|
Наталья Шаинян «Театрал», 4.03.2025 А был ли Байрон?«Аркадия» Евгения Каменьковича в Мастерской Петра ФоменкоПлавт – это имя древнеримского драматурга, автора комедий, которые ставят и поныне. Том Стоппард так назвал черепаху – безмолвного персонажа своей пьесы «Аркадия». В спектакле Мастерской Петра Фоменко это огромная механическая черепаха-патриарх, путешествующий из 19 века в 20-й и обратно – вдоль по авансцене, не только зримо воплощая живую связь времен, но и исподволь напоминая знающим, что смех, улыбка – это одна из основ жизни, а все страсти и тревоги нынешнего существования – лишь части бесконечного полотна бытия.
Евгений Каменькович поставил спектакль так, что общим впечатлением стало чувство сложно организованной и тонко настроенной гармонии между разбором текста, визуальным решением, игрой актеров, темпом и ритмом. Архитектурность пьесы, сбалансированность и изящество ее конструкции художник Алексей Трегубов воплотил в громадной, занимающей всю сцену декорации интерьера английского загородного дома – старинная библиотека с красными стенами и книжными полками как бы разломлена посередине, как старый фолиант, и двумя углами растянута вглубь сцены. Над ними – большой экран, что вполне органично смотрится рядом с костюмами эпохи Регентства, ведь это – белый лист, поле творчества, а слова и формулы – важнейший сюжет пьесы.
Слева идет действие из начала 19 века, справа – из конца 20-го. Костюмы отличаются, лексика героев тоже, а интонации – нет. Получается зеркальное отражение – прошлое и настоящее смотрят друг в друга, пронизывают, буквально дышат одним воздухом. Библиотека – не просто фон из сотен книжных корешков, это визуальное послание зрителю: человек живет внутри культуры. Мало того – за высокими окнами мы видим сад, но не зеленые макеты деревьев, а план сада, нарисованный пером и чернилами по белой бумаге, т.е. мир буквально создается, творится человеком; его естественная среда обитания то, что создано его умом и воображением. Сад – это и сквозная тема обеих эпох: в 19-ом столетии хозяйка поместья Сидли-парк леди Крум решает превратить уже немодный регулярный парк в образец романтической эпохи, с руинами и хижиной отшельника, а в 20 веке литературоведы-байронисты приезжают в то же поместье, чтобы разгадать загадку таинственного отшельника, и в самом деле поселившегося в саду, и мнимой дуэли Байрона, пару дней здесь гостившего. Сад не может не напоминать о райском саде, с его искушением, грехопадением, тоской по утраченному раю. Все эти мотивы есть на сцене, и яблоко фигурирует, подброшенное из одного века в другой.
Но жизнь с ее непосредственной пульсацией очевидно перевешивает в левом краю сцены: именно там сосредоточены страсти как таковые, а справа героям больше знакомы страсти исследовательские, научный азарт и борьба самолюбий. Вот Септимус Ходж, учитель юной Томасины в доме Крумов. Федор Малышев играет поглощенного тайной мыслью молодого человека, чей ум, тонкость и талант более прочих способна оценить как раз его невинная ученица.
Он изящно обводит вокруг пальца незадачливого поэта и рогатого мужа Эзру Чейтера (Иван Верховых играет самовлюбленного болвана, чья доверчивость и восторженность заставляет зрителя ему даже сочувствовать сквозь смех). Септимус – друг Байрона, и отсвет имени гения ложится и на него, но он испытывает сложные чувства к своему однокашнику, гостящему в этом же доме, ведь Байрон – предмет тайной страсти хозяйки, в которую безответно влюблен учитель. Воинственности и полыхания страстей добавляет брат леди Крум, угрожающего вида вояка капитан Брайс (Василий Фирсов), также потерявший голову от миссис Чейтер.
Томасину, которой в начале пьесы 13, а в финале 17, играет Екатерина Новокрещенова. В ней есть что-то, напоминающее молодую Евгению Ханаеву – сочетание характерной внешности, комизма и лиризма. У нее сложная задача – сыграть не только первое чувство, но и гениальную прозорливость: Томасина откроет, едва ли не нечаянно, второй закон термодинамики, что останется не замечено никем. Гениальное дитя, все свои таланты она готова употребить лишь на то, чтобы хоть на минуту занять мысли учителя, поглощенного другим. Но, увы, ни великое открытие, ни ее простодушие, полудетская грация, лукавство и глубина не привлекут к ней сердце любимого.
Екатерина Смирнова обольстительна в роли леди Крум – вся трепет и пенье, трепещут перья на шляпке, интонациями сирены разливается голос, плавают и летают в воздухе руки. В сцене их объяснения с Септимусом на сумеречной сцене горят свечи, полыхает сожженное письмо и кажется, что сам воздух между ними двумя плавится и дрожит не от световых эффектов, а от сердечного жара.
Персонажей у Стоппарда – в уже классическом переводе Ольги Варшавер – упомянуто больше, чем появляется на сцене; нет во плоти ни любвеобильной миссис Чейтер, из-за которой готовы разгореться дуэли и скандалы, ни самого Байрона – достаточно магии его имени. Так возникает объём не ограниченной пределами сцены жизни, где мы видим лишь часть ее – так же, как сами персонажи.
Из-за того, сколько чувств приходится прятать обитателям и гостям Сидли-парка, актерам нужно играть вторые и третьи планы, и их постепенное открывание, разоблачение истинного смысла происходящего держит зрителя в постоянном напряжении, большем, чем наблюдение за ходом почти детективного расследования, которое ведут современные герои без малого два века спустя.
Ханна в исполнении Полины Айрапетовой – уверенная взрослая женщина, как будто запретившая себе все страсти, или разочарованная в них; научные изыскания ей гораздо интереснее мужского внимания. Джинсы, кеды и очки – она единственная не переоденется и на карнавал в финале. Ни тени кокетства и, тем паче, близости, с ее женихом Валентайном (у Дмитрия Рудкова он – мягкий увалень и серьезный умник, немного иронически относящийся к тому обстоятельству, что его семья владеет поместьем). Кажется, совместное корпенье над старинными бумагами сближает этих двоих куда больше, чем подразумеваемые чувства.
С появлением профессора Бернарда градус очевидно повышается: он готов соперничать с Валентайном за внимание Ханны, с ней самой – за славу научного открытия, а еще немного – походя вскружить голову младшей обитательнице имения, пылкой Хлое (София Лукиных). Юрий Буторин играет своего героя-байрониста отчасти как пародию на Байрона: витальным, задиристым, увлекающимся своей сумасбродной идеей, упрямым в спорах и страстным напоказ – когда его захватывает тема спора, он тут же хватает Ханну. Сочиненный ему псевдоним Павлини он оправдывает, «распуская хвост», красуясь перед обществом: сцена его доклада, который он репетирует прямо в имении, блестяще совмещает и характер Бернарда, и иронию актера по отношению в нему.
Во втором действии совершается сложная перестановка – пространство становится единым, не только комната лишается разлома, но времена сливаются, герои разных эпох свободно сосуществуют, прошлое и настоящее оказываются целым, как поток. Все ищут разгадки чего-то – чужих чувств, поступков, личностей – не замечая очевидного сиюминутного, рвутся к эфемерному, не видя того, что перед глазами, не ценя и бесконечно теряя. Люди, не способные справиться с собой и собственной жизнью, пытаются открыть законы мироздания и постигнуть гармонию прекрасного – и преуспевают в этом, несмотря на все свое несовершенство. Авторы спектакля позволяют зрителю узнать и полюбить его героев – былых и современных, таких понятных, живых, плачущих и смеющихся. Финальная сцена, в которой сцену заливает красный свет, на все поверхности наслаиваются потоки видеопроекций строк и формул, и движутся силуэты танцующих пар, не просто дивно красива – это квинтэссенция идеи великой взаимосвязи алгебры и гармонии, термодинамики и любовного огня, ума и чувства, просвещения и романтизма, природы и цивилизации. Как не вспомнить поэта иного времени и языка, не Байрона, а другого гонимого миром странника: «И море, и Гомер – все движется любовью». Эти темы пьесы в спектакле осмыслены так выразительно и наглядно, что разговорная, перенасыщенная учеными рассуждениями пьеса звучит со сцены как одно огромное стихотворение в прозе, где идеи драматурга оживлены и согреты визуальной красотой и ансамблевой гармоничностью исполнения.
Источник: Театрал
Другие статьи- «Тёркин» в «Мастерской Петра Фоменко»: коллективное сознательное, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube.org», 27.06.2025
- В Мастерской Петра Фоменко дают спектакль «Тёркин», Анна Чепурнова, «Российская газета», 18.06.2025
- «Пугачёв», Валерия Сазонова , 16.06.2025
- Одиннадцать Теркиных на одной сцене: состоялась премьера в Мастерской Фоменко, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 19.05.2025
- Наука любви, Катерина Антонова, «Петербургский Театральный Журнал», 1.04.2025
- «Аркадия»: обратно к человеку, Наталья Витвицкая, «Ведомости», 21.03.2025
- Время не властно над чувствами, Лариса Каневская, «Мнение», 19.03.2025
- Суть вещей, Мария Хализева, «Экран и сцена», 12.03.2025
- В «Мастерской Петра Фоменко» вспомнили «Аркадию» Тома Стоппарда, Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 12.03.2025
- А был ли Байрон?, Наталья Шаинян, «Театрал», 4.03.2025
- Спектакль «Аркадия» в Мастерской Петра Фоменко, Анна Богатырева, «Porusski.me», 3.03.2025
- Поверить алгеброй «Аркадию», Марина Шимадина, «Коммерсант», 26.02.2025
- «Аркадия»: громкая премьера на сцене «Мастерской Петра Фоменко», Юлия Зу, «Musecube», 12.02.2025
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- Между волком и вошью, Татьяна Ратькина, «Театр To Go», 18.07.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?», Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунт, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Скифское буйство и нежное хулиганство: «Мастерская Петра Фоменко» выпускает «Пугачёва», «Театральный журнал», 13.06.2024
- «Послушайте!»: «Фоменки» о Маяковском, Юлия Зу, «Musecube», 19.09.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» Маяковский раздвоился, стал Лениным и Лилей Брик, Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 14.09.2023
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?, Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шума, Елена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!, Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду», Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизме, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Федор Малышев: «Я пытаюсь в каждой работе что-то разгадать», Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 06.2023
- Пищик для ума, Игорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрыт, Рита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко, Александра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чуме, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Рыцарь. Моцарт. Пир, Аврора Акопян, «Бес Культуры», 25.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии Пушкина, Ольга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- «Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии», Яна Жиляева, «Forbes», 22.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир», «ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям Булгакова, Ольга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра Фоменко, Юлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до рая, Игорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра Фоменко, Елена Шаина, «Театр To Go», 7.10.2020
- Наслаждение, которое мы заслужили, Алёна Витшас, «Русский блоггер», 8.11.2019
- Антиутопия под Монеточку, Анна Богатырева, «Porusski.me», 6.11.2019
- «Махагония» в Мастерской Фоменко: дорогу молодым, Юлия Зу, «Musecube.org», 6.11.2019
- Ммм… Ха, агония!, Елизавета Маркова, «Musecube.org», 21.10.2019
- Машина, которую мы собираем, Марина Токарева, «Новая гезета», 19.10.2019
- Как создавалась «Махагония» в Мастерской Петра Фоменко, «Esquire», 16.10.2019
- Мастерская и Маргарита, Ильдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те же, Юлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Проклятие вечного покоя, Илья Голубев, «Artifex.ru», 8.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко», Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяжения, Дарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боится, Виктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у Воланда, Евгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра Фоменко, Анна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?, Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережной, Анна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мастер и ученик, Марина Токарева, «Новая газета», 19.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина Агуреева, Вячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Не верю, Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 16.09.2018
- Полина Агуреева выступит в главной роли в премьере «Мастер и Маргарита», «РИА новости», 12.09.2018
- Фёдор Малышев: «Я не мог не рискнуть», Виктория Пешкова, «Ревизор.ru», 19.04.2018
- Мениппея, как и было сказано, Павел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра Фоменко, Лариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души», Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные души, Марина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестности, Дарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывы, Игорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки Собакевича, Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавала, Марина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантов, Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоится премьера спектакля «Души», «РИА Новости», 5.06.2017
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия», Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- Звезда по имени солнце, Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Федор МАЛЫШЕВ: «Хотелось сделать подпольный, гаражный спектакль», Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Самоистязание Достоевским, Елена Смородинова, «Эксперт», 26.11.2015
- Сон, который вы не забудете, Ольга Степанян, «http://www.dailyculture.ru», 23.11.2015
- Проповедь смешного человека, Наталия Писанко, «Метро», 17.11.2015
- Смешной человек, Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 15.11.2015
- Один длинный, один короткий, Дмитрий Быков, «GQ», 11.11.2015
- Смешной человек – это серьезно, Лариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 5.11.2015
- Рыбный день – это не только четверг, А. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в уху, Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской Фоменко, Лариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыд, Елизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителей, Григорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болоте, Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневности, Роман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государства, Ольга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?, Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии», Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия», Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра Фоменко, Анастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- Русские вопросы, Алексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Руслан и Людмила, Лариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской Фоменко, Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номер, Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Богатырская поэмка, Александра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Старый карла был не прав!», Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…», Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?, Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко», Григорий Заславский, «Независимая газета», 7.10.2013
- Не для всех, Анна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправления, Анна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Милый Египет вещей, Галина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Жалко чижика!, Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2013
- Театральный читальный зал, Анастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- «Египетская марка»: точно в стиль, Наталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- От фиоритуры к хрипу, Елена Дьякова, «Новая газета», 5.06.2013
- Эскапизм столетней выдержки, Елена Губайдуллина, «Газета.ru», 4.06.2013
- Шорохи и шепоты, Мария Седых, «Итоги», 3.06.2013
- «Твой брат, Петрополь, умирает», Ольга Егошина, «Новые Известия», 3.06.2013
- Чижик-Пыжик, где ты?, Анна Чужкова, «Культура», 31.05.2013
- В «Мастерской Петра Фоменко» держат «Египетскую марку», Марина Шимадина, «Известия», 30.05.2013
- В Мастерской Фоменко поставили «Египетскую марку» Мандельштама, Глеб Ситковский, «Ведомости», 30.05.2013
- «Старх берет меня за руку и ведет
», Нинель Шабалина, «Сцена, № 3 (83)», 2013
- Мерцающий отблеск дара, Ольга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Фоменковское счастье, Яна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- Неслучайный дар, Александра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутье, Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный набор, Елена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- Попытка эпитафии, Ксения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко», Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутье, Марина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителя, Алла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницы, Елена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Комедии народного потребления, Анна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…, Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредно, Олег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайный, Марина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на Набокова, Алла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героев, Григорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дар, Николай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко», Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Большие надежды, Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 8.08.2012
- Феномен «фоменок» как явление, А. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра Фоменко, Марина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок», Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vu, Роман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказке, Григорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vous, Анна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву», Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здорово, Ольга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vous, Марина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Игра в классика, Мария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциаций, Елена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние люди, Ольга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vous, Галина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних вод, Елена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с Тургеневым, Анна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумы, Елена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигрались, Наталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |