In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Денис Аврамов
Полина Агуреева
Полина Айрапетова
Мария Андреева
Анатолий Анциферов
Карэн Бадалов
Ольга Бодрова
Елизавета Бойко
Юрий Буторин
Иван Вакуленко
Иван Верховых
Степан Владимиров
Игорь Войнаровский
Елена Ворончихина
Мария Геращенко
Анатолий Горячев
Мадлен Джабраилова
Лилия Егорова
Дмитрий Захаров
Амбарцум Кабанян
Галина Кашковская
Александра Кесельман
Алексей Колубков
Дарья Коныжева
Вениамин Краснянский
Михаил Крылов
Наталия Курдюбова
Ксения Кутепова
Полина Кутепова
Максим Литовченко
София Лукиных
Илья Любимов
Олег Любимов
Фёдор Малышев
Наталья Мартынова
Виталий Метлин
Александр Мичков
Александр Моровов
Томас Моцкус
Олег Нирян
Екатерина Новокрещенова
Игорь Овчинников
Серафима Огарёва
Николай Орловский
Кирилл Пирогов
Степан Пьянков
Тагир Рахимов
Дмитрий Рудков
Владимир Свирский
Екатерина Смирнова
Вера Строкова
Владислав Ташбулатов
Валюс Тертелис
Юрий Титов
Владимир Топцов
Никита Тюнин
Галина Тюнина
Василий Фирсов
Евгений Цыганов
Роза Шмуклер
Рустэм Юскаев
Павел Яковлев
Сергей Якубенко
Борис Яновский

Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на апрель
Репертуар на май
Репертуар на июнь
Репертуар на июль
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Наталья Витвицкая
«Ведомости», 21.03.2025

«Аркадия»: обратно к человеку

Евгений Каменькович поставил одну из главных пьес Тома Стоппарда

Художественный руководитель «Мастерской Петра Фоменко» Евгений Каменькович снова поставил «Аркадию» Тома Стоппарда. Первое его обращение к этой совершенной интеллектуальной драме случилось в конце 1990-х, на режиссерском факультете ГИТИСа. Тот спектакль (Каменькович использовал первый блестящий перевод Ольги Варшавер) оглушил театральную Москву, а совсем юные Ирина Пегова и Евгений Цыганов стали звездами. В 2025 г. Каменькович, будучи уже режиссером с большим опытом, внушительными профессиональным бэкграундом и достижениями, взялся за нее снова. Итог – сложносочиненный, многослойный и изящный спектакль, который можно смело рекомендовать кому угодно.

«Аркадия» считается одним шедевров драматургии XX века. Эта пьеса Стоппарда соединяет в себе интеллектуальную головоломку, детективный сюжет, амуры и хронопутешествия, но при этом очень ясно и легко написана. Каменьковичу, обожающему ставить редкие тексты («Улисс» Джеймса Джойса, «Венерин волос» Михаила Шишкина), удалось эту ясность сделать сценичной. Два времени движутся навстречу друг другу с неумолимой неизбежностью, пересекаясь в общей точке ближе к финалу на глазах у изумленного зрителя. Пространство английского поместья в графстве Дербишир для героев прошлого и настоящего оказывается общим. Они всматриваются и вслушиваются в него, пытаясь разобраться в хитросплетениях судеб, ошибок и надежд. Тем, кто запускает механизм интриги, оказывается так ни разу и не появляющийся на сцене лорд Байрон. Современные ученые – два филолога и один математик – пытаются разгадать загадку – убил ли поэт кого-то на дуэли в этом поместье век назад или не убил. А заодно понять, какое отношение погибшая в страшном пожаре юная Томасина имеет ко второму закону термодинамики (самое прямое!). Попутно все они разбираются с собственными любовными чаяниями и интригами. Все друг в друга влюблены или думают, что влюблены, и все самое счастливое еще может случиться.

Каменькович впервые пригласил в соавторы художника Алексея Трегубова (он много работает в театре, дважды номинировался на «Золотую маску». – «Ведомости»). Трегубов, несомненно, обладает архитектурным мышлением, и оно как нельзя лучше подходит пьесе, которая сама похожа на воздушный замок. Аркадия – символ потерянного рая, образ места, где свет. Но одновременно это еще и вполне конкретное поместье с вполне конкретной библиотекой. Громадной, с красными обоями и полками от пола до потолка. Трегубов строит ее прямо на сцене и разрезает напополам, так что зритель видит две зеркальные половины. В одной обитают люди конца XIX века, во второй – конца двадцатого. Границу пересекает только черепаха Плавт (черепахи живут столетиями). Символично, что Аркадией режиссер и художник увидели место, в котором сосредоточены знания о мире, культурных памятниках и величайших научных открытиях. Именно культура не дает прерваться связи времен, и это один из важнейших смыслов спектакля.

Еще один, такой же важный смысл постановки затрагивает темы познания. Все герои выдуманной Стоппардом истории жаждут добраться до Истины, их интересуют загадки Вселенной и тайны прошлого. Наука здесь такой же символ прогресса, как и культура. 13-летняя героиня Томасина открывает научный закон, ее дальний потомок Валентайн ищет формулу бытия. Спектакль бесконечно обращается к математике, физике, биологии, истории литературы. Но скучать никому не приходится – все формулы и законы объяснены наглядно – с помощью компьютерной графики и видеоинсталляций. 

И все-таки главным для человечества во все времена оказываются чувства. Прекрасным артистам-фоменкам играть тончайшие нюансы взаимоотношений не привыкать. А вот изображать любовь одновременно с тем, чтобы показывать процесс мышления, – такой задачи им до этого момента никто не ставил. Кто-то справляется лучше, кто-то чуть хуже, но общая картина выглядит воодушевляющей. Спектакль лихо несется к финалу, при этом напряжение и интрига не спадают. Нельзя не отметить грандиозный дебют Екатерины Новокрещеновой в роли девочки-вундеркинда Томасины, убедительную харизму Федора Малышева в роли ее учителя и однокашника Байрона Септимуса Ходжа, нарочитую и мастерски сделанную манерность Екатерины Смирновой в роли леди Крум, эмоциональный напор Юрия Буторина, играющего ученого Бернарда, холодную отстраненность Полины Айрапетовой в образе феминистски настроенной женщины-ученого Ханны. Все в этом спектакле живые люди с живыми страстями и живой мыслью. Все дышат одним воздухом и чувствуют, как бьется пульс бытия. Сшивает все смыслы и сюжеты воедино эффектная концовка – в воображаемой Аркадии время смыкается и герои (и живые, и мертвые) кружатся в вихре вальса с теми, кого они любят или любили. Потому что, по Стоппарду, а вслед за ним и Каменьковичу, какие бы тайны ни открывала наука и история, все в конечном итоге приводит человека обратно к человеку.


Другие статьи



© 1996—2025 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100