|
Полина Кондрякова «Porusski.me», 15.05.2023 Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПремьера «Вишнёвого сада» Ивана Поповски в Мастерской Петра ФоменкоСколько «Вишнёвых садов» видела Россия с момента первой премьеры в 1904 году на сцене Московского Художественного театра? Комедия А. П. Чехова, написанная в 190–1903 гг. на фоне первых политических стачек, еврейского погрома в Кишинёве и начинающегося эсеровского террора, стала настоящим кредо российского театра, да и в принципе мироощущения. Вырубкой вишнёвого сада кончился эстетский, пропитанный духом дворянства XIX век, по крайней мере, так принято считать. В метафорических категориях тем же кончилась история Советского Союза в 1991 году. Почему же сегодня в одном из главных репертуарных театров Москвы понадобилось ставить пьесу Чехова, а главное — как?
Режиссёр Иван Поповски не отступает от традиции Мастерской: оригинальный текст используется без изменений, декорации, костюмы и сценография тоже вполне классические и на провокацию не претендуют, а всё действие длится без малого три часа. Тем не менее зритель не скучает, напротив, с замиранием сердца наблюдает за происходящим, хотя сюрпризов не предвидится.
Открывается лёгкий белый занавес и сразу погружает зрителя, не лишённого фантазии, в атмосферу цветущего майского сада. Близко к рампе стоит небольшая платформа, загроможденная мебелью и какими-то глупыми предметами — куклами и канделябрами. Этот островок, где мирно спит Ермолай Лопахин (Денис Аврамов), и есть детская комната, маленький уютный мирок прошлого, старый дом и настоящий оплот человеческого инфантилизма. Глубокий планшет сцены абсолютно пуст и чёрен, за исключением стоящего вдалеке и полумраке рояля. По стенам коробка сцены завешана полупрозрачной шуршащей пленкой, подсвеченной призрачным синеватым сиянием — светает, вишня в цвету.
Вполне минималистичная декорация крайне красноречива. Подобно тому, как агнец на иконе «Рождество Христово» говорит о неизбежности жертвы, противопоставление маленькой комнатки и большой черной пустоты сообщает о неотвратимом поглощении этой полной неизвестности пустотой и столетнего шкафа, и детских воспоминаний.
Одна из особенностей драматургии Чехова — реплики как бы невпопад, вне собеседника, практически полное отсутствие осознанного диалога. Глуховатый Фирс (Кирилл Пирогов / Сергей Якубенко) оказывается чуть ли не самым эмпатичным персонажем, реагирующим на происходящее и окружающих. Эта почти незаинтересованность каждого в другом прекрасно высвечена в игре актеров. Когда они говорят, то совершенно не смотрят на собеседника, скорее, в зал или в бок, а если смотрят, то говорят каждый о своем. Трагикомично выглядит финальная сцена объяснения Лопахина и Вари (Мария Андреева). Актёры стоят друг против друга, нежно лоб ко лбу, почти в поцелуе:
— Где же это… Может, я в сундук уложила… — А я в Харьков уезжаю сейчас … Вот с этим поездом …
Неумение людей слышать друг друга — это не просто чеховский литературный приём, это общечеловеческая проблема, с особой силой проявившаяся сегодня. Сочувствием проникаешься к Гаеву (Рустэм Юскаев/Никита Тюнин), получившемуся отнюдь не комичным героем. В нём в полной мере проявилось чеховское «сквозь слёзы»: трагедия человека, которого не хотят слушать, и он вынужден над этим шутить.
Откровением Ивана Поповского становится выход на первый план фигуры Ермолая Лопахина (призма сегодняшнего дня?). Традиционно «первая скрипка» принадлежит героине Раневской (роль писалась для жены А. П. Чехова — Ольги Книппер-Чеховой). В настоящей постановке она показана особенно взбалмошной и импульсивной эскапистской, но отнюдь не главной героиней. В этом, конечно, заслуга Галины Тюниной, сумевшей не переиграть до смешного и остаться элегантной стареющей дурочкой в рамках разумного.
Что касается Лопахина, у Дениса Аврамова он получился предельно рельефным. Несправедливо упрощенная школьной программой фигура якобы озлобленного бывшего крепостного, сумевшего разбогатеть и наслаждающегося «отмщением» и покупкой сада, или хладнокровного дельца в спектакле приобретает новые краски. Тонкий, приобретший элегантность благодаря деньгам бывший мужик, не способный и вряд ли желающий забывать своё прошлое, но достаточно смелый, чтобы принимать настоящее как неизбежность. Иначе не то чтобы не выжить, иначе невозможно жить. Кажется, он единственный понимает, что «как в детстве» уже не будет, и бабка-графиня не поможет.
Второй акт открывается сценой вечера с еврейским оркестром «четыре скрипки, флейта и контрабас». Все актёры в чёрном, что лишь поддерживает настроение похорон и пира во время чумы. Хоронят вишнёвый сад, но хоронят с музыкой, как и полагается людям, потерявшим всё и живущим прошлым. Вот-вот начнут рубить вишни, ничего не осталось, «в кошельке три рубля», и те готовы отдать. Кульминация.
Красота и трагическая эффектность финала премьерного спектакля в Мастерской способна разбудить даже ненароком задремавшего зрителя. Люди уехали, дом заперт, сцена в полумраке, Фирс произносит всем известный монолог, не требующий цитирования, запускает детскую юлу. Кстати, ещё один намёк на общее настроение инфантилизма и впадения в детство, но не самого Фирса, а вообще всех героев, людей. Ведь нет ничего приятнее и проще, чем быть ребёнком или хотя бы вести себя как ребёнок. Зритель невольно ожидает безмолвного открытого финала с надеждой на светлое будущее, вдруг они всё-таки будут «жить долго и счастливо». И тут «звук лопнувшей струны, замирающий, печальный» оборачивается грохотом рухнувшего из-под потолка рояля. Ослепительно светят прожектора, жужжат вентиляторы, развеваются полупрозрачные занавеси.
В сущности что такое «Вишнёвый сад»? Метафора ли это России, которой суждено «умирать» и возрождаться каждый раз, подобно Фениксу, то вместе с «дачниками», то ещё как-то? Авторские ремарки умалчивают. Остаётся только вера в светлое будущее и слепое, искажённое памятью смакование прекрасного прошлого.
Источник: Porusski.me
Другие статьи- Лёгкие люди, или Всех утопить!, Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезона, Настя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду», Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизме, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальный, Полина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Искусство слушать, Полина Сурнина, «Ural Airlines Magazine», 01.2020
- Премьерный пасьянс, Елена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смерти, Виктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!, Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- Нелюбовь, Павел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- Мастерская Петра Фоменко поставила эксперимент над игрой актеров на сцене, Анна Бояринова, «Вечерняя Москва», 27.02.2017
- Библиотека приключений, Вадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017
- Испанцы в Дании не дают скучать, Алексей Ширинкин, «Metro», 14.02.2017
- Во всех подробностях, Лариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- Любовь, только любовь, Вячеслав Суриков, «Эксперт», 30.01.2017
- «Мыло» времен Наполеона, Светлана Наборщикова, «Известия», 25.01.2017
- Король и шут, Елена Коновалова, «Экран и сцена», 07.2016
- Сон в летнюю ночь, Валентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
», Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Кирилл ПИРОГОВ: «Петр Наумович чертил дороги на много лет вперед», «Экран и Сцена», 31.08.2015
- Укол счастьем, Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы», Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночь, Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Это был не сон?, Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское барокко, Павел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Про эльфов и людей, Антон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство», Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…», Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу Шекспиру, Григорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойе, Николай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Герой романа, Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 14.03.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”, Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет Париж, Алла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Не повторяется, «НГ-Антракт», 19.04.2013
- Кругом одни сутенеры!, Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумие, Виктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман», Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в Петербург, Светлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Я верю, Татьяна Власова, «http://www.teatral-online.ru», 19.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира», Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Роман в театре, Петр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Драматург, прочь из театра!, Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра Фоменко, Любовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный Станиславский, Ольга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигур, Марина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзий, Елена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра Фоменко, Ольга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга», Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолии, Алена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман», Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр Фоменко, Марина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до Маргариты, Елена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театра, Мария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с Булгаковым, Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический роман, Ксения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко», Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедия, Ольга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковски, Наталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолии, Алла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля крови, Марина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстям, Елена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка года, Наталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без яда, Дина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробности, Григорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого Cтаниславского, Вера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовь, Глеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдот, Николай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова, ««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман», «Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко, «Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии», Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко», Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипноза, Александра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любил, Аглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012
- Кирилл ПИРОГОВ: Я из России двигаться пока никуда не собираюсь, «Вечерний Петербург», 18.10.2011
- «Все настоящее дается трудно», «Невское время», 14.10.2011
- «Бывают странные сближения», Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- В поисках трагического героя: что принёс на московскую сцену 2009?.., Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 19.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…, Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустя, Алексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческое, Галина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину Тюнину, Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкает, Наталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песен, Марина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойе, Мария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон Жуану, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ», Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенем, Елена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с Пушкиным, Марина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогой, Ольга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бес, Алена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил, «Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса Шевченко, Ольга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский дом, Алла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны Анны, Ольга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
», Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха», «Lenta.Ru», 3.12.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса», Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок», Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Начнем сначала?, «Итоги», 19.01.2009
- Братья и сестры Арденнского леса, Алена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложился, Дина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Старые сказки о главном, Марина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Герои против плюшевых львов, Ольга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Партизаны Арденнского леса, Елена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не знал, Екатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизнь, Галина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Путешествие за горизонт, Галина Шматова, «Экран и Сцена (№ 18)», 2009
- По улице ходили «Носороги», Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Не шутите с носорогом, Ирина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Носороги среди нас, Григорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- В мире животных, «Итоги», 13.03.2006
- Сопротивление носорожеству, Майя Стравинская, «Коммерсант», 10.03.2006
- Носороги беспокоят, Олег Зинцов, «Ведомости», 10.03.2006
- Вирус носорожьего гриппа, Алена Карась, «Российская газета», 7.03.2006
- Рогатая экзотика, Ольга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Бактерия риноцерита, Александр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
- Все мы немножко носороги, Глеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Носорог-рог-рог идет, Марина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Джаз побеждает Малера, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- Леденцовый период русской истории, Елена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушек, Григорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедший, Елена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- О доблести, о подвигах, о славе, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру», Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Игра в театр, Алена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Российская риторика, Марина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- Чужие, Елена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Qui pro quo, Екатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары», Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- А еще
, Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Мастера «Мастерской Фоменко», Мария Хализева, 1993
- Сайт, созданный поклонниками Кирилла Пирогова
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |