой «Избранное» высвечиваются на закрывающий декорацию экран). Ведь, как известно, материя не возникает из ничего и не исчезает бесследно, а только меняет формы своего бытия. Так и людские поступки – не проходят бесследно. В историю вписан каждый, и она, пусть с отсрочкой, вычленит мелодию из шума – откроет истину, как ее ни подтасовывай. Даже если мир и человечество ждет гибель.
Источник: «Экран и сцена»
Другие статьи- «Тёркин» в «Мастерской Петра Фоменко»: коллективное сознательное, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube.org», 27.06.2025
- В Мастерской Петра Фоменко дают спектакль «Тёркин», Анна Чепурнова, «Российская газета», 18.06.2025
- «Пугачёв», Валерия Сазонова , 16.06.2025
- Одиннадцать Теркиных на одной сцене: состоялась премьера в Мастерской Фоменко, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 19.05.2025
- Наука любви, Катерина Антонова, «Петербургский Театральный Журнал», 1.04.2025
- «Аркадия»: обратно к человеку, Наталья Витвицкая, «Ведомости», 21.03.2025
- Время не властно над чувствами, Лариса Каневская, «Мнение», 19.03.2025
- Суть вещей, Мария Хализева, «Экран и сцена», 12.03.2025
- В «Мастерской Петра Фоменко» вспомнили «Аркадию» Тома Стоппарда, Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 12.03.2025
- А был ли Байрон?, Наталья Шаинян, «Театрал», 4.03.2025
- Спектакль «Аркадия» в Мастерской Петра Фоменко, Анна Богатырева, «Porusski.me», 3.03.2025
- Поверить алгеброй «Аркадию», Марина Шимадина, «Коммерсант», 26.02.2025
- «Аркадия»: громкая премьера на сцене «Мастерской Петра Фоменко», Юлия Зу, «Musecube», 12.02.2025
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- Между волком и вошью, Татьяна Ратькина, «Театр To Go», 18.07.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?», Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунт, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Скифское буйство и нежное хулиганство: «Мастерская Петра Фоменко» выпускает «Пугачёва», «Театральный журнал», 13.06.2024
- «Послушайте!»: «Фоменки» о Маяковском, Юлия Зу, «Musecube», 19.09.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» Маяковский раздвоился, стал Лениным и Лилей Брик, Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 14.09.2023
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?, Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шума, Елена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!, Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду», Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизме, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Федор Малышев: «Я пытаюсь в каждой работе что-то разгадать», Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 06.2023
- Пищик для ума, Игорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрыт, Рита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко, Александра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чуме, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Рыцарь. Моцарт. Пир, Аврора Акопян, «Бес Культуры», 25.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии Пушкина, Ольга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- «Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии», Яна Жиляева, «Forbes», 22.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир», «ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям Булгакова, Ольга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра Фоменко, Юлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до рая, Игорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра Фоменко, Елена Шаина, «Театр To Go», 7.10.2020
- Наслаждение, которое мы заслужили, Алёна Витшас, «Русский блоггер», 8.11.2019
- Антиутопия под Монеточку, Анна Богатырева, «Porusski.me», 6.11.2019
- «Махагония» в Мастерской Фоменко: дорогу молодым, Юлия Зу, «Musecube.org», 6.11.2019
- Ммм… Ха, агония!, Елизавета Маркова, «Musecube.org», 21.10.2019
- Машина, которую мы собираем, Марина Токарева, «Новая гезета», 19.10.2019
- Как создавалась «Махагония» в Мастерской Петра Фоменко, «Esquire», 16.10.2019
- Мастерская и Маргарита, Ильдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те же, Юлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Проклятие вечного покоя, Илья Голубев, «Artifex.ru», 8.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко», Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяжения, Дарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боится, Виктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у Воланда, Евгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра Фоменко, Анна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?, Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережной, Анна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мастер и ученик, Марина Токарева, «Новая газета», 19.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина Агуреева, Вячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Не верю, Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 16.09.2018
- Полина Агуреева выступит в главной роли в премьере «Мастер и Маргарита», «РИА новости», 12.09.2018
- Фёдор Малышев: «Я не мог не рискнуть», Виктория Пешкова, «Ревизор.ru», 19.04.2018
- Мениппея, как и было сказано, Павел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра Фоменко, Лариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души», Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные души, Марина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестности, Дарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывы, Игорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки Собакевича, Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавала, Марина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантов, Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоится премьера спектакля «Души», «РИА Новости», 5.06.2017
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия», Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- Звезда по имени солнце, Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Федор МАЛЫШЕВ: «Хотелось сделать подпольный, гаражный спектакль», Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Самоистязание Достоевским, Елена Смородинова, «Эксперт», 26.11.2015
- Сон, который вы не забудете, Ольга Степанян, «http://www.dailyculture.ru», 23.11.2015
- Проповедь смешного человека, Наталия Писанко, «Метро», 17.11.2015
- Смешной человек, Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 15.11.2015
- Один длинный, один короткий, Дмитрий Быков, «GQ», 11.11.2015
- Смешной человек – это серьезно, Лариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 5.11.2015
- Рыбный день – это не только четверг, А. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в уху, Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской Фоменко, Лариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыд, Елизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителей, Григорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болоте, Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневности, Роман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государства, Ольга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?, Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии», Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия», Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра Фоменко, Анастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- Русские вопросы, Алексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Руслан и Людмила, Лариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской Фоменко, Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номер, Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Богатырская поэмка, Александра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Старый карла был не прав!», Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…», Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?, Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко», Григорий Заславский, «Независимая газета», 7.10.2013
- Не для всех, Анна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправления, Анна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Милый Египет вещей, Галина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Жалко чижика!, Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2013
- Театральный читальный зал, Анастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- «Египетская марка»: точно в стиль, Наталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- От фиоритуры к хрипу, Елена Дьякова, «Новая газета», 5.06.2013
- Эскапизм столетней выдержки, Елена Губайдуллина, «Газета.ru», 4.06.2013
- Шорохи и шепоты, Мария Седых, «Итоги», 3.06.2013
- «Твой брат, Петрополь, умирает», Ольга Егошина, «Новые Известия», 3.06.2013
- Чижик-Пыжик, где ты?, Анна Чужкова, «Культура», 31.05.2013
- В «Мастерской Петра Фоменко» держат «Египетскую марку», Марина Шимадина, «Известия», 30.05.2013
- В Мастерской Фоменко поставили «Египетскую марку» Мандельштама, Глеб Ситковский, «Ведомости», 30.05.2013
- «Старх берет меня за руку и ведет
», Нинель Шабалина, «Сцена, № 3 (83)», 2013
- Мерцающий отблеск дара, Ольга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Фоменковское счастье, Яна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- Неслучайный дар, Александра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутье, Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный набор, Елена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- Попытка эпитафии, Ксения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко», Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутье, Марина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителя, Алла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницы, Елена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Комедии народного потребления, Анна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…, Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредно, Олег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайный, Марина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на Набокова, Алла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героев, Григорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дар, Николай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко», Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Большие надежды, Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 8.08.2012
- Феномен «фоменок» как явление, А. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра Фоменко, Марина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок», Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vu, Роман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказке, Григорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vous, Анна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву», Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здорово, Ольга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vous, Марина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Игра в классика, Мария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциаций, Елена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние люди, Ольга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vous, Галина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних вод, Елена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с Тургеневым, Анна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумы, Елена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигрались, Наталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |