|
Инга Бугулова «Российская газета», 15.02.2023 В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий». Режиссер — худрук театра Евгений Каменькович — взялся за роман Эриха Марии Ремарка «Черный обелиск», который на театральную сцену переносят не часто. Однако удивительное дело: между нами и 1923-м (именно тогда, в перерыве между Первой и Второй мировыми войнами, в немецком Верденбрюке и происходят события) ровно сто лет, а ощущение — будто никакого века не было. Все про сегодня.
Щелкают цифры. Они меняются стремительно, и все на сцене на несколько секунд замирает в ожидании — на чем остановится безумный счетчик? Курс доллара — с него начинается спектакль — станет сквозной темой, которая не сходит с уст и обсуждается и в кабаке, и на любовном ложе, способной в секунду отвлечь от любого дела и гипнотически заставить смотреть на валютное табло. Кажется, что-то знакомое…
Или вот еще. «Мир! Никогда еще не говорили о нем больше и не делали для него меньше, чем в наше время; никогда не было столько лжи, смерти, разрушений и слез, чем в нашем, двадцатом столетии, в эру прогресса, техники, цивилизации», — говорит главный герой Людвиг (Юрий Буторин). Поправим одну цифру, и - опять все сходится. Вдобавок бушует эпидемия гриппа, а в немецком обществе начинается более страшная болезнь — рост националистических настроений. ..
На этом фоне и вынуждены как-то жить бывшие однополчане, которые теперь работают в одной погребальной конторе «Кроль и сыновья». Вывески мы не увидим — все объяснит декорация. Черные соты-шестиугольники, которые — присмотрись внимательнее — живописуют собой гробы. Весь мир спектакля поделен по цветам: в конторе все черное; когда Людвиг приходит в лечебницу для душевнобольных — в церкви при ней он играет на органе и общается с пациенткой Изабеллой-Женевьевой (Дарья Коныжева) — там все солнечно-желтое; в ночном клубе «Красная мельница», который держит однополчанин Эдуард (Павел Яковлев), все — от барной стойки до напитков — манящего алого оттенка. Меняет алые наряды и манерная соседка Лиза (Ксения Кутепова), которую уморительно преследует влюбленный владелец гранитного завода Ризенфельд (Олег Нирян).
Подзаголовок и у Ремарка, и у спектакля — «История одной запоздалой молодости». «Мы отталкивались от того, что это все потерянное поколение, люди, пришедшие с войны, не знающие, как жить и что делать, — говорит Юрий Буторин. Он не только играет главную роль, но и стал автором инсценировки. — Но роман Ремарка посвящен обретению любви. Это ребята, которые после школы отправились на войну, пропустили главное, что должно произойти с каждым, — влюбленность».
Вот и Людвиг, с одной стороны, замечает в себе симпатию к Изабелле — но нет, она же больна, у нее шизофрения, так нельзя. Еще и его принимает за какого-то Рудольфа. С другой — пытается построить отношения с циркачкой Гердой, но она кажется ему чересчур раскованной, а он сам кажется себе с ней каким-то скованным.
В театре рассказывают: к «Двадцать третьему» подходили со всем возможным погружением. Перечитали всего Ремарка, слушали музыку того времени, читали политические тексты, смотрели фильмы. Даже разыскали номер журнала того времени, чтобы прочувствовать эпоху. Впрочем, копировать ее напрямую не хотели. Но мы увидим и чечетку, и женские головные уборы «Чикаго», и мужские козырьки. Здесь кабаре смешано с трауром — все дышит предчувствием новой войны.
В финале Людвиг будет вспоминать своих друзей, это уже 50-е. Никого из них он больше не увидит. Большинство погибли либо во Второй мировой, либо в концентрационных лагерях. Такова судьба поколений, зажатых между кровожадными эпохами.
Прямая речь Евгений Каменькович, режиссер, художественный руководитель «Мастерской Петра Фоменко» - Что бы ни творилось вокруг человека, он должен оставаться собой. Если он художник, то он должен оставаться художником и выполнять свою миссию. Если он священник, то он останется священником и будет помогать всем людям, которые его окружают. А молодой человек Людвиг, главный герой у Ремарка, вроде никому ничем не обязан, но почему-то нужен очень многим людям, хотя он нищий, у него ничего нет. Его сила как раз в том, что он остался собой в сложное время, не стал спекулянтом, бандитом или фашистом. И, кстати, при том, что герои романа работают в похоронном бизнесе, они все-таки сохраняют оптимистический взгляд на жизнь.
Источник: «Российская газета»
Другие статьи- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шума, Елена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!, Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизме, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для ума, Игорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Другой век, другая страна, Елена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотреть, Наталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко», Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- И дольше века длится год, Дарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий», Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск», Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелиска, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра Фоменко, Валерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре Ремарка, Ольга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- Чарующий «Сон
», Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Укол счастьем, Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Полета вольное упорство», Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу Шекспиру, Григорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Внесистемный Станиславский, Ольга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр Фоменко, Марина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Театрально-анатомический роман, Ксения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- Человеческая комедия, Ольга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолии, Алла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля крови, Марина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Москвичи увидели живого Cтаниславского, Вера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- Красное дерево с адским пламенем, Елена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Мне скучно, бес, Алена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский дом, Алла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха», «Lenta.Ru», 3.12.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса», Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок», Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Братья и сестры Арденнского леса, Алена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Герои против плюшевых львов, Ольга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Партизаны Арденнского леса, Елена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не знал, Екатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизнь, Галина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- По улице ходили «Носороги», Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Не шутите с носорогом, Ирина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- В мире животных, «Итоги», 13.03.2006
- Бактерия риноцерита, Александр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
- Все мы немножко носороги, Глеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Носорог-рог-рог идет, Марина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Безумная Шайо, Ольга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Растворение в канализации, Глеб Ситковский, 05.2002
- Честь безумцу!, Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализацию, Глеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
Другие статьи: 1 | 2 | 3 |