|
Елена Коновалова «Экран и Сцена», 26.07.2019 Премьерный пасьянсЧрезвычайно интересный премьерный пасьянс сложился в этом сезоне в «Мастерской Петра Фоменко». Театр отметил свое 25-летие — из них почти семь лет прошло без его создателя. В «Короле Лире» У. Шекспира у нынешнего художественного руководителя Евгения Каменьковича сквозит горечь о том, к какой катастрофе приводит легкомысленно отданная власть. В чеховской «Чайке» в постановке Кирилла Пирогова доминирует абсолютное торжество старых форм. Если сопоставить эти две темы с жизнью и репертуаром самой «Мастерской», может показаться, что в ее ближайших творческих перспективах мало обнадеживающего. И вдруг в конце сезона выходит абсолютно хулиганское и невероятно смешное «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» в режиссуре и хореографии Олега Глушкова — его можно смело назвать самой неожиданной премьерой сезона.
«Король Лир» не слишком изобретателен по режиссуре. Сценография Александра Боровского лаконична — действие разворачивается на круглом белом пятачке подмостков со сферически выгнутой стеной позади. Макет архаической сцены, идиллически чистой сцены театра как храма. Площадка подвижная — королевство делится сначала на три, а потом, когда доля непокорной Корделии отдается ее сестрам, — на две части. На протяжении всего действия это пространство бесконечно сотрясается и рвется на куски. А Лиру остается только растерянно смотреть на происходящее, не веря, что все это — плоды его собственного необдуманного решения. В исполнении Карэна Бадалова в нем нет ни особенного величия, ни отцовского отчаяния. Лир словно и не король вовсе, и уж точно не отец-основатель государства. Олицетворение властителя, которому власть досталась, вероятно, волей неизбежности, по наследству. И оказалась не по плечу. Аналогия с самим постановщиком напрашивается недвусмысленная.
Не хочу вкладывать в это ничего обидного. Но такова трагедия любого авторского театра, тем более, созданного гением. Второго Петра Наумовича Фоменко нет и быть не может, его театр закончился с его уходом. Но как принять это тем, кого он воспитал за два десятка лет? Кто привык к его школе, одному определенному языку? Евгению Каменьковичу досталось тяжелейшее бремя, непосильное. Может, из-за мягкости характера нового худрука или его неспособности трезво взглянуть на происходящее со стороны, но за семь лет после кончины Петра Фоменко в «Мастерской» не вышло ни одной по-настоящему большой удачи (за исключением вышеупомянутого «Завещания», но о нем позже). Ни одного спектакля, ставшего бы действительно заметным событием. О «Золотой Маске» за «Сон в летнюю ночь» всерьез рассуждать не стоит — это, скорее, нечаянный выигрыш в лотерее, чем настоящее достижение. И уж точно не лучшая работа Ивана Поповски. Сюда не был приглашен на постановку ни один крупный режиссер, зато расцвела актерская режиссура. Сплошные «пробы и ошибки» под флагом «верности традициям», рвущиеся теперь и на большую сцену. Театр превращается даже не в монастырь, замкнутый на самом себе, а в мавзолей. И конца беспределу актерской вольницы не видно. Представить такое изобилие «проб и ошибок», выносимое на публику, при жизни Фоменко немыслимо. Но искоренить псевдодемократию в театре способен только сильный лидер. Как говорил Георгий Товстоногов, «театр — это добровольная диктатура». Если же не способен удержать власть, любая попытка разделить ее в надежде сохранить мир и равновесие, как и в «Лире», оборачивается разбродом и хаосом. И с каждым годом восстановить утраченные позиции будет все труднее. Почти невозможно.
В этом контексте очень показательно появление в репертуаре «Мастерской Петра Фоменко» чеховской «Чайки» — пьесы, где главным действующим лицом является Ее Величество Актриса. Центр маленькой вселенной, героиня, которой поклоняются и завидуют. В спектакле Кирилла Пирогова это отражено в полной мере. Первый режиссерский опыт он получил в работе с самим Петром Наумовичем над булгаковским «Театральным романом». Позже ставил на курсе Александра Коручекова в Театральном институте имени Б. В. Щукина, выпустил на камерной сцене родного театра «Испанцев в Дании» П. Мериме и перенес на большую восстановленный спектакль Фоменко «Безумная из Шайо» Ж. Жироду. Кирилл Пирогов — режиссер не самодовольный и крайне осторожный, о своих постановках отзывается скупо и без претензий. Не устраивает себе в них бенефис — что вызывает особое уважение. Самое интересное для него — погружение в мир автора, а не возможность выразиться через него. В этом смысле уроки Фоменко он усвоил крепко, его «Чайка» выделяется в новейшем репертуаре «Мастерской» как дань памяти ее основателю. С бережным прочтением текста, узнаваемой актерской интонацией, игрой со словом, отличающей этот театр от других. Но, к сожалению, все эти достоинства в данном случае — шаг назад. Потому что ключевая мысль в спектакле — возможно, проявленная неосознанно, но отчетливо — в недоверии к любым поискам. Без понимания, что законсервировать эпоху и авторский стиль невозможно.
Время действия «Чайки» режиссер немного сдвинул: песни в исполнении Марлен Дитрих, неизменно элегантные брючные костюмы Аркадиной, которые некогда популяризировала немецкая актриса, а за ней и Любовь Орлова, — все это из конца 1920-х — начала 1930-х годов. Относительная стабильность — революционный террор и потрясения Гражданской войны остались позади, новый вал репрессий еще не накрыл всех с головой. В этой беззаботной атмосфере условной Барвихи пока еще могут существовать «утомленные солнцем» осколки прошлого — бывший статский советник Сорин и отставной офицер Шамраев. Первый в исполнении Андрея Казакова, с окладистой бородой а-ля Александр III, живет в каком-то иллюзорном мире, словно не замечая, что все вокруг изменилось. Или он тихий помешанный, заботливо оберегаемый окружающими?.. Шамраев Олега Ниряна все еще позволяет себе носить царскую военную форму, хотя и без погон и кокарды. Но судьба их предопределена: высокие деревянные заборы в декорации Николая Симонова явно напоминают стены вагонов-теплушек.
Аркадина и Тригорин в исполнении Галины Тюниной и Евгения Цыганова — звезды новой эпохи, добившиеся в ней успеха и уже пресыщенные им. Кумиры своего поколения, некие условные Валентина Серова и Константин Симонов. В этот мир страстно стремится прорваться провинциальная девочка Нина, волею судеб случайно к нему приобщившаяся. Мария Большова играет Заречную так, что с первых же сцен не возникает никаких иллюзий относительно ее влюбленности в Треплева. Как, впрочем, и в Тригорина: одаренная хваткая дебютантка по-настоящему одержима одной только сценой. И готова на все, чтобы пробиться на Олимп, стать второй Аркадиной. Но королевское место пока занято.
Маша в исполнении Серафимы Огаревой тоже разыгрывает любовь, но трагическую, в духе Веры Холодной. Искренне влюблен только Треплев. Герой студента ГИТИСа Рифата Аляутдинова вообще выбивается из всей компании, где каждый что-то изображает. Со своими творческими поисками, попытками пробиться через устоявшиеся представления — пусть ошибочными, несовершенными, но неравнодушными, — он здесь совершенно никому не нужен. Как не слишком-то нужны шаги в неизведанное и самой «Мастерской». Зачем что-то искать и куда-то двигаться, если имеется нечто проверенное, успешно себя зарекомендовавшее? Новые формы не интересны ни Аркадиной в исполнении Галины Тюниной, ни самой актрисе. Она признанная королева сцены. Но ничего нового, к сожалению, в своей героине не открывает. Все те же узнаваемые приемы и фирменная интонация. Что такое для Галины Тюниной сыграть Аркадину, если она сама и есть Аркадина? Большая актриса, талантливая, уверенная в себе и своих возможностях. Тригорина она соблазняет играючи: картинно бросает накидку, чтобы пасть на нее к его ногам, мастерски очаровывает — опять же, не как любящая женщина, а как актриса, не сомневающаяся в своем магнетизме. Но после блистательной сцены соблазнения Глафирой Лыняева в «Волках и овцах» это, увы, выглядит самоповтором. Актриса и личность такого масштаба могла бы сыграть леди Макбет. Но кто бы для нее это поставил?..
Мне кажется, неслучайно именно «Театральный роман» стал последней постановкой Петра Наумовича Фоменко. Его завещанием и прозорливым предостережением. При жизни режиссера эта работа воспринималась больше как остроумная самоирония накануне 20-летия театра. Спустя годы после ухода Мастера становится очевидно, что «забронзовелость» основоположников — не шутка над собой, а тоскливая реальность, сбывающееся предсказание. Хотя Фоменко и выход подсказал. Что делать, если твое творение не приняли? — Устремляться в неизведанное, браться за неопробованное. Не прикрывать верностью традициям нежелание покидать зону комфорта, а рьяно искать, создавать то, чего прежде не делал.
В этом смысле появление «Лира», первой большой трагедии в репертуаре театра, с возможностью для ряда артистов попробовать себя в непривычных «злодейских» амплуа, все же дарит надежду на выход за стабильные рамки. Амбарцум Кабанян в роли Освальда, Андрей Миххалев (Эдмунд), Василий Фирсов (Корнуолл) и особенно Полина Кутепова и Серафима Огарева, обольстительные и циничные негодяйки Гонерилья и Регана, — этим шансом наслаждаются сполна.
И абсолютно внезапным прорывом для фоменок стал новый спектакль Олега Глушкова — «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных». Вместе с автором пьесы Сергеем Плотовым, художниками Вадимом Волей и Ольгой-Марией Тумаковой, а также композиторами Сергеем Боголюбским и Дарией Ставрович он сочинил страшно-смешную комедию. Так обозначили создатели жанр своей постановки, где сюжет «Ромео и Джульетты» и «Белоснежки» идеально сплетается с британской готикой и классическим английским детективом, музыкальная основа объединяет в себе мотивы рок-оперы, французских и британских мюзиклов, а визуальное оформление всех оттенков серого решено в духе ретро-комиксов. И все пропитано сочным юмором с множеством элегантно вплетенных цитат и аллюзий. Эрудиты считают здесь мотивы «Анны Карениной», «Преступления и наказания», «Собора Парижской богоматери» и других классических произведений. Неискушенные зрители просто получат удовольствие от мастерски разыгранной истории — артисты разных поколений «Мастерской» шалят на сцене с нескрываемым удовольствием. И кто сказал, что это не в духе фоменковского театра? Именно Петру Наумовичу Фоменко всегда были свойственны отход от любых правил и традиций, самоирония и невероятное наслаждение игровой стихией, любовь к подлинной сути театра.
Источник: «Экран и Сцена»
Другие статьи- Лёгкие люди, или Всех утопить!, Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезона, Настя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду», Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизме, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальный, Полина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Искусство слушать, Полина Сурнина, «Ural Airlines Magazine», 01.2020
- Премьерный пасьянс, Елена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смерти, Виктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!, Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- Нелюбовь, Павел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- Мастерская Петра Фоменко поставила эксперимент над игрой актеров на сцене, Анна Бояринова, «Вечерняя Москва», 27.02.2017
- Библиотека приключений, Вадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017
- Испанцы в Дании не дают скучать, Алексей Ширинкин, «Metro», 14.02.2017
- Во всех подробностях, Лариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- Любовь, только любовь, Вячеслав Суриков, «Эксперт», 30.01.2017
- «Мыло» времен Наполеона, Светлана Наборщикова, «Известия», 25.01.2017
- Король и шут, Елена Коновалова, «Экран и сцена», 07.2016
- Сон в летнюю ночь, Валентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
», Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Кирилл ПИРОГОВ: «Петр Наумович чертил дороги на много лет вперед», «Экран и Сцена», 31.08.2015
- Укол счастьем, Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы», Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночь, Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Это был не сон?, Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское барокко, Павел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Про эльфов и людей, Антон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство», Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…», Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу Шекспиру, Григорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойе, Николай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Герой романа, Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 14.03.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”, Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет Париж, Алла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Не повторяется, «НГ-Антракт», 19.04.2013
- Кругом одни сутенеры!, Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумие, Виктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман», Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в Петербург, Светлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Я верю, Татьяна Власова, «http://www.teatral-online.ru», 19.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира», Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Роман в театре, Петр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Драматург, прочь из театра!, Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра Фоменко, Любовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный Станиславский, Ольга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигур, Марина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзий, Елена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра Фоменко, Ольга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга», Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолии, Алена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман», Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр Фоменко, Марина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до Маргариты, Елена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театра, Мария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с Булгаковым, Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический роман, Ксения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко», Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедия, Ольга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковски, Наталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолии, Алла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля крови, Марина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстям, Елена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка года, Наталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без яда, Дина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробности, Григорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого Cтаниславского, Вера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовь, Глеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдот, Николай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова, ««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман», «Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко, «Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии», Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко», Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипноза, Александра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любил, Аглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012
- Кирилл ПИРОГОВ: Я из России двигаться пока никуда не собираюсь, «Вечерний Петербург», 18.10.2011
- «Все настоящее дается трудно», «Невское время», 14.10.2011
- «Бывают странные сближения», Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- В поисках трагического героя: что принёс на московскую сцену 2009?.., Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 19.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…, Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустя, Алексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческое, Галина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину Тюнину, Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкает, Наталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песен, Марина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойе, Мария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон Жуану, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ», Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенем, Елена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с Пушкиным, Марина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогой, Ольга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бес, Алена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил, «Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса Шевченко, Ольга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский дом, Алла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны Анны, Ольга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
», Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха», «Lenta.Ru», 3.12.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса», Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок», Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Начнем сначала?, «Итоги», 19.01.2009
- Братья и сестры Арденнского леса, Алена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложился, Дина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Старые сказки о главном, Марина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Герои против плюшевых львов, Ольга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Партизаны Арденнского леса, Елена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не знал, Екатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизнь, Галина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Путешествие за горизонт, Галина Шматова, «Экран и Сцена (№ 18)», 2009
- По улице ходили «Носороги», Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Не шутите с носорогом, Ирина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Носороги среди нас, Григорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- В мире животных, «Итоги», 13.03.2006
- Сопротивление носорожеству, Майя Стравинская, «Коммерсант», 10.03.2006
- Носороги беспокоят, Олег Зинцов, «Ведомости», 10.03.2006
- Вирус носорожьего гриппа, Алена Карась, «Российская газета», 7.03.2006
- Рогатая экзотика, Ольга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Бактерия риноцерита, Александр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
- Все мы немножко носороги, Глеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Носорог-рог-рог идет, Марина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Джаз побеждает Малера, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- Леденцовый период русской истории, Елена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушек, Григорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедший, Елена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- О доблести, о подвигах, о славе, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру», Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Игра в театр, Алена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Российская риторика, Марина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- Чужие, Елена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Qui pro quo, Екатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары», Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- А еще
, Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Мастера «Мастерской Фоменко», Мария Хализева, 1993
- Сайт, созданный поклонниками Кирилла Пирогова
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |