|
Рита Долматова «На западе Москвы», 14.02.2023 Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Автобиографический роман Эриха Марии Ремарка повествует о событиях столетней давности. Худрук театра, режиссёр Евгений Каменькович обладает абсолютным слухом, что позволяем ему уловить «шум времени» в мельчайших нюансах век спустя. Будучи предельно точным, Каменькович выносит в название своей новой постановки номер года – «Двадцать третий».
«Если бы мы выпускали спектакль в 2022 или в 2024 гг., то оставили бы авторское название — Черный обелиск», — признается постановщик.
1923 год, давший название спектаклю, для Германии поворотный, на это время приходится пик инфляции, за которым следует крушение немецкой марки и экономики страны, а вместе с ней надежд и ожиданий целого поколения. К этому «потерянному поколению» автор «Черного обелиска» причислял и себя.
Как известно, Евгений Каменькович – мастер перенесения большой прозы на сцену, ему удалось невозможное – инсценировать «Улисса» Джойса!
«Адаптировать Черный обелиск Ремарка было сложнее, — поделился с нами Евгений Борисович, — в романе нет прямого сюжета».
ЗАПОЗДАЛАЯ МОЛОДОСТЬ Германия между двух мировых войн – не самое подходящее место для романтиков и мечтателей. Тяжесть Версальского договора, отнявшего у немцев все, но главное – самоуважение, давит нестерпимо. И уже чудятся отблески грядущих пожаров, за которыми пепельная мгла Освенцима. В такой атмосфере не до блаженства и грёз, но герои спектакля пытаются вернуть «запоздалую молодость». Они наслаждаются жизнью пока звон бокалов и звуки танго не сменяются барабанной дробью и грохотом сапог марширующих национал-социалистов – будущих могильщиков Европы. Людвиг (Юрий Буторин) работает продавцом гранитных надгробий, играет на органе за бесплатную еду в психиатрической лечебнице и мечтает о большой любви. Ему мало плотских утех и разговоров о жизни с прагматичной акробаткой Гердой (Полина Айрапетова), нестерпимо тянет в заоблачные выси.
ВСЯ ТАКАЯ ВОЗДУШНАЯ На зов души героя откликается страдающая раздвоением личности пациентка клиники. Изабелла-Женевьева (Дарья Коныжева) выделяется своей непохожестью. Все дамы одеты в кричащее, обжигающе красное, и только она одна соткана из лимонно-желтых, пронизывающих тело, теплых лучей. Кажется, что время не коснулось этой девушки, так далека она от происходящего: то слышит голоса ангелов, то беседует со своими видениями. Но исцеление возвращает бедняжку в реальность, правда высокий социальный статус сохраняет ее недосягаемость для героя. И Людвиг это понимает. Он – активный участник и одновременно комментатор событий, оценивает и представляет зрителю других героев повествования, бросая в зал короткие и остроумные реплики.
В РИТМЕ ВОСПОМИНАНИЙ Спектакль «Двадцать третий» с точки зрения сценографии безупречен. Декорации, выполненные художником-постановщиком Александром Боровским, лаконичны, но при этом многослойны, раскрываются постепенно, подчиняясь ритму воспоминаний героя. Черный занавес с окнами в форме усеченных ромбов, напоминающих крышку гроба, приглашает заглянуть в контору по продаже гранитных памятников, где работает главный герой спектакля Людвиг. Черный слой сменяется красным, так перед зрителями возникает кабаре «Красная мельница», а затем с такой же быстротой и легкостью появляются желто-медовые «соты» психиатрической лечебницы и черный квадрат двора с очертаниями зловещего обелиска.
ЗАВТРА БЫЛА ВОЙНА Тема смерти становится основной, она звучит в разговорах о пользе эвтаназии и миллионах убитых на фронтах Первой мировой, прочитывается в оформлении декораций, угадывается в многочисленных и явных знаках, сопровождающих повествование. Это переходящие в крик призывы Гитлера, звучащие из радиорепродуктора, и щелканье переворачивающихся пластинок табло с курсом падающей марки, — всё готовит зрителя к тому, что «завтра была война»… Вторая мировая. В коротком эпилоге герои расскажут о своей судьбе и смерти.
НА СЦЕНЕ – ЗВЁЗДЫ В спектакле заняты ведущие артисты театра. Владимир Топцов играет владельца погребальной конторы «Кроль и сыновья», однополчанина Людвига. Его герой вальяжен и обаятелен, мечтает о Берлине, как три сестры о Москве в одноименной пьесе Чехова, но не может сдвинуться с места в силу привычки. Владимир Топцов и Юрий Буторин (Людвиг) выступили авторами инсценировки, и справились с поставленной задачей блестяще. Как всегда, ослепительна Ксения Кутепова. Платиновая блондинка в роскошных красных туалетах – кинодива и падший ангел, созданная, чтобы пробуждает демонов в мужчинах, — такова её Лиза. В сети прекрасной жены мясника попадает владелец гранитного завода Резенфельд в исполнении Олега Ниряна, увидев Лизу, он буквально теряет голову. Замечательный образ удалось создать Олегу Любимову. Его доктор успешно лечит шизофрению и готов объяснить всем, кто не в теме, что «смерть одного человека — это смерть, а смерть двух миллионов — только статистика».
Источник: «На западе Москвы»
Другие статьи- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шума, Елена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!, Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизме, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для ума, Игорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Другой век, другая страна, Елена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотреть, Наталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко», Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- И дольше века длится год, Дарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий», Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск», Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелиска, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра Фоменко, Валерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре Ремарка, Ольга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- Чарующий «Сон
», Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Укол счастьем, Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Полета вольное упорство», Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу Шекспиру, Григорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Внесистемный Станиславский, Ольга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр Фоменко, Марина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Театрально-анатомический роман, Ксения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- Человеческая комедия, Ольга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолии, Алла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля крови, Марина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Москвичи увидели живого Cтаниславского, Вера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- Красное дерево с адским пламенем, Елена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Мне скучно, бес, Алена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский дом, Алла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха», «Lenta.Ru», 3.12.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса», Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок», Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Братья и сестры Арденнского леса, Алена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Герои против плюшевых львов, Ольга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Партизаны Арденнского леса, Елена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не знал, Екатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизнь, Галина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- По улице ходили «Носороги», Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Не шутите с носорогом, Ирина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- В мире животных, «Итоги», 13.03.2006
- Бактерия риноцерита, Александр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
- Все мы немножко носороги, Глеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Носорог-рог-рог идет, Марина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Безумная Шайо, Ольга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Растворение в канализации, Глеб Ситковский, 05.2002
- Честь безумцу!, Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализацию, Глеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
Другие статьи: 1 | 2 | 3 |