In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Александр Бадалов
Ирина Бачурина
Анна Белякова
Мария Боровская
Александр Боровский
Владимир Бровкин
Екатерина Бурлакова
Игорь Димент
Ирина Корина
Юлиана Лайкова
Мария Мелешко
Мария Митрофанова
Евгения Панфилова
Степан Синицын
Ольга-Мария Тумакова
Владислав Фролов
Евгения Шутина

Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на июль
Репертуар на август
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Марина Мурзина
««Планета красота»», 01.2009

Времена, года и музыка.

В Театре Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой — первая премьера сезона, спектакль, названный «Концерт без
слов», «Времена? года?». Хотя постановщик и сценограф Иван Поповски говорит, что его можно назвать и по-иному — «Времена. Года». А на язык само просится, разумеется, известное — «Времена года», ведь в спектакле, звучит Чайковский (и именно этот его цикл). Звучат Вивальди, Гайдн, Пьяццолла, причём Вивальди и Пьяццоллу поют четверо превосходных молодых вокалисток и артисток: Елена Веремеенко, Надежда Гулицкая, Анна Комова, Елена Пронина. А музыка Чайковского и вовсе исполняется ими «а капелла». За этим — уникальная «штучная» работа заслуженного артиста РФ Олега Синкина, талантливого пианиста и композитора. И виртуозная игра музыкантов театра.

Иван Поповски, македонский «пришелец» на московской сцене, давно завоевал симпатии зрителя, которого, наверное, можно назвать элитарным, интеллектуальным… А точнее — исповедующим Театр, последовательно красиво, изобретательно и упорно выстраиваемый Поповски со времён его постановки цветаевского «Приключения». Это театр расширенного «полётного» сознания, синтезирующий в поисках собственной Оригинальной эстетики и гармонии поэзию, музыку, пластику, цвет, свет. Текст, слово здесь не доминируют (а в новом спектакле их нет вовсе), а если присутствуют, то не как набор, поток слов, обессмысленный, обесценен?ный и в жизни и в театре, а лишь в виде — настоящей, высокой поэзии. Поэзии в обрамлении музыки — таковы постановки в «одноимённом» Театре Елены Камбуровои: «Р. S. Грёзы?», «Абсент», «Капли Датского короля», «Счастливые дороги», «Антигона». Музыкальными инсталляциями, фантазиями и даже «концертами-галлюцинациями» называют иные из этих спектаклей, подыскивая адекватное имя излюбленному жанру театра, оригинальному, изысканному. Пересказывать «Времена? года?» — занятие неблагодарное. Это понимает и сам Иван Поповски: «Мне бы хотелось, чтобы вы, когда будете смотреть спектакль, расслабились и не пытались связывать концы с концами. Не мучьте себя разгадыванием. Отключите голову, положитесь на чувства — тогда самое главное вы сможете услышать, увидеть, почувствовать кожей. Если в конце спектакля или завтра утром у вас в голове сложится история — это будет только ваша история. Мою я вам не расскажу?».

И вправду, спектакль этот, короткий как вздох и воспринимаемый с лёгкостью, очень красивый, буквально радующий слух и глаз, не вмещается в привычные формулы, смысловые акценты в нём не расставляются послушно. Он - ни о чём и обо всём. Летят, пролетают, отлетают времена, и года, и века, сменяются и люди, и нравы. И чувства, некогда «похожие на нежные, изящные цветы», как говаривала чеховская героиня, сминаются жёсткими ритмами. А наивные как детские забавы, картинки в «волшебном фонаре», которые перелистываются, выстраиваются в мизансценах спектакля, подобны переливающейся калейдоскопической мозаике: одно движение, смена положений фигур, смена красок — вот и новый сюжет, номер в этом «концерте без слов». Точно листаешь старинный альбом, и лица на дагерротипах чисты и прелестны, и наряды изящны, и декорации"настольного театрика просты и органичны: зима, весна, лето, осень… А наивность, подчёркнутый «примитивизм» театральной «живописи» приправлены изрядной долей авторской милой иронии, юмора — чего стоят эти расторопные подручные, рабочие сцены, «дающие» то дождь, то снег, то гром, то листопад, то рыбок в пруду. К. финалу же пастораль сменяется, точнее, обрушивается на нас грохочущим, громадным, диссонирующим дымным мегаполисом, забавные костюмчики и белоснежные пышные юбки — серебристыми трико и брючными костюмами.
Есть такой традиционный упрёк искусству — в «уходе» от действительности, отрыве от реальности жизни. Этот спектакль в этом смысле идеален — он и впрямь властно и нежно отрывает и уводит нас за собой. А после возвращает обратно. Но уже чуть- чуть иными, быть может, лучшими?


Другие статьи

Другие статьи: 1 | 2


© 1996—2025 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100