In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
Двадцать третий

По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Мастер и Маргарита

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Встре­чи. В прос­транст­ве рас­ста­ва­ний

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на июль
Репертуар на август
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ


©  Лариса Герасимчук
Двадцать третий
Эрих Мария Ремарк
История одной запоздалой молодости. По мотивам романа «Чёрный обелиск»

Это «история запоздалой молодости» — о человеке, который в ситуации расшатанного мира, несмотря на трудности и нищету старается не терять человеческого обличия; любит, страдает, сомневается и пытается верить… История поиска себя и смысла существования в мире, раздираемом противоречиями эпохи «безвременья».

Отзывы зрителей на спектакль можно найти на нашем форуме по хэштегу #двадцатьтретий.

«Как продолжать искать смысл, когда вокруг нет ничего, нет даже Бога, не за что зацепиться, и тем не менее есть тяга к жизни. Вот это почему-то цапануло нас больше всего в „Черном обелиске“. И здесь, в моем понимании, есть прямой посыл в сторону Петра Наумовича — он всё делал про любовь, не во имя, а вопреки!
[…]
Мне очень нравится фраза того же Ремарка: „В тёмные времена хорошо видно светлых людей“. И его роман „Черный обелиск“ как раз об этом.»
Юрий Буторин
Из интервью журналу «Философия отдыха»
«„Двадцать третий“ заходит издалека, обаятельно увещевает не повторять исторических ошибок, разнообразно развлекает, старательно избегает мрачных интонаций и вовсе не стремится выглядеть опасным бунтарём — и все-таки вносит каплю озона в душную атмосферу за окном. Уже немалая причина, чтобы сказать театру спасибо.»
Ольга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог»
«С дистанции в сто лет прелюдия трагических событий, сыгранная „фоменками“ как весёлая безысходность, отзывается далёким эхо, – и „усилители“ спектакль не ставит, не ударяется в публицистику, разбирая исторические ошибки. Рифмы есть? Само собой. Но в „Мастерской Петра Фоменко“ их озвучили без обречённых интонаций. В исключительно элегантной, лаконичной форме, выбранной Каменьковичем, есть много обаяния, особенно среди дам (чего стоят только выходы и вылазки Ксении Кутеповой в маленькой, но феерической роли). Есть юмор в точно выверенных дозах, так что персонажи из „меднолобой массы“, которая внимает нацистской пропаганде, кажутся смешными, как мясник Вацек (Тагир Рахимов) с его привычкой мочиться на чёрный обелиск. И самое главное – здесь есть желание „заставить, научить себя любить жизнь“, как говорил сам Ремарк, сделать это вопреки всему, найти в себе внутренний резерв.»
Татьяна Власова, «Театрал»
«В блестящем исполнении актёров нет второстепенных персонажей – все изобретательны и интересны даже в отсутствие сюжетной динамики. Образы кажутся живыми и реальными, пусть и собраны в гротесковой манере. В этих людях, которые отказались взрослеть и предпочли остаться наблюдателями, есть несомненная сила, и именно на неё обращает особое внимание Евгений Каменькович. Это природная потребность чистоты – искренность и человечность, которые им удаётся сохранить в эпоху нарушенного равновесия, вопреки нищете и трудностям. Как дети, они до последнего верны себе, мгновенно чувствуют ложь и задают много вопросов, чтобы узнать правду.»
Елена Шаина, «Театр To Go»
«Кто все эти герои, которые так хотят жить и так стремятся разобраться, как это делать? Это вчерашние школьники, прошедшие через Первую мировую войну, призванные туда ещё невинными мальчишками, а вернувшиеся оттуда молодыми мужчинами, покалеченными физически и морально. Отсюда история, рассказанная в спектакле, — не просто история о запоздалой молодости, но и о запоздалом взрослении.»
Мария Музалевская, «Театральный журнал»
«Спектакль „Двадцать третий“ оставляет в душе смешанные чувства. История учит тому, что жизнь ничему не учит. Эпоха перемен сродни стихии, от неё укрыться трудно. Остаётся уповать на мудрость царя Соломона: „Все проходит, и это пройдёт…“.

Безысходность все же не полная, пока у некоторых, пусть и безучастных людей, сохраняется чувство юмора.»
Лариса Каневская, «Мнение»

Премьера: 10 февраля 2023 г.

Продолжительность: 3 часа 30 минут с 1 антрактом


ИнсценировкаЮрий Буторин,
Владимир Топцов

РежиссёрЕвгений Каменькович

Художник-постановщикАлександр Боровский
(МХТ имени А. П. Чехова)

Художник по костюмамМария Боровская

Художник по светуДамир Исмагилов
(МХТ имени А. П. Чехова, Геликон-Опера)

Музыкальное оформлениеАндрей Борисов

АранжировкаМихаил Спасибо

БалетмейстерГия Бердзенишвили

Помощник режиссёраМария Козяр



Действующие лица и исполнители:

Однополчане:

Кроль
владелец погребальной конторы «Кроль и сыновья», заведует закупкой
Владимир Топцов,
Дмитрий Рудков

Генрих
его младший брат, совладелец конторы, заведует продажей
Дмитрий Захаров

Людвиг
художник и бухгалтер конторы, заведует рекламой
Юрий Буторин

Эдуард
ресторатор и владелец ночного клуба «Красная мельница»
Павел Яковлев

Вилли («Кучерявый»)
предприниматель
Вениамин Краснянский

Соседи Кролей:

Альфред
гробовщик
Александр Моровов

Вацек
мясник
Тагир Рахимов

Лиза
его жена
Ксения Кутепова

Обитатели лечебницы для душевнобольных:

ДокторОлег Любимов

ПасторСтепан Пьянков

Изабелла (она же Женевьева)
пациентка
Дарья Коныжева

Лотц
ветеран войны, пациент
Виталий Метлин

Дамы (без возраста):

ФрициАлександра Кесельман

«Железная Лошадь»Екатерина Смирнова,
Серафима Огарёва

А также:

Герда
акробатка
Полина Айрапетова

Ризенфельд
владелец Гранитного завода, поставщик Кролей
Олег Нирян

Директор гимназииСергей Якубенко

ЮнецСтепан Владимиров


Действие происходит в городе Верденбрюк, Германия. 
Весна, лето, осень, зима 1923 года
©  Лариса Герасимчук

Фотоальбом:









Видеотека:

Пресса



© 1996—2025 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100