In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на апрель
Репертуар на май
Репертуар на июнь
Репертуар на июль
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Ирина Тарабрина
«Musecube.org», 30.12.2017

Павел Яковлев: «Когда можно коснуться любви…»

Премьера этого театрального сезона спектакль «Мастерской Петра Фоменко» «Проклятый Север» успел не только гармонично войти в основной «фоменковский» репертуар, но и получить награду «Золотой витязь» в области театрального искусства.
С Павлом Яковлевым, сыгравшим в постановке одну из главных ролей, мы встретились, чтобы побеседовать не только о новом спектакле, но и о многом другом.
Тонкий, умный, редкостно психологичный на сцене артист в жизни глубоко и свободно говорит о театре и литературе, знаковости мест и судьбоносности встреч, Тонино Гуэрре и Александре Македонском. В итоге вместо обычной беседы случается маленькое откровение живой, изящной и прекрасной человеческой души…

— Спектакль «Проклятый Север» объединил в себе сразу несколько рассказов Юрия Казакова. Какой отклик они находят в Вас?
Они светлые, трагические и очень разные… Это попадает в меня. Мне кажется, люди хотят так жить, просто немногие говорят об этом. Все хотят любить. Любые слова и поступки человека направлены на то, чтобы либо раскрыть ими что-то, либо что-то за ними скрыть. Сейчас люди не говорят о любви, они прячут ее глубоко в себе, но очень в ней нуждаются. Я терпеть не могу слова «своевременно», «современно», «волновало»… Казаков, наверное, просто сам жил тем, о чем писал. А писал о человеке — со всей его красотой, страхами и нелепостями…

— В чем для Вас основная особенность работы над этим спектаклем?
Мне кажется, в нашем спектакле мы просто пытаемся быть честными… В «Проклятом Севере» не изображать из себя что-то, а подышать хочется, когда выходишь на сцену. Это не всегда получается, но стремление пожить такой жизнью, ощутить наполненность чувств есть всегда. В этом, наверное, уникальность Казакова — он располагает к честности. Он щемящий очень. Но хочется не грустить и не отстраненно смотреть издалека, а попытаться в грусти найти радость. Найти это состояние: тебе плохо, но тебе хорошо. И параллельно идет попытка разобраться — а что с тобой происходит в этот момент? Казаков ведь очень душевный — именно в том смысле, что в его душе что-то особенное заложено. Возможно, в жизни он был тяжелый человек, но сколько света внутри…

— Помимо одной из главных ролей в спектакле — писателя Кудрявцева — у Вас есть еще одна, очень маленькая, но очень любимая зрителями роль — рыбак Степанов. Что это за человек для Вас?
Степанов — это человек, который может обнять весь мир. Он ко всем относится как к своим добрым друзьям. Он может спешить куда-то, но увидев человека рядом и почувствовав его проблему, обязательно остановится. И не вдаваясь в эту беду, не таща ее дальше, он пытается его «переключить»: жизнь продолжается, все хорошо. Это настоящий человек, который видит настоящую жизнь. Знает, что иногда бывает плохо, но надо жить и стремиться к счастью. А счастье в мелочах. Вот у него и получается:
— Давай водки выпьем?
— Давай.
Выпили — подружились. И не водка подружила, а этот жест: я тебе отдаю, а ты принимаешь от меня. И я отдаю от сердца, а ты берешь от сердца. Может быть, мы никогда больше не увидимся, но ощущение того, что ты что-то отдал человеку и что-то получил от него — фантастическое.

— Для Вас самого существует разделение на большие и маленькие роли? Все роли большие. Однажды в Вахтанговском театре мне надо было просто перевозить карету в сказке «Кот в сапогах». Мои однокурсники репетировали уже достаточно долго, когда встал вопрос: что делать с каретой? Тогда они взяли в спектакль меня и дали мне роль кучера. И вот я эту карету возил по сцене. Недавно пересматривал запись… это фантастически — то, что я там делаю! (смеется) Потому что делаю это безответственно-легко, понимая, что не я главный персонаж. Просто живу — и мне это нравится! Или тот же Степанов: по хронометражу роль — крохотулька, но я знаю про героя то, что происходит за сценическим эпизодом. Что это за человек и как он живет. Знаю, что у него все по-настоящему. Разве же это маленькая роль? Все по знаменитой фразе: нет маленьких ролей — есть маленькие актеры.

— Что Вам необходимо найти в герое, чтобы его сыграть?
Его мечту.

— Насколько Мастерская Петра Фоменко изменила Ваше представление о театре?
Полностью. Я обожаю Мастерскую. Здесь есть все для прекрасной жизни. Это семья. Мой дом. Прекрасные люди и вообще фантастика во всем. Я хочу быть здесь. Мастерская Фоменко осветляет меня, и я надеюсь, что мне есть еще куда осветляться. Все перевернулось.

— Самая удивительная встреча в Вашей актерской судьбе?
Кирилл Пирогов. Он, наверное, помимо родителей, сильнее всего повлиял на меня вообще. Это очень хороший человек, и он мне близок.

— А если говорить о встречах, которых Вам бы очень хотелось, но они еще не произошли?
Мне хотелось бы увидеть в живую, как играет Олег Даль, услышать, как пишет музыку Моцарт… Хотелось бы побывать у Александра Сергеевича Пушкина — просто понять, что это за человек. Пообщаться с Сергеем Бодровым, просидеть в кочегарке у Цоя. Все они непостижимые, хотя обычные люди из плоти и крови. Наверное, в этом и есть суть гения. 
Еще я очень хотел бы увидеть памятник Федерико Феллини и Джульетте Мазине, сделанный Тонино Гуэррой. Ведь это поразительно: две птицы в виде их профилей расположены под таким углом, что когда на них светит солнце, тени проецируются вниз – и ровно в 2 часа дня Федерико Феллини и Джульетта Мазина целуются. А после расходятся снова… Наверное, вся сила любви в этом – когда любви можно коснуться…

— Есть ли какие-то особенные, знаковые места в вашей жизни?
Озеро Иссык-куль в Киргизии и вообще деревня, в которой волей судьбы я оказался. Родился я в Москве и прожил тут первые 4 года, здесь познакомились и поженились мама и папа. Но папа родом оттуда. Через какое-то время в силу обстоятельств нам пришлось переехать. Там мои корни, мои предки. Там все родное и каждое место связано с какими-то воспоминаниями. «Жить — значит вспоминать» — отчасти это так… И каждый раз я возвращаюсь туда, чтобы вспомнить что-то из своего детства. Все это благодаря отцу — мой отец великий человек. Он с самого детства брал меня во всякие экспедиции, мы объездили всю Киргизию. Ночевки в палатках, переезды, снега, ветра — все это было в моей жизни. И это было прекрасно. Поэтому в Киргизии много знаковых для меня мест. И даже когда я читаю Чингиза Айтматова, у которого столько любви к Киргизии и озеру Иссык-куль, я попадаю к себе домой.
А бывает, что знаковое место случается с тобой внезапно, вдруг, без видимой связи. Почему-то берег Волги возле города Углич знаковое для меня место…
Помню зимний Питер, когда приехал туда в первый раз. Я стоял напротив дома Меншикова, смотрел на Неву, выпал свежий снег… Это было утро… И вдруг я почему-то понял, что здесь и правда ходил Раскольников, ездил Пушкин… — и в этот момент город стал для меня особенным и важным.
Когда ты чувствуешь связь с другими эпохами непосредственно в данный момент времени, место, где это происходит, становится знаковым для тебя.

— Вы с такой теплотой говорите о детстве…
Детство всегда настоящее. Взрослая жизнь вымышленная и субъективная: школа, друзья, знакомые… Я верю в то, что «бытие определяет сознание». Когда ты общаешься с хорошими людьми — сам пытаешься быть хорошим, когда с плохими — плохим. Бывают исключения… «Белая ворона» называются эти исключения. Либо ты принимаешь правила игры общества, либо нет. Тогда ты с ними борешься, становишься изгоем и все — поезжай в Киргизию, разводи кроликов (смеется).

— Ваша главная ассоциация с детством — это…
…группа Queen. Когда я слышу голос Фредди Меркьюри, я возвращаюсь в детство. Это благодаря моей маме, которая включала мне эти песни. Она у меня вообще необыкновенная, и во многом именно она создала мое детство и сделала меня таким, какой я есть. Мама всегда дает ощущение, что все проблемы можно решить, ощущение прекрасной светлой надежды. Она умеет из ничего сделать все. Мама — она фокусница, волшебница.

— Каким книжным или киноперсонажем Вы представляли себя в детстве?
Мне хотелось быть Александром Македонским. Я безумно увлекался историей – и книгами, связанными с ней, зачитывался до беспамятства. Мне казалось, что я просто ходил с Александром Македонским всеми его тропами. Он представлялся мне человеком, который потерял что-то важное в жизни и ищет это. Конечно, из-за этого страдают другие люди, но он — ищет. А дальше — философские вопросы Раскольникова: «Тварь я дрожащая или право имею…», которые можно развивать до бесконечности.
Хотелось быть Маленьким принцем, которого первый раз я прочитал, кажется, в 4-м классе, и с тех пор перечитываю каждый год или даже чаще. «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь…» — это очень мое.
Хотелось быть Робинзоном Крузо, который мне безумно нравился. В 90-е годы у нас в Киргизии часто были перебои с электричеством, и я помню до сих пор, как при керосиновой лампе сидел и читал эту книгу. Было очень плохо видно, но я просто не мог остановиться — мне хотелось узнать, что там будет дальше. И мне ужасно нравилось, что он борется и что не погиб на этом острове.
Мне хотелось быть Робертом Скоттом — покорителем Южного полюса. Человек, который писал свой дневник, даже умирая и понимая, что шансов на спасение никаких нет. Страшно: им нечего было есть, они замерзали, вокруг смерть… А он писал дневник, который после нашли рядом с ним. «Бороться и искать, найти и не сдаваться…»
А еще я очень любил и до сих пор люблю праздник 9 мая. Потому что эти люди — герои. Как они выжили? Что ими двигало? Они были бескорыстны… Я помню своё первое 9 мая. Мы были совсем еще малышами и нас в деревне привели на площадь. Шел страшный дождь… Там я увидел живых ветеранов и помню, что это были люди очень простые и большие…

— Такой триумф человеческого духа…
Вообще я очень много думаю над тем, как люди в разных критических ситуациях могут оставаться людьми. Какой выбор они для себя совершают. Грубо говоря, кто становится партизаном, а кто полицаем. Или как люди не наступают на горло собственной песне, что очень сложно.
Когда человек не теряет силу присутствия духа, в каких бы страшных критических ситуациях не оказался, это очень дорогого стоит. Меня в свое время поразила история Тонино Гуэрра, который, находясь в немецком концлагере, понарошку готовил для этих голодных измученных людей воображаемую пасту. И после раздавал ее каждому: «Угощайся, угощайся, еще немного?…» И так далее…

— Чему бы Вы хотели научиться?
Я хотел бы научиться танцевать и хорошо играть на гитаре. Потому что мне нравится, как звучит гитара и мне не нравится, как я двигаюсь…
…Я хотел бы научиться перемещаться в самые хорошие моменты своей жизни, ничего в них не меняя, просто переживая их заново. Когда можно успеть зафиксировать все свои ощущения более подробно… И можно увидеть, где ты промахнулся.
…Мне хотелось бы научиться помогать людям, когда они в этом нуждаются…

— Как Вы думаете, каким музыкальным инструментом Вы звучите?
Я хотел бы звучать скрипкой, но мне кажется, я звучу контрабасом… (смеется)

— Если бы Вас можно было выразить всего лишь одной эмоцией, то какой?
Я бы ответил: «крик», но это скорее не эмоция, а ее проявление. Наверное, грусть. Эмоция слегка безумная и бесполезная для жизни, но мне нравится грустить.

— Какой главный закон жизни Вы для себя открыли?
Все есть любовь.

— Какой вопрос из не прозвучавших в этом интервью Вы хотели бы чтобы Вам задали?
«Почему ты не можешь просто жить?»

— И каким бы был ответ?
«Не знаю» (смеется).

Источник: Musecube / территория творческой свободы


Другие статьи



© 1996—2025 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100