|
Марина Токарева «Новая газета», 24.06.2015 «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»В «Мастерской Петра Фоменко» — знаковая премьераУже к концу первого действия зал приходит в состояние взволнованного кайфа; когда спектакль заканчивается, зрители остаются на своих местах, чтобы долго и благодарно аплодировать, впечатление от целого, как удачно обмолвился кто-то, в итоге только «шампанизируется»…
Что ж, на большую сцену «Мастерской Петра Фоменко» в спектакле «Сон в летнюю ночь», поставленном Иваном Поповски, вернулся дух Фомы. Дух щедрой и свободной театральности, игры ради игры.
Пьеса, отделенная от нас четырьмя с хвостом столетиями (опубликована в 1600 году), претерпела сотни интерпретаций, обращалась в балет, оперу, мультфильм. Кто-то из шекспироведов считает ее сонетом в драматургической форме, кто-то — комедийным прологом к «Ромео и Джульетте», кто-то — наиболее сказочной из всех шекспировских сказок. Но, оставаясь одной из самых искусительных и востребованных шекспировских комедий, режиссерам она удается совсем не часто…
Итак, афинский герцог женится. Многоопытный царь Тезей укрощает амазонку Ипполиту. А их ночные двойники, обитатели леса — царь и царица фей, Оберон и Титания, напротив, ссорятся. На этом мостике — союз и размолвка — строится сюжет. Уистан Оден сравнивал его с китайскими шкатулками: одна вкладывается в другую, и так много раз. Две пары юных влюбленных — еще одна «шкатулка», другая — спектакль в спектакле, который затевают афинские ремесленники, чтобы потешить властителя.
Сценограф, прозрачно обозначенный П. О. П. , выбрал для дворца и леса… тряпки. Присборенные драпировки вызывающе висят на сцене, становясь колоннами, стволами, канатами. Мало тряпок — Поповски еще ставит актеров на котурны. Простейший прием раздуваемого ветром полотнища тоже работает — так возникает незримая свита Титании. Чары материализуются: высоко над сценой плывут светящиеся абажуры-колокольчики, в каждом сидит музыкант или музыкантша.
В начале спектакля в широкий проход между амфитеатром и партером выходит некто вкрадчивый и раскованный — широкие плечи обтянуты белой парчой, черная грива отсылает то ли к врубелевскому демону, то ли к Николаю Цискаридзе доскандального периода. Посвистывая, красавец обходит зал, приглядываясь к зрителям, кого-то приветствует, кому-то целует руку. Это — распорядитель празднеств, Амбарцум Кабанян, таинственный Пек или Робин, тайная пружина действия.
Тезея и Ипполиту, Оберона и Титанию играют Карэн Бадалов и Галина Тюнина, это сразу дает спектаклю печать высокой пробы. Их первая сцена — намеренно картинна, ее пышная статуарность и театральна, и комична одновременно. Оба в белоснежных мундирах-смокингах, золотых лавровых венках, на котурнах и в позах. Котурны тут — прием, шаловливый знак залу.
Это потом, когда развернется заговор влюбленных против отцовской воли, с котурнов начнет соскакивать непослушная Гермия, за ней неуклюже прихрамывать Лизандр. Они, как известно, бегут в лес, их преследует Деметрий, официальный жених, за ним — помешанная на нем Елена. И Оберон, наслушавшись влюбленных воплей, велит Пеку окропить их во сне магическим соком…
Очнувшись, партнеры обнаруживают, что стремятся совсем не к той паре, что прежде. Ремесленники, собравшиеся на ночную репетицию, в это же время теряют исполнителя главной роли (шутник Робин нахлобучивает на него ослиную голову). Капризная златокудрая Титания с эльфами бунтует против своего повелителя, и за всем этим, покачивая биноклем на золотой ручке, из гамака наблюдает Оберон.
Поповски ставит пьесу как праздник волшебства. Оно тут разлито везде. В дуэтах бестолковых влюбленных, во внезапной страсти Титании к ослу, в полночных кознях Оберона. В том, как летают на канатах- драпировках, обрушиваясь на плечи друг другу, Гермия и Елена, Лисандр и Деметрий, как они то срастаются в единый молодой ствол, то распадаются на четыре отдельные части. Любящие — уязвимы, безумны, комичны, в этом прекрасная шекспировская ирония; Шекспир в этой пьесе и сам еще молод…
Карэн Бадалов в облике волхва, с длинными волосами, в свободных одеждах снисходительно царствен. Галина Тюнина убедительна и как опьяненная вакханка, и как скованная свадебным протоколом Ипполита.
То, о чем Пушкин писал Вяземскому «поэзия должна быть глуповата», сверкает в сценах «мужицкого Шекспира». Десяток раз на наших глазах ткач обращался в осла, но осел Андрея Казакова (Ник Мотовило) до слез напыщен, тяжеловесен и глуп, — тем уморительней ласкающаяся к нему Титания.
«Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…» — словами медника (Никита Тюнин) начинается спектакль, поставленный простолюдинами с корыстным расчетом, шедевр травестии, который не выглядит здесь, как часто бывает, вставным номером. «Трагедия Пирама и Фисбы» в исполнении Андрея Казакова и Кирилла Пирогова (грациозный починщик мехов, Фрэнсис Дудка) — кривое зеркало любовной муки, и зрители представления «у нюниной гробницы» рыдают от смеха.
Спектакль то и дело выплескивается в зал, по нему носятся ошалевшие парочки, пробегает Робин, шествует сам царь леса.
Основатели мастерской и молодые артисты явно составляют ансамбль. Актеры — физически очевидно — получают удовольствие вместе с залом, и громада шекспировского текста, способная прибить к полу воздушность любого решения, здесь дышит вместе с действием.
Четверка влюбленных из-за волшебных чар, наведенных по ошибке не на того, не к той, претерпевает бешеные метаморфозы. Елена (Ирина Горбачева), сначала задыхаясь, изнемогая, почти чаплинским персонажем преследует свою любовь, а потом недоверчивой букой бежит от нее. Гермия (Серафима Огарева) из воспитанной красавицы обращается в растрепанную, бешеную кошку. «Мальчишки» — Лисандр (Александр Мичков) и Деметрий (Юрий Буторин), как и полагается, в своих страстях то напыщенно-выспренни, то ликующе нелепы. При этом то, что эта четверка и Робин проделывают на канатах-драпировках, — называется эквилибром, или воздушной гимнастикой, и встречается только в лирическом цирке Даниэле Финци-Паски; их потешные сшибки, ссоры, сражения — вдохновенная демонстрация гибкости и выучки. Претерпев немалые муки, влюбленные взрослеют и готовы к испытанию браком. Финальная мизансцена красиво группирует белые пары на лестнице.
В этой работе для Поповски главное — Homo ludens, человек играющий, именно на нем во всем богатстве проявлений, а вовсе не на том, чтоб вывернуть старика автора как-нибудь эдак, режиссер и сосредоточен. Потому и зал по-детски открывается происходящему. Легкость, переливчатость оттенков, праздничность — то, чего тяжким трудом умел добиваться Петр Фоменко, радостно плещется в спектакле. «Сон» плывет и летает — над сценой и зрительным залом; Иван Поповски вернулся в родной дом триумфально.
В глазах иных коллег-критиков заметна была легкая растерянность: они уже отвыкли от такого щедрого театра и, похоже, не готовы его узнавать. Говорят, репетировали полгода; к счастью, найденное не замучили, обретенное не утратили.
Собственно, Шекспир в своей лирической комедии ставит некий эксперимент по изучению страсти, разворачивает лабораторные испытания главного человеческого чувства. Автор и режиссер погружают героев в вольную (и тем отчасти опасную) стихию бессознательного, исследуют границы самозабвения и терпения, покорности и выносливости тех, кто обретает и кто теряет любовь. Но для «Мастерской Петра Фоменко», которая прожила без него уже три года, в этом «Сне» любовь — торжествует.
Другие статьи- Лёгкие люди, или Всех утопить!, Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезона, Настя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду», Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизме, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальный, Полина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Искусство слушать, Полина Сурнина, «Ural Airlines Magazine», 01.2020
- Премьерный пасьянс, Елена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смерти, Виктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!, Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- Нелюбовь, Павел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- Мастерская Петра Фоменко поставила эксперимент над игрой актеров на сцене, Анна Бояринова, «Вечерняя Москва», 27.02.2017
- Библиотека приключений, Вадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017
- Испанцы в Дании не дают скучать, Алексей Ширинкин, «Metro», 14.02.2017
- Во всех подробностях, Лариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- Любовь, только любовь, Вячеслав Суриков, «Эксперт», 30.01.2017
- «Мыло» времен Наполеона, Светлана Наборщикова, «Известия», 25.01.2017
- Король и шут, Елена Коновалова, «Экран и сцена», 07.2016
- Сон в летнюю ночь, Валентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
», Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Кирилл ПИРОГОВ: «Петр Наумович чертил дороги на много лет вперед», «Экран и Сцена», 31.08.2015
- Укол счастьем, Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы», Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночь, Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Это был не сон?, Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское барокко, Павел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Про эльфов и людей, Антон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство», Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…», Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу Шекспиру, Григорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойе, Николай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Герой романа, Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 14.03.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”, Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет Париж, Алла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Не повторяется, «НГ-Антракт», 19.04.2013
- Кругом одни сутенеры!, Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумие, Виктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман», Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в Петербург, Светлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Я верю, Татьяна Власова, «http://www.teatral-online.ru», 19.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира», Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Роман в театре, Петр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Драматург, прочь из театра!, Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра Фоменко, Любовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный Станиславский, Ольга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигур, Марина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзий, Елена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра Фоменко, Ольга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга», Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолии, Алена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман», Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр Фоменко, Марина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до Маргариты, Елена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театра, Мария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с Булгаковым, Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический роман, Ксения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко», Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедия, Ольга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковски, Наталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолии, Алла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля крови, Марина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстям, Елена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка года, Наталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без яда, Дина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробности, Григорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого Cтаниславского, Вера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовь, Глеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдот, Николай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова, ««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман», «Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко, «Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии», Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко», Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипноза, Александра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любил, Аглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012
- Кирилл ПИРОГОВ: Я из России двигаться пока никуда не собираюсь, «Вечерний Петербург», 18.10.2011
- «Все настоящее дается трудно», «Невское время», 14.10.2011
- «Бывают странные сближения», Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- В поисках трагического героя: что принёс на московскую сцену 2009?.., Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 19.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…, Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустя, Алексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческое, Галина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину Тюнину, Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкает, Наталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песен, Марина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойе, Мария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон Жуану, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ», Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенем, Елена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с Пушкиным, Марина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогой, Ольга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бес, Алена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил, «Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса Шевченко, Ольга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский дом, Алла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны Анны, Ольга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
», Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха», «Lenta.Ru», 3.12.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса», Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок», Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Начнем сначала?, «Итоги», 19.01.2009
- Братья и сестры Арденнского леса, Алена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложился, Дина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Старые сказки о главном, Марина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Герои против плюшевых львов, Ольга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Партизаны Арденнского леса, Елена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не знал, Екатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизнь, Галина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Путешествие за горизонт, Галина Шматова, «Экран и Сцена (№ 18)», 2009
- По улице ходили «Носороги», Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Не шутите с носорогом, Ирина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Носороги среди нас, Григорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- В мире животных, «Итоги», 13.03.2006
- Сопротивление носорожеству, Майя Стравинская, «Коммерсант», 10.03.2006
- Носороги беспокоят, Олег Зинцов, «Ведомости», 10.03.2006
- Вирус носорожьего гриппа, Алена Карась, «Российская газета», 7.03.2006
- Рогатая экзотика, Ольга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Бактерия риноцерита, Александр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
- Все мы немножко носороги, Глеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Носорог-рог-рог идет, Марина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Джаз побеждает Малера, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- Леденцовый период русской истории, Елена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушек, Григорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедший, Елена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- О доблести, о подвигах, о славе, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру», Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Игра в театр, Алена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Российская риторика, Марина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- Чужие, Елена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Qui pro quo, Екатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары», Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- А еще
, Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Мастера «Мастерской Фоменко», Мария Хализева, 1993
- Сайт, созданный поклонниками Кирилла Пирогова
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |