|
Ирина Петровская-Мишина «Musecube», 3.06.2023 «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеВ «Мастерской Петра Фоменко» ещё один спектакль в, если позволите так выразиться, фирменном стиле: очень красивый, очень лёгкий, очень наполненный, очень… созерцательный. Театр в очередной раз покусился на отечественную классику: режиссёр Иван Поповски презентовал публике своё видение «Вишнёвого сада».
История человеческого взросления — не физического, но морального. Вот что жаждут продемонстрировать «фоменки», и именно эту грань пьесы Чехова они «полируют» с максимальным тщанием. Поповски размышляет об инфантильности как отдельных людей, так и общества в целом, о том, что боязнь роста, неотвратимых перемен порой приводит к жизненным трансформациям совершенно катастрофического характера — причём, таким, на которые ты уже никак не можешь повлиять.
Общественные перестройки, столь болезненные для Чехова, у «фоменок» остаются на втором плане — они, по сути, являются фоном, на котором развиваются события. Почему нет? Откровенно говоря, трансформации, происходившие в России на рубеже 19-20 веков нам, сегодняшним, куда менее интересны, чем некие психологические поиски, актуальные во все времена.
И герои спектакля никак не могут оторваться от былого, символами которого становятся старые игрушки, видавшая виды мебель и, конечно же, тот самый вишнёвый сад, словно бы ограждающий имение Раневской от опасностей внешнего мира.
Сценография постановки, за которую отвечали Нина Бачун (Oaza) и сам Иван Поповски, одновременно и впечатляет, и вызывает ряд вопросов. В левой части авансцены — небольшой подиум, так сказать, островок спокойствия. Львиную долю времени он «играет роль» усадьбы Раневской — «схлопнувшейся» до одной крохотной комнаты, как будто бы мягко обнимающей персонажей.
Большая часть сцены совершенно пуста (если не считать уютно разместившегося посреди свободного пространства рояля), но каков вишнёвый сад!.. Художники превратили в него задник из полиэтиленовых полотен, которые, будучи освещены театральными прожекторами (световой дизайн принадлежит Степану Синицыну), действительно кажутся бесконечными рядами цветущих деревьев, тесно переплетающихся ветвями. (А на «рояль в кустах» обратите особое внимание, он ещё сыграет свою роль — да какую! — в самом финале.)
Невероятно красиво и эффектно! Правда, не очень понятно, как смотрится постановка из правой части зрительного зала в те моменты, когда все персонажи — и надолго — собираются на подиуме. Смею надеяться, что публика получает весь спектр эмоций, ибо режиссёр слишком опытен и не может позволить себе промашек с «картинкой». Но на всякий случай порекомендую приобретать билет на левую половину кресел.
Поповски творит изящный, выразительный мир. Он делает отсылки к ряду других произведений Чехова (эти «пасхалки» весьма порадуют знатоков творчества писателя), уделяет максимальное внимание малейшим деталям, неимоверно оживляющим действо, добивается от артистов психологической правды и усердно отвечает на те вопросы, которые поставил перед собой, создавая свой «Вишнёвый сад».
Возможно, именно из-за такой обстоятельности и доскональности спектакль, увы, в итоге и страдает. Детальность оказывает медвежью услугу: и без того размеренное, не наполненное действием чеховское повествование начинает тянуться в принципе бесконечно. Уж на что лично я люблю «фоменковскую созерцательность», но тут даже ваша покорная жаждала хоть чуть, но подогнать «Вишнёвый сад», чтобы его жернова закрутились поактивнее.
И ведь нет провалов по темпу, нет пустых моментов, нет лишних мизансцен — всё на своём, идеальном месте. Только сюжет не льётся задорной струйкой, а стекает тягучими каплями мёда. Так что поклонникам драйва и движухи, пожалуй, стоит крепко задуматься, идти ли на премьеру «фоменок».
Остальных успокою: постепенно к темпоритму постановки привыкаешь, втягиваешься в него и даже впадаешь в какой-то своеобразный транс, начиная думать и чувствовать с той же скоростью, с какой продвигается повествование. И всё же, будь «Вишнёвый сад» хоть чуточку динамичнее, идеи постановщика попадали бы в головы зрителей с большей точностью. Сейчас половина из них гаснет на подлёте.
Но снова вспомним, что Поповски центрируется на психологических аспектах — а значит, восприятие спектакля во многом зависит от того, насколько гостеприимно артисты впустят публику во внутренний мир своих героев. Ну, а как раз здесь-то проблем не будет. Состав чудесен. Великолепна экзальтированная и по-детски непосредственная Любовь Андреевна Раневская (Галина Тюнина). Трогательны и милы её дочери Аня и Варя (Александра Кесельман и Мария Андреева). Очарователен и непутёв брат Раневской, Леонид Андреевич Гаев (Рустэм Юскаев / Никита Тюнин — в рамках пресс-показа мы имели возможность оценить обоих актёров). Весом и трагичен персонаж, которого сам Чехов считал главным в пьесе, — Ермолай Алексеевич Лопахин (Денис Аврамов).
Прелестен «изобретённый» Поповски любовный треугольник конторщика Епиходова, лакея Яши и горничной Дуняши (Иван Рябенко, Александр Мичков и Мария Геращенко). Очень интересна и точна гувернантка Шарлотта Ивановна (Дани Каган). Мой поклон студенту Трофимову (Фёдор Малышев) и помещику Симеонову-Пищику (Олег Нирян). Удивительно, как Карэн Бадалов ухитряется сделать свой короткий выход в роли прохожего эдаким звёздным часом. Ну, и тот, кто ответственен за финал спектакля — и кто делает его разрывающим сердце. Фирс — Кирилл Пирогов.
«Мастерская Фоменко» снова доказала, что её труппа состоит из мастеров высочайшего класса. И хотя бы ради них стоит прийти и ознакомиться с премьерой — ну, если уж вам совсем не близка стилистика, в которой работает режиссёр.
В целом же свеженький «Вишнёвый сад» — отнюдь не театральная революция (и кто сказал, что это плохо?), зато он гарантирует эстетическое наслаждение как зрению, так и мозгу. Не хватает эмоциональных всплесков, срывов темпа, сбоя ритма — всего того, что создаёт дополнительный объём и нерв постановки (конечно, я говорю лично о себе). Зато правдивость тут — на недосягаемой высоте, а щепетильность режиссёра вызывает восторг.
Посмотреть этот спектакль стоит всем, кто предпочитает старую добрую классику и деликатное отношение к литературному первоисточнику. Но при этом — никакого консерватизма, постановка сделана для нас, жителей 21 века (того самого, который нередко именуют «веком инфантилизма»).
Может быть, моя проблема в том, что я (признаюсь, как на духу) не люблю пьесу «Вишнёвый сад». Слишком много разговоров (мы давно уже всё поняли, а они всё общаются и общаются), а где действие-то?.. Вот коли вы со мной не согласны, совершенно непонятно, почему вы до сих пор не дошли до «Мастерской Фоменко»? Вы-то здесь получите своё по полной, обещаю! PS. Замечу, что зал «Мастерской Фоменко» почти уникален — он, в отличие от большинства «аналогов», спроектирован адекватными людьми, сделавшими так, что отличная видимость открывается с абсолютно любого кресла, в каком бы ряду оно ни находилось. А уж амфитеатр — вообще наиудобнейшее место с прекрасным подъёмом, так что смело можно покупать билет именно туда. Кстати, полагаю, именно из амфитеатра созерцание мощного финала (и, нет, я не буду спойлерить) идеально.
Источник: Musecube.org
Другие статьи- Лёгкие люди, или Всех утопить!, Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезона, Настя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду», Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизме, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальный, Полина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Искусство слушать, Полина Сурнина, «Ural Airlines Magazine», 01.2020
- Премьерный пасьянс, Елена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смерти, Виктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!, Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- Нелюбовь, Павел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- Мастерская Петра Фоменко поставила эксперимент над игрой актеров на сцене, Анна Бояринова, «Вечерняя Москва», 27.02.2017
- Библиотека приключений, Вадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017
- Испанцы в Дании не дают скучать, Алексей Ширинкин, «Metro», 14.02.2017
- Во всех подробностях, Лариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- Любовь, только любовь, Вячеслав Суриков, «Эксперт», 30.01.2017
- «Мыло» времен Наполеона, Светлана Наборщикова, «Известия», 25.01.2017
- Король и шут, Елена Коновалова, «Экран и сцена», 07.2016
- Сон в летнюю ночь, Валентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
», Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Кирилл ПИРОГОВ: «Петр Наумович чертил дороги на много лет вперед», «Экран и Сцена», 31.08.2015
- Укол счастьем, Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы», Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночь, Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Это был не сон?, Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское барокко, Павел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Про эльфов и людей, Антон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство», Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…», Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу Шекспиру, Григорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойе, Николай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Герой романа, Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 14.03.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”, Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет Париж, Алла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Не повторяется, «НГ-Антракт», 19.04.2013
- Кругом одни сутенеры!, Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумие, Виктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман», Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в Петербург, Светлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Я верю, Татьяна Власова, «http://www.teatral-online.ru», 19.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира», Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Роман в театре, Петр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Драматург, прочь из театра!, Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра Фоменко, Любовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный Станиславский, Ольга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигур, Марина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзий, Елена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра Фоменко, Ольга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга», Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолии, Алена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман», Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр Фоменко, Марина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до Маргариты, Елена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театра, Мария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с Булгаковым, Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический роман, Ксения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко», Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедия, Ольга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковски, Наталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолии, Алла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля крови, Марина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстям, Елена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка года, Наталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без яда, Дина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробности, Григорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого Cтаниславского, Вера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовь, Глеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдот, Николай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова, ««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман», «Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко, «Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии», Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко», Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипноза, Александра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любил, Аглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012
- Кирилл ПИРОГОВ: Я из России двигаться пока никуда не собираюсь, «Вечерний Петербург», 18.10.2011
- «Все настоящее дается трудно», «Невское время», 14.10.2011
- «Бывают странные сближения», Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- В поисках трагического героя: что принёс на московскую сцену 2009?.., Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 19.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…, Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустя, Алексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческое, Галина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину Тюнину, Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкает, Наталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песен, Марина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойе, Мария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон Жуану, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ», Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенем, Елена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с Пушкиным, Марина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогой, Ольга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бес, Алена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил, «Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса Шевченко, Ольга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский дом, Алла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны Анны, Ольга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
», Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха», «Lenta.Ru», 3.12.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса», Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок», Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Начнем сначала?, «Итоги», 19.01.2009
- Братья и сестры Арденнского леса, Алена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложился, Дина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Старые сказки о главном, Марина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Герои против плюшевых львов, Ольга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Партизаны Арденнского леса, Елена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не знал, Екатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизнь, Галина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Путешествие за горизонт, Галина Шматова, «Экран и Сцена (№ 18)», 2009
- По улице ходили «Носороги», Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Не шутите с носорогом, Ирина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Носороги среди нас, Григорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- В мире животных, «Итоги», 13.03.2006
- Сопротивление носорожеству, Майя Стравинская, «Коммерсант», 10.03.2006
- Носороги беспокоят, Олег Зинцов, «Ведомости», 10.03.2006
- Вирус носорожьего гриппа, Алена Карась, «Российская газета», 7.03.2006
- Рогатая экзотика, Ольга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Бактерия риноцерита, Александр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
- Все мы немножко носороги, Глеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Носорог-рог-рог идет, Марина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Джаз побеждает Малера, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- Леденцовый период русской истории, Елена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушек, Григорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедший, Елена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- О доблести, о подвигах, о славе, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру», Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Игра в театр, Алена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Российская риторика, Марина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- Чужие, Елена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Qui pro quo, Екатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары», Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- А еще
, Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Мастера «Мастерской Фоменко», Мария Хализева, 1993
- Сайт, созданный поклонниками Кирилла Пирогова
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |