|
Марина Райкина «Московский комсомолец», 19.05.2025 Одиннадцать Теркиных на одной сцене: состоялась премьера в Мастерской ФоменкоВ Мастерской Фоменко прошла премьера великой поэмы Твардовского«Переправа, переправа, берег левый, берег правый» или «Нет, ребята, я не гордый, я согласен на медаль» — кто не знает этих и других строк из великой поэмы Александра Твардовского «Василий Теркин». Литературный памятник русскому солдату неизменно появляется в афишах театров ко Дню Победы, относя постановки «Василия Теркина» в разряд детских спектаклей. Показанный в Мастерской Фоменко премьерный «Теркин» детским не назовешь.
Свой спектакль Федор Малышев, активно заявляющий о себе как интересный, со своим почерком режиссер, начинает неожиданно, как будто не фронтовую летопись солдата Теркина, а чеховских «Трех сестер » собрался поставить. Три актрисы в длинных строгих платьях (Александра Кесельман, София Лукиных, Наталья Мартынова), по возрасту и образу идеально расходящиеся на роли сестер Прозоровых, присели на подвешенном беленом брусе, что вытянулся на тросах по всей ширине сцены. Мечтательно и одновременно тревожно барышни вглядываются в темноту зала. Но вместо ожидаемого «В Москву! В Москву!» произносят «Теркин! Теркин!», начиная читать строки из поэмы Твардовского.
И тут же в здоровенной конструкции из серых досок, что возвышается за их спинами, чьи-то сильные руки изнутри откинут небольшие дверцы, и один за другим начнут появляться бойцы в солдатской форме. В продолжении стиха, что читали барышни, каждый уверяет, что, мол, Теркин — это он. И все одиннадцать как один — Теркины.
Из досье «МК»: Впервые солдат Теркин Вася (именно Вася) появился в 1939-м, во время советско-финской войны, в фельетонах, публикуемых в ленинградской газете «На страже Родины». Красноармейцы любили эти похожие на современные комиксы истории. Но все-таки по-настоящему популярным Теркин стал только в 1942-м, когда Александр Твардовский, военный корреспондент, написал первые главы. Каждая новая из-под пера поэта сразу уходила в набор и появлялась на страницах «Правды», «Известий», «Знамени». На фронте бойцы ждали очередного появления Теркина, и неудивительно, что, когда Твардовский попытался закончить поэму возвращением Теркина в строй после ранения, он стал получать письма читателей с просьбой не заканчивать поэму, пока идет война. В итоге заключительная глава «От автора» была написана в ночь с 9 на 10 мая 1945 года. Партийному руководству страны не нравилось, что в поэме нет упоминания о руководящей роли партии. Однако любовь народная к «Василию Теркину» настолько была велика, что еще до окончания поэмы Твардовский был удостоен Сталинской премии.
Надо сказать, что Федор Малышев, как мало кто, умеет поэзии дать сценическую жизнь, будто та только для подмостков и создавалась. В прошлом сезоне он это убедительно доказал Маяковским («Послушайте!») и Есениным («Пугачев»), а в этом вот выдал «Теркина». Все три воплощения сложных и мощных поэтических текстов дают представление о стиле молодого режиссера. Стиль очень мужской — лаконичный и строгий, где нет ничего лишнего, и нежность тоже с мужским характером. Где слово и музыка (композитор Рафкат Бадретдинов) друг без друга никак. Тут перебор частушки, плачи и колыбельные со словом как будто рифмуются. Музыка поет гармонью, гремит ложками, плачет виолончелью. В стиле режиссера и то, что массовые сцены — это не массовка, а сделаны скульптурными композициями.
Собственно, это явлено в первой же главе «Переправа»: она звучит не повествовательно с раздумчивой интонацией о пережитом, а действенно, но не иллюстративно. Когда обмякшее тело раненого героя бойцы передают с рук на руки, это напоминает Пьету, а теплый желтый свет (художник по свету Степан Синицын) только усиливает это впечатление. Метафора понятна и уместна — мучениками на войне были не маршалы.
В этой же сцене дощатая конструкция (художник Евгения Шутина) составлена из четырех подвижных секций, которые бесшумно разъезжаются и в сочетании с нижними дымами создают завораживающую картину ночной воды и… бойни на выживание. Сцена эта наполнена мощной внутренней энергией.
В «Теркине» персонажи не делятся на главных и второстепенных. Актеры поочередно становятся Теркиным — совсем молодой Василий, зрелый, худой или плотного телосложения, рослый или невысокий, кучерявый или даже с залысинами — все одно «парень хоть куда». В зависимости от историй очередной главы, сшитых одним полотном, — балагуром, гармонистом, находчивым подчиненным, народным умельцем. Собирательный образ героя у Малышева конкретно собран из актерских индивидуальностей — Анатолий Анциферов, Степан Владимиров, Дмитрий Захаров, Вениамин Краснянский, Максим Литовченко, Виталий Довгалюк, Дмитрий Рудков, Владислав Ташбулатов, Владимир Топцов, Павел Яковлев, Сергей Якубенко.
Реквизит в спектакле практически не предусмотрен. Предметами реквизита становятся сами артисты: один — часовым механизмом, который без инструментов чинит. А рядом прижимистая бабка (Наталья Курдюбова) со сковородой в руках и салом, которых тоже нет, а вроде как есть. Одна из барышень оборачивается смертью (София Лукиных), но не «косой», как называет ее герой, а очаровательной соблазнительницей бойца, истекающего кровью на снегу. Три женских образа с тихим многоголосием будут сопровождать мужчин, «живущих на войне». Очень точное определение у Твардовского — живущих вместо воюющих, оно и стало ключевым для Малышева при постановке спектакля.
Интересно, что зал слушает так внимательно, будто впервые слышит эти знакомые, затертые временем строки о войне. Стоит признать, что сегодня та война, 80-летней давности, воспринимается совсем иначе, чем пять и уж тем более десять, двадцать лет назад. Потому что вот она, новая, совсем близко, в новостях про беспилотники, которая так или иначе касается каждого.
В финале поэма вернется к тому, с чего началась: на беленом брусе, что вытянулся на тросах по всей ширине сцены, рядом с милыми барышнями сидит весь мужской состав «Теркина». Задумчиво так курит. А чуть впереди — автор «Теркина» (Карэн Бадалов) произносит, пожалуй, самые важные строки: Я мечтал о сущем чуде: Чтоб от выдумки моей На войне живущим людям Было, может быть, теплей.
После спектакля говорим с Федором Малышевым. — Сколько глав поэмы вошло в спектакль и по какому принципу ты их отбирал? — Все главы поэмы у меня задействованы, другое дело, что из какой-то главы мы брали просто четверостишие, из всех что-то брали, и по идее, в нашем спектакле весь «Теркин». Я использовал монтаж, поскольку у меня была идея повествование пропустить через образ трех женщин, которые ждут своих мужчин. И какие-то отрывки отдал им, а что-то — старшине, генералу, но так или иначе все главы использованы, пусть и не целиком.
— Почему «Теркин» начинается именно с главы «Переправа»? — «Переправа» — самый известный кусок поэмы, и хотелось начать именно с него, чтобы для тех, кому это еще знакомо, вспомнили об этом. А с другой стороны, хотелось принципиально по-другому решить эту сцену, где со временем сложились свои штампы. Хотелось показать, что это тяжелейшая для солдат работа и что в момент этой невыносимой работы они друг на друга смотрят и думают: «А что будет дальше?» Пытаются жить одним днем. И к тому же «Переправа» мне показалась наиболее интересной постановочно, мы ею долго занимались.
— Главное, ради чего ты взял поэму Твардовского? — Для меня были важны авторские слова в конце поэмы: «Я мечтал о сущем чуде,/Чтоб от выдумки моей/На войне живущим людям/Стало, может быть, теплей». И еще такие: «Разнеслась молва по свету,/Объявился старый друг./Ну-ка к свету, ну-ка вслух!» Хотелось сказать что-то теплое, доброе и утешительное. Про то, что даже в самые темные времена, и необязательно на войне, когда тебе совсем никак, в твоей русской душе загорается такой маленький светлячок, и ты думаешь: «Ничего, перетерпим, перетрем» — и идешь дальше. Вот эта тяга к жизни важна при любых обстоятельствах, юмор и теплота, которые спасут и перекроют любую гадость.
Источник: «Московский комсомолец»
Другие статьи- «Тёркин» в «Мастерской Петра Фоменко»: коллективное сознательное, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube.org», 27.06.2025
- В Мастерской Петра Фоменко дают спектакль «Тёркин», Анна Чепурнова, «Российская газета», 18.06.2025
- «Пугачёв», Валерия Сазонова , 16.06.2025
- Одиннадцать Теркиных на одной сцене: состоялась премьера в Мастерской Фоменко, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 19.05.2025
- Наука любви, Катерина Антонова, «Петербургский Театральный Журнал», 1.04.2025
- «Аркадия»: обратно к человеку, Наталья Витвицкая, «Ведомости», 21.03.2025
- Время не властно над чувствами, Лариса Каневская, «Мнение», 19.03.2025
- Суть вещей, Мария Хализева, «Экран и сцена», 12.03.2025
- В «Мастерской Петра Фоменко» вспомнили «Аркадию» Тома Стоппарда, Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 12.03.2025
- А был ли Байрон?, Наталья Шаинян, «Театрал», 4.03.2025
- Спектакль «Аркадия» в Мастерской Петра Фоменко, Анна Богатырева, «Porusski.me», 3.03.2025
- Поверить алгеброй «Аркадию», Марина Шимадина, «Коммерсант», 26.02.2025
- «Аркадия»: громкая премьера на сцене «Мастерской Петра Фоменко», Юлия Зу, «Musecube», 12.02.2025
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- Между волком и вошью, Татьяна Ратькина, «Театр To Go», 18.07.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?», Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунт, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Скифское буйство и нежное хулиганство: «Мастерская Петра Фоменко» выпускает «Пугачёва», «Театральный журнал», 13.06.2024
- «Послушайте!»: «Фоменки» о Маяковском, Юлия Зу, «Musecube», 19.09.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» Маяковский раздвоился, стал Лениным и Лилей Брик, Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 14.09.2023
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?, Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шума, Елена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!, Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду», Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизме, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Федор Малышев: «Я пытаюсь в каждой работе что-то разгадать», Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 06.2023
- Пищик для ума, Игорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрыт, Рита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко, Александра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чуме, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Рыцарь. Моцарт. Пир, Аврора Акопян, «Бес Культуры», 25.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии Пушкина, Ольга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- «Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии», Яна Жиляева, «Forbes», 22.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир», «ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям Булгакова, Ольга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра Фоменко, Юлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до рая, Игорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра Фоменко, Елена Шаина, «Театр To Go», 7.10.2020
- Наслаждение, которое мы заслужили, Алёна Витшас, «Русский блоггер», 8.11.2019
- Антиутопия под Монеточку, Анна Богатырева, «Porusski.me», 6.11.2019
- «Махагония» в Мастерской Фоменко: дорогу молодым, Юлия Зу, «Musecube.org», 6.11.2019
- Ммм… Ха, агония!, Елизавета Маркова, «Musecube.org», 21.10.2019
- Машина, которую мы собираем, Марина Токарева, «Новая гезета», 19.10.2019
- Как создавалась «Махагония» в Мастерской Петра Фоменко, «Esquire», 16.10.2019
- Мастерская и Маргарита, Ильдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те же, Юлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Проклятие вечного покоя, Илья Голубев, «Artifex.ru», 8.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко», Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяжения, Дарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боится, Виктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у Воланда, Евгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра Фоменко, Анна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?, Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережной, Анна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мастер и ученик, Марина Токарева, «Новая газета», 19.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина Агуреева, Вячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Не верю, Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 16.09.2018
- Полина Агуреева выступит в главной роли в премьере «Мастер и Маргарита», «РИА новости», 12.09.2018
- Фёдор Малышев: «Я не мог не рискнуть», Виктория Пешкова, «Ревизор.ru», 19.04.2018
- Мениппея, как и было сказано, Павел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра Фоменко, Лариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души», Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные души, Марина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестности, Дарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывы, Игорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки Собакевича, Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавала, Марина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантов, Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоится премьера спектакля «Души», «РИА Новости», 5.06.2017
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия», Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- Звезда по имени солнце, Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Федор МАЛЫШЕВ: «Хотелось сделать подпольный, гаражный спектакль», Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Самоистязание Достоевским, Елена Смородинова, «Эксперт», 26.11.2015
- Сон, который вы не забудете, Ольга Степанян, «http://www.dailyculture.ru», 23.11.2015
- Проповедь смешного человека, Наталия Писанко, «Метро», 17.11.2015
- Смешной человек, Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 15.11.2015
- Один длинный, один короткий, Дмитрий Быков, «GQ», 11.11.2015
- Смешной человек – это серьезно, Лариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 5.11.2015
- Рыбный день – это не только четверг, А. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в уху, Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской Фоменко, Лариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыд, Елизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителей, Григорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болоте, Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневности, Роман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государства, Ольга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?, Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии», Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия», Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра Фоменко, Анастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- Русские вопросы, Алексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Руслан и Людмила, Лариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской Фоменко, Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номер, Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Богатырская поэмка, Александра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Старый карла был не прав!», Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…», Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?, Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко», Григорий Заславский, «Независимая газета», 7.10.2013
- Не для всех, Анна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправления, Анна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Милый Египет вещей, Галина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Жалко чижика!, Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2013
- Театральный читальный зал, Анастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- «Египетская марка»: точно в стиль, Наталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- От фиоритуры к хрипу, Елена Дьякова, «Новая газета», 5.06.2013
- Эскапизм столетней выдержки, Елена Губайдуллина, «Газета.ru», 4.06.2013
- Шорохи и шепоты, Мария Седых, «Итоги», 3.06.2013
- «Твой брат, Петрополь, умирает», Ольга Егошина, «Новые Известия», 3.06.2013
- Чижик-Пыжик, где ты?, Анна Чужкова, «Культура», 31.05.2013
- В «Мастерской Петра Фоменко» держат «Египетскую марку», Марина Шимадина, «Известия», 30.05.2013
- В Мастерской Фоменко поставили «Египетскую марку» Мандельштама, Глеб Ситковский, «Ведомости», 30.05.2013
- «Старх берет меня за руку и ведет
», Нинель Шабалина, «Сцена, № 3 (83)», 2013
- Мерцающий отблеск дара, Ольга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Фоменковское счастье, Яна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- Неслучайный дар, Александра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутье, Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный набор, Елена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- Попытка эпитафии, Ксения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко», Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутье, Марина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителя, Алла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницы, Елена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Комедии народного потребления, Анна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…, Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредно, Олег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайный, Марина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на Набокова, Алла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героев, Григорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дар, Николай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко», Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Большие надежды, Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 8.08.2012
- Феномен «фоменок» как явление, А. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра Фоменко, Марина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок», Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vu, Роман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказке, Григорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vous, Анна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву», Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здорово, Ольга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vous, Марина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Игра в классика, Мария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциаций, Елена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние люди, Ольга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vous, Галина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних вод, Елена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с Тургеневым, Анна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумы, Елена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигрались, Наталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |