In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
Двадцать третий

По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Мастер и Маргарита

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на июль
Репертуар на август
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Татьяна Михальская
«Cabinet de l'art», 6.03.2023

Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской Фоменко

«Чёрный обелиск» Э. М. Ремарка многослоен и сложен для понимания. Однако, перенося роман на театральную сцену, режиссёр Евгений Каменькович, упростил его визуальное восприятие: декорации сдержаны и изысканно графичны, а палитра трёхцветна. Насыщенный жёлтый, огненно-красный и чёрный сменяют друг друга, отсылая зрителя и к флагу Веймарской республики, и к абстракционизму Кандинского.

Как отмечал теоретик цвета, жёлтый ассоциируется с теплом, но с близкого расстояния он колет глаз, красному свойственно движение, в музыкальном эквиваленте это трубы или барабаны, а чёрный – это вечное безмолвие без будущности и надежды. В спектакле жёлтый окрашивает клинику для душевнобольных вместе с доктором и местным пастором, красный по праву властвует в ночном клубе «Красная мельница», а чёрный отдан на откуп похоронной конторе, которой заправляют братья с королевскими именами – Георг и Генрих Кроль. У них же трудится и главный герой Людвиг, альтер-эго писателя.

Яркие цвета спектакля в представлении художника-постановщика Александра Боровского – это вспышки памяти, выхватывающие яркие детали прошлого. Щемящая ностальгическая нотка роднит спектакль с «Амакордом» Феллини. Но хотя Людвиг (Юрий Буторин) – воплощение юного Ремарка, в уста ему вложено всё то, что накопил за годы шестидесятилетний автор. Как сказала про Людвига его любовница Герда (Полина Айрапетова), «ты не можешь и в туалет сходить без мировоззрения».

Действие «Чёрного обелиска» происходит в 1923 году, когда у Германии, проигравшей в Первой мировой, проклюнулись ростки реваншизма. Называя спектакль «Двадцать третий» режиссёр недвусмысленно перебрасывает мостик в сегодняшний день. Настроение «потерянного поколения», его разочарованность и тревожное ожидание будущего, безусловно, ощущается зрителями как нечто близкое и понятное, отдельные реплики и вовсе отзываются аплодисментами. Но политическая повестка и переживание героями диких скачков инфляции щедро разбавляется любовными линиями: здесь и бурлескная жена мясника Лиза в великолепном исполнении Ксении Кутеповой, и проститутка «Железная лошадь» (Екатерина Смирнова), укушенная осой в задницу, и ироничный дуэт Людвига и Герды, и трогательные, платонически-возвышенные чувства того же Людвига к очаровательной душевнобольной Изабелле (Дарья Коныжева). Всё это переплетается, приправляется чёрной иронией, дружескими розыгрышами и искренней взаимной поддержкой, оттого странная, нелепая, бедная жизнь маленького немецкого городка оседает в памяти как «потрясающие годы», в которые хочется вернуться.

Источник: Cabinet de l'art


Другие статьи



© 1996—2025 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100