|
Наталья Витвицкая «Ведомости», 15.03.2024 Евгений Каменькович: «Театр должен развиваться вместе с новой драматургией»Худрук Мастерской Петра Фоменко о настоящем и будущем театральной РоссииРежиссер и педагог Евгений Каменькович с 2012 г. руководит Мастерской Петра Фоменко – легендарной театральной площадкой, отметившей в 2023 г. свое 30-летие. За годы своего существования Мастерская неоднократно становилась лауреатом театральных премий «Золотая Маска», «Чайка», «Гвоздь сезона», участвовала в венецианском Биеннале, фестивале в Авиньоне, фестивале в Линкольн-центре в Нью-Йорке и др. Спектакли-легенды Мастерской — «Волки и овцы», «Семейное счастие», «Война и мир», поставленные ее основателем Петром Фоменко – десятилетиями собирают аншлаги.
Среди самых ярких работ самого Каменьковича — «Язычники» по Яблонской в Театре им. М. Н. Ермоловой, «Горбунов и Горчаков» по Бродскому в «Современнике», «Самое важное» по Шишкину, «Улисс» по Джойсу, «Двадцать третий» по Ремарку в Мастерской Петра Фоменко. Каменькович известен любовью к «большой прозе», он берется за самые несценичные произведения, благоволит новой драме. А его режиссуру отличает неспешность, ироничность, тонкое чувство слова и пристрастие к театральному гротеску.
В интервью «Ведомостям» Евгений Каменькович рассказал о том, зачем ему понадобилось менять действо гоголевской комедии Женитьба в своей недавней премьере — спектакле Совершенно невероятное событие, как ему удается сохранять наследие Петра Фоменко, а также где он ищет новые идеи для постановок.
Где Гоголь, там всегда мистика
- Вы редко ставите хрестоматийную классику, всегда выбираете редкие названия. А в феврале выпустили Совершенно невероятное событие по Гоголю. Как случилось, что пришло время Женитьбы? — Это длинная история. Начнем с того, что без Гоголя, возможно, Мастерской Петра Фоменко и не было бы. Когда все мы были молоды, ничего, кроме театра никого из нас не интересовало. В этот самый прекрасный период в жизни Сергей Васильевич Женовач поставил с фоменками Владимира III степени. Спектакль стал легендой. Олег Павлович Табаков, который надо заметить, не писал рецензий, написал статью про нашего Владимира. Уникальный случай. С тех пор Гоголь нас не отпускал. Позже Петр Наумович Фоменко выпустил спектакль по черновикам второго тома Мертвых душ — Чичиков. Мертвые души, том второй. Там была сцена, которая, на мой взгляд, должна войти во все учебники режиссуры, когда Гоголь (его блестяще играла Галина Тюнина) в финале укачивал Чичикова, как ребенка. Была в нашей биографии и радио-авантюра по Гоголю, когда мы за три дня репетиций сделали радиоспектакль по Женитьбе. Несколько лет назад Федор Малышев поставил спектакль …Души, в котором очень много интересных открытий. Дама, приятная во всех отношениях, например, решена как Панночка, Коробочка в исполнении Розы Шмуклер выглядит совершенно как fame fatal, а старый кучер Селифан – молодой герой, читающий письма автора. В общем, Гоголь в Мастерской Фоменко всегда сопровождался открытиями. Это никогда не повтор чего-то, что уже было. О Женитьбе же речь шла давно, но поставить ее сейчас предложила Мадлен Джабраилова. Я с Мадлен не репетировал с 2006 г., со времен спектакля Самое важное. За эти годы в ее жизни много чего произошло, в частности она стала педагогом во ВГИКе. И когда у нас начались репетиции, я поразился ее педагогическому мастерству. Мадлен оказала мне неоценимую помощь: пока я кричал, ругался, она тихонечко помогала всем, особенно молодым артистам. У меня возникало ощущение, что она знает выход из любой тупиковой ситуации на сцене. В составе Женитьбы она единственная из тех, кто играл во Владимире III степени. И что-то она притащила в наш спектакль оттуда: например, позаимствовала знаменитые ругательства вроде сморчки кроткобрюхие, еще и своих добавила (смеется). Еще одна ее затея – выдающийся выход к зрителю. Ее сваха врывается в зал, идет по рядам и попутно раздает свои визитки с точным адресом на Гороховой улице. Такими же равновеликими помощниками для меня в этой постановке стали Юрий Буторин, который играет Кочкарева, и Иван Вакуленко, которому досталась роль Подколесина. Помимо того, что Иван композитор, у него явный драматургический дар и прямо-таки биологическое чувство словесности. У меня не поворачивается язык сказать, что у Гоголя были недоработки, но в пьесе все-таки есть места, которые мы деликатно усовершенствовали.
- Что получилось в итоге? У Гоголя ведь всегда есть второй план, и не только внешний сюжет про сватовство здесь важен. — Да, безусловно. Но сватовство – сюжет актуальный во все времена. Главной героине — Агафье Тихоновне 27 лет (по нашим меркам, это как 47). Ее отец купец третьей гильдии, а значит человек с достатком. Здесь мы обострили предлагаемые обстоятельства. Добавили к их имуществу салон венчальных платьев и фотоателье. Сам дагерротип был запатентован в Париже в 1839 г., а в Петербурге первые фотомастерские появились в начале сороковых. Женитьба, которую Гоголь начал писать в 1833 г., была опубликована в 1842. Вывод – у купцов Купердягиных вполне могло быть свое фотоателье.
- Откуда возникла идея с фотоателье и почему это было для вас важно? — На предыдущем курсе нашей с Дмитрием Крымовым Мастерской в ГИТИСе учился Сергей Окунев (сейчас он в режиссерской магистратуре). В качестве одной из самостоятельных работ он показывал отрывок из Женитьбы, в котором Подколесин видел в фотоателье бесконечное количество невест. Мы эту идею модернизировали – мне показалось правильнее, что фотографируют не невест, а женихов. И во втором акте, когда Агафья пытается выбрать, какой жених ей ближе, она выбирает их по фото. Где Гоголь, там всегда мистика. А искусство дагерротипа оно абсолютно мистическое. Кстати, такие дагеротипические фотографии, оказывается можно изготовить и сегодня. Что мы и сделали специально для спектакля. В этом нам помог фотограф Иван Михайловский. Я первый пожертвовал собой. Это что-то завораживающее, настоящий ритуал: сначала тридцать минут ты должен сидеть, не шелохнувшись, потом при тебе все это проявляют на стекле… Наш художник Ирина Корина поняла, как сильно меня это увлекло, и помогла воплотить идею на сцене.
- Вы впервые работаете с Ириной Кориной. Почему выбрали именно ее в качестве сценографа? — Она потрясающая: принимала участие в многочисленных выставках, преподает в Школе Родченко, в магистратуре ГИТИСа. С ней было чертовски интересно работать. Я человек театрального производства, а она – художник в глобальном смысле слова. И она, как-то совсем по-другому мыслит.
- Как вам кажется, Петру Наумовичу Фоменко понравилась бы ваша Женитьба? — Петра Наумовича предугадать было невозможно. Он никогда ничего не запрещал, но если ему что-то в театре не нравилось, все без слов это понимали.
Весь дух Фоменко в этом
- Незримый дух мастера, как говорят поклонники Мастерской, присутствует в театре, несмотря на то, что вы не раз говорили, что не являетесь продолжателем традиций Фоменко. Вы сами это ощущаете? В чем это проявляется? — Это трудный вопрос. Прежде всего, в людях. Безусловно Мадлен Джабраилова является продолжателем традиций Фоменко. А также Юрий Буторин и Иван Вакуленко – это ребята из первого стажерского набора, они репетировали с Петром Наумовичем. Алексей Колубков – наследник по прямой: именно Леша ввелся в Семейное счастие после ухода из театра Сергея Тарамаева. Федор Малышев пришел в театр, когда был жив Фоменко, но не репетировал с ним. Тем не менее, на наших семейных капустниках именно Федор, по-моему, лучше других чувствует фоменковский дух и ведет фоменковскую линию. Может быть, потому что он очень музыкальный. А как говорил Мейерхольд – режиссер обязан быть музыкантом. Петр Наумович точно им был. Так слышать все, так ставить интонации как Фоменко, не умел, наверное, никто! Еще мне кажется, что никто так не копался в человеческих взаимоотношениях, как это делал Фоменко. Мы стараемся продолжать это делать в меру своих сил. В труппе много людей-нутрянщиков, как я их называю. Это Галина Тюнина, сестры Кутеповы, Полина Агуреева, Карэн Бадалов, Кирилл Пирогов, Евгений Цыганов. Все это лучшие ученики Фоменко.
- Что отличает их и вообще всех фоменок от любой другой труппы в России? — Тем, что они до сих пор вместе. Поверьте, такое количество лет прожить вместе непросто. Многие не выдерживают. А мы уже 30-летие отметили. Еще, я надеюсь, нас отличает перфекционизм. Не люблю это иностранное слово, но не знаю, каким аналогом его заменить. Ну, допустим, дотошность. Например, Мадлен Джабраилова весь свой реквизит в спектакле придумала сама. Она играет в Совершенно невероятном событии сваху. И я очень люблю сцену, когда она из сумки вытаскивает саквояж, из саквояжа ридикюль, из ридикюля коробочку, из коробочки почему-то утку, из утки почему-то пудреницу, потом карточки женихов и так далее (смеется). Это не просто критический или психологический реализм, весь дух Фоменко в этом. Он в той необъяснимой мистике, без которой не только Гоголем, но и театром заниматься невозможно.
- Ваш любимый спектакль у Фоменко и почему? — Семейное счастие Льва Толстого. Петр Наумович так расставил акценты, что смотреть на сцену и не думать про собственную жизнь невозможно.
- Волки и овцы – легенда вашего театра, идет на сцене уже больше 30 лет. Вы не отпустили этот спектакль или он вас? — Это целиком заслуга нашего директора, Андрея Михайловича Воробьева. Он сражался за спектакль отчаянно, несмотря на мнение скептиков. В сердцах он любит повторять, что если у нас все будет плохо, будем каждый день играть Волки и Овцы, и тогда снова станет хорошо. (смеется) Спектакль уникальный, штучный. После трагической гибели Юры Степанова, все думали, что играть мы его больше не будем. В этом была невероятная мудрость Петра Наумовича – позвать на роль, которую играл Юра, Алексея Колубкова. Он смог в этот спектакль войти, повторить рисунок роли и очень много добавить от себя. Потом настал момент, когда актрисы спектакля стали убеждать меня, что их возраст ролям больше не соответствует. Галина Тюнина поступила мудрее остальных, никому не мешая и не привлекая внимания, организовала ввод Марии Андреевой на свою роль Глафиры. Карэн Бадалов очень трогательно передал роль Илье Любимову, буквально каждый сантиметр ему показал. А поскольку Илья человек харизматичный сам по себе, мне кажется, мы получили нового роскошного Беркутова.
- Что делает этот спектакль вечно живым? — Рисунок ролей, который выстроил Фоменко. Там нет грандиозных декораций, пышных костюмов, великого музыкального решения. Только отношения между людьми. Островский — это наш Шекспир. И сегодня, во времена товарно-денежных отношений, Волки и овцы звучат особенно актуально и свежо. Пьесу много кто ставил и ставит, в Москве можно увидеть десятки версий. Нашу, мне кажется, отличает то, что это Островский, сделанный, как Тургенев. Ни одной жирной краски, только лирика и нежность.
Жизни не хватит все это поставить
- Что в планах Мастерской на этот сезон и на следующий? — На Старой сцене ориентировочно — в мае сыграем Божественную комедию Данте. Только такой, по-хорошему сумасшедший человек, как Юрий Титов, наш актер и режиссер, мог на подобное решиться (смеется). С ним вместе работает художник Мартын Степанов, выпускник нашей Мастерской в ГИТИСе. Это их второй совместный спектакль. Первым был очень удачный Подарок по Мопассану. Божественная комедия — очень непростая работа, осложненная тем, что нет современных переводов. Честно говоря, я не верил, что они добегут до конца. Но, кажется, Юрий нашел нужный ход. Впрочем, не буду раскрывать карты. На лето в планах — совсем рисковая затея. Федор Малышев ставит есенинского Пугачева. Сценограф – Евгения Шутина, о которой мне рассказал мой любимый театральный художник Александр Боровский. Женя с последнего выпуска Олега Шейнциса, очень важного человека для русского театрального искусства. У нее на сайте можно посмотреть все работы. Они потрясающие. Осенью, надеюсь, Иван Поповски приступит к репетициям спектакля по Достоевскому. Название пока не скажу.
- И Юрий Титов, и Федор Малышев – актеры Мастерской, не режиссеры. Такую модель – ставить в театре своими силами — многие критикуют. — Я внимательнейшим образом смотрю за тем, что и как происходит на режиссерском факультете, и вообще стараюсь смотреть все премьеры в Москве, то есть знаю всех. Как только мне покажут нового молодого гениального режиссера – я тут же приглашу его к нам, как делал это и ранее. Кирилл Вытоптов, к примеру, поставил у нас Мамашу Кураж, Олег Глушков – Моряки и шлюхи, Егор Перегудов — Опасные связи. Крымов, как только освободился от работы в Школе драматического искусства, сразу поставил у нас Дон Жуана. А то, что ставят артисты, не знаю, чем это плохо? Это же все выстраданное и потому — живое. Нам в наследство досталось гениальное изобретение Фоменко – вечера проб и ошибок, когда артисты театра показывают самостоятельные работы, этюды, эскизы. Чему-то из этого потом дается ход, рождается спектакль. Мастерская Фоменко, наверное, один из немногих театров, который поддерживает любую инициативу снизу.
- В целом из чего складывается сейчас репертуарная политика Мастерской? — Когда меня спрашивают об этом, я рассказываю одну историю. Как-то раз на сборе труппы Рустэм Юскаев — один из основоположников нашего театра — спросил у Петра Наумовича, что мы будем ставить. Петр Наумович ответил: У меня есть список! И тут же продиктовал 40 названий. На следующий год Рустэм его уже не спрашивал (смеется). Это я к тому, что портфель спектаклей, о которых мечтается, у нас внушительный. Жизни не хватит все это поставить.
- Почему в репертуаре Мастерской не так много современной драматургии, которой вы так благоволите? — Не секрет, что новую драматургию в этом театре любит один только Каменькович (смеется). Если серьезно мы надеемся, что замечательный современный автор Ольга Мухина про нас не забудет и напишет новую пьесу специально для Мастерской. Я лично читаю пьесы Любимовки и всех драматургических конкурсов, которые у нас существуют. Внимательно слежу за Николаем Колядой и его школой. Удивлен, почему Коляде до сих пор не дали Нобелевскую или хотя бы государственную премию. Он породил огромное количество прекрасных драматургов. Как никто другой в стране. Другое дело, что сейчас в большинстве случаем новые пьесы остаются в подвалах, в маленьких театрах. Я категорически с этим не согласен. Мне кажется, театр должен развиваться вместе с новой драматургией.
- Вы один из немногих режиссеров, кто ходит на премьеры коллег. Что это вам дает, какие выводы вы можете сделать о состоянии российского театра сегодня? — Мы уникальная страна, в которой больше тысячи театров. И, в основном, государство содержит все эти театры. Поверьте, такого нет нигде в мире. Театр жив! И если начальство перестанет реагировать на доносы, то будет еще живее. Я не понимаю, почему из-за писем совершенно посторонних людей сегодня могут закрыть спектакль. Очень не хочется возврата к цензуре, делать из театра агитационную машину глупо.
- А какая роль у театров сегодня? Изменилась ли она в последние годы? — Роль театра, она с одной стороны, вроде никогда не меняется, а с другой — меняется все время. Театральная эстетика меняется каждые пять лет. Так говорил наш учитель Гончаров. Хотя я думаю, меняется еще чаще.
Сегодняшняя театральная молодежь — пытливая
- Вы преподаете больше 40 лет. Какие на ваш взгляд существуют проблемы в театральном образовании? — Бесконечное число платных школ и техникумов, которые выпускают огромное количество актеров. Я, наверное, не имею права говорить, я в этих заведениях не был, но моя интуиция подсказывает, что это невозможно. Как и соотношение – 5 мальчиков и 55 девочек на курсе. Это позорит театральное образование, и я не знаю, что с этим делать. Мне могут ответить, люди платят деньги, имеют право. Но совесть какая-то должна быть. Кроме того, я ратую за институт вольнослушательства. Пусть не очень большой, но он нужен. В жизни бывают разные обстоятельства, кто-то захотел поменять профессию, кто-то наоборот понял, что театр не его. Мне кажется, в театральном образовании, как в спорте, должен быть дублирующий состав.
- Что сейчас происходит в вашей гитисовской Мастерской. Что это за ребята — ваши ученики, которых называют камни? По какому критерию вы их отбираете? Что их объединяет? — Для меня главное, что ребята были талантливыми и разными. Много лет не могу хорошего толстяка найти (смеется). Баскетболистов много хороших, а толстяка почему-то нет. Я не боюсь возрастных людей. А с недавнего времени еще и гендерного перекоса. В этом году взял в режиссерскую группу на бюджетные места только девочек. Предыдущие годы я женщин уничтожал, как мог, но с каждым новым набором это получалось все хуже (смеется).
- Как и в чем повлияли на вас ваши ученики, чему вы у них научились? — Бесстрашию. Они не боятся отсекать в классике второстепенное. Я сам раб текста, мне это сложно. Но жизнь идет вперед, и идет стремительно. Раньше в шахматы играли четыре часа, а сейчас 15–20 минут от силы. Времени нет ни на что. Я не утверждаю, что надо ставить короткие спектакли, но надо уметь слышать время.
- Что вообще думаете о нынешнем молодом поколении — актерах, режиссерах? Какое будущее у театра в широком смысле этого слова с этим поколением? — Сегодняшняя театральная молодежь — пытливая, рисковая и образованная. Интернет в этом смысле дает большие возможности. Я, когда поступал в ГИТИС, был наивным до неприличия. И когда я смотрю на тех, кто приходит поступать, не перестаю удивляться уровню их подготовки. Все прошли через студии, кружки, молодежные театры. Жизненного опыта, конечно, не хватает, но он неизбежно придет. А пока у них есть самое главное – знания и талант. И если ребятам не обрежут крылья, смею верить, что у российского театра большое будущее.
Другие статьи- Наука любви, Катерина Антонова, «Петербургский Театральный Журнал», 1.04.2025
- «Аркадия»: обратно к человеку, Наталья Витвицкая, «Ведомости», 21.03.2025
- Время не властно над чувствами, Лариса Каневская, «Мнение», 19.03.2025
- Суть вещей, Мария Хализева, «Экран и сцена», 12.03.2025
- Слишком иллюстрированный Стоппард, Майя Одина, «Экран и сцена», 12.03.2025
- В «Мастерской Петра Фоменко» вспомнили «Аркадию» Тома Стоппарда, Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 12.03.2025
- Математика, любовь и смерть: в «Мастерской Петра Фоменко» представили новую «Аркадию», «mos.ru», 7.03.2025
- А был ли Байрон?, Наталья Шаинян, «Театрал», 4.03.2025
- Спектакль «Аркадия» в Мастерской Петра Фоменко, Анна Богатырева, «Porusski.me», 3.03.2025
- Поверить алгеброй «Аркадию», Марина Шимадина, «Коммерсант», 26.02.2025
- «Аркадия»: громкая премьера на сцене «Мастерской Петра Фоменко», Юлия Зу, «Musecube», 12.02.2025
- Только черепаха знает всю правду о Байроне, Мария Позина, «Метро», 11.02.2025
- «Аркадия» Тома Стоппарда. Мастерская Фоменко. Новая Сцена. Режиссер Евгений Каменькович, Никита Балашов, «Ревизор.ru», 11.02.2025
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышло, Елена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не торт, Наталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- «Женитьба» Гоголя на сцене: Агафья Тихоновна Купердягина желает познакомиться с дворянином с серьёзными намерениями, Мария Позина, «Metro», 9.04.2024
- Совершенно невероятное событие, Наталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоателье, Татьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX века, Вячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- Евгений Каменькович: «Театр должен развиваться вместе с новой драматургией», Наталья Витвицкая, «Ведомости», 15.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денег, Александра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра Фоменко, Никита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовь, София Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- По мотивам Гоголя и Шекспира: главные театральные премьеры весны 2024 года, Наталья Ртищева, «Forbes», 1.03.2024
- Зрителей возвращают в старину, Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на коне, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный брак, Наталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу», Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба», «ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие», Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- В «Мастерской Фоменко» случится «Совершенно Невероятное Событие» по Гоголю, Елена Алдашева, «Театръ», 6.02.2024
- «Я совершил должностное преступление», Екатерина Кострикова, «Театральный журнал», 10.2023
- Боль и радость двадцать третьего года, Мария Музалевская, 10.2023
- В Воронеже показали пятичасовой спектакль по роману Пастернака, Надежда Роготовская, «Горком36», 15.09.2023
- «Суметь сохранить себя». «Доктор Живаго» в Воронеже, Наталья Андросова, «De Facto», 11.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго», Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Спектакль «Двадцать третий», Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая страна, Елена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотреть, Наталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохе, Татьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской Фоменко, Татьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко», Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажу, Ольга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится год, Дарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- «Двадцать третий»: драма безвременья в жанре кабаре, Ксения Стольная, «Ведомости», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий», Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелиск, Марина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- На одном дыхании актеров и зрителей, Дмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск», Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелиска, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий», Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра Фоменко, Валерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре Ремарка, Ольга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера по роману Ремарка «Чёрный обелиск», «ОТР», 10.02.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» покажет новый спектакль «Двадцать третий» по роману Ремарка, «ТАСС», 10.02.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости», Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023
- «Чающие движения воды»: хроники праведника, Вячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказка, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- «Сердце чисто созижди во мне». Чарующие Фоменки в спектакле «Чающие движения воды», Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 18.02.2022
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра Фоменко, Наталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Собрать мир, расколотый надвое, Елена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Стихи играют в жизнь, Нина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- Пастернак для сцены, Григорий Соловьев, «Zond-новости», 16.04.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго», Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Живой Доктор Живаго, Елизавета Маркова, «Musecube», 18.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко), Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмостки, Вероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей», Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго», Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Дочь Сергея Бодрова-младшего дебютировала в театре, Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 1.03.2021
- «Я ими всеми побежден, и только в том моя победа»., Елена Шаина, «Театр To Go», 26.02.2021
- Евгений Каменькович ставит в «Мастерской Фоменко» «Доктора Живаго», Елена Алдашева, «Театр.», 18.02.2021
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами», Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Сегодня нет храбрости в том, чтобы показать, как мы живем. Задача – чтобы человек посмотрел внутрь себя», Денис Сутыка, «Культура», 26.02.2020
- Пошли на «Подвиг»? , Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Вечные Авгиевы конюшни, Тамара Эйдельман, «Эхо Москвы», 5.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпе, Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- «Моя конюшня с краю». В Мастерской Петра Фоменко поставили «Седьмой подвиг Геракла», Александра Сидорова, «Бизнес FM», 4.02.2020
- В “Мастерской Петра Фоменко” сыграют первую пьесу Рощина, Елена Алдашева, «Театр», 30.01.2020
- «Любая готовая формула существует для того, чтобы ее разрушить», Ольга Романцова, «Культура.рф», 9.10.2019
- Премьерный пасьянс, Елена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Мир не делится на черное и белое, Виктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!, Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?, Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследия, Людмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцы, Лариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Евгений Каменькович: «Я предлагал сыграть Лира Андрею Гончарову и Петру Фоменко», Виктория Пешкова, «Культура», 15.03.2019
- Шах белому королю, Виктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Шумит ветер приключений, Екатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской Фоменко, Андрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?, Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира», Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерах, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на Волге, Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Чёрный язык нетерпимости, Илья Голубев, «Artifex.ru», 26.02.2019
- Что вышло из «ничего», Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко», «Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый король, Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова Шекспир, Юлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии Шекспира, Дарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папаша, Наталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- «Мастерская Фоменко» представит «Короля Лира» в постановке Каменьковича, «РИА новости», 12.02.2019
- На том и этом свете вы не курите, дети!, Анна Богатырева, «Porusski.me», 22.08.2018
- Счастливы вместе, Наталья Шаинян, «Российская газета», 2.08.2018
- В Мастерской Фоменко закурили все, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 20.07.2018
- Нелёгкое дыхание, Ольга Дашковская, «Вести образования», 19.07.2018
- Смертельная дуэль с курением героя нашего времени, Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 18.07.2018
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра Фоменко, Лариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- Летняя премьера в «Мастерской Петра Фоменко», Марина Абрамова, «Ревизор.ru», 7.07.2017
- Три золотых аиста на лазоревом поле Фракасса, Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 12.06.2017
- В «Мастерской Фоменко» танцуют, фехтуют и поют, Дарья Борисова, «На западе Москвы», 1.06.2017
- «Любое назначение в сфере искусства не может быть как раньше, чтобы кто-то сверху назначил», Анастасия Каменская, «Коммерсантъ Lifestyle», 31.10.2016
- Евгений Каменькович: «Как всякий крупный писатель, он немножко пророк», Елена Губайдуллина, «Современная драматургия № 4 (окт.-дек.)», 10.2016
- Пассажиры «Последнего троллейбуса», Ольга Фукс, «Театральная афиша», 05.2016
- Волемиру мир, Зоя Апостольская , «Российская газета», 16.03.2016
- Жил да был за углом Волемир, «Культура», 15.03.2016
- Явление Волемира, Юрий Векслер, «Радио Свобода», 3.03.2016
- Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математики, Алексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016
- Евгений Каменькович: «Мы не задавались целью развенчивать шестидесятников», Алла Шендерова, «TimeOut», 10.02.2016
- Звездное небо внутри холодильника «ЗИС-Москва», Елена Дьякова, «Новая газета», 3.02.2016
- О, засмейтесь, смехачи, Нинель Исмаилова, «Сцена», 02.2016
- «Мастерская Фоменко» впервые представит пьесу Горенштейна «Волемир», «РИА Новости», 30.01.2016
- «Театральный мир замер в ожидании нового героя», Алексей Крижевский, «http://moslenta.ru», 15.12.2015
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфы, Ольга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Евгений Каменькович: в «Мастерской Фоменко» не вывешивают приказы, а отправляют в путешествие, Ирина Алпатова, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Евгений Каменькович: «Не надо серьезно к себе относиться», Марина Токарева, «Новая газета», 28.07.2015
- Рыбный день – это не только четверг, А. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в уху, Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Неоконченная пьеса, «Театрал», 30.03.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской Фоменко, Лариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыд, Елизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Страх внутри, «Эксперт», 7.03.2015
- Страх — внутри, «Эксперт», 7.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителей, Григорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болоте, Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневности, Роман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государства, Ольга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?, Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии», Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Проверка на стыд: «Современная идиллия» в Мастерской Петра Фоменко, Сергей Багулин, «Buro 24/7», 21.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия», Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра Фоменко, Анастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- «Цель творчество само…», Сергей Лебедев, «Современная драматургия», 01.2015
- Возвращение царя в головах, Елена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- Русские вопросы, Алексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Парящие над сценой, Ирина Корнеева, «Российская газета», 10.11.2014
- Старший сын, Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазах, Анна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние», Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Пять троп «фоменок», Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской Фоменко, Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номер, Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Гиганты как люди, Ирина Корнеева, «Российская газета», 29.04.2014
- Вилла масок, Роман Должанский, «Коммерсант», 28.04.2014
- Гиганты горы, Елена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Гиганты горы, Елена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…», Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- «Это такое мощное знание, которое сидит во всех театральных людях», «Афиша», 12.02.2014
- Этот красноречивый шершавый язык цифр, Ольга Егошина, «Новые Известия», 6.02.2014
- «Фоменки» 20 лет спустя, Марина Шимадина, «Театральная афиша», 01.2014
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Вырыпаева, Дарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева, «Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпах, Вера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Евгений Каменькович: нет новой драмы, есть хорошая и плохая, Вера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Взгляни на арлекинов на красном колесе, Елена Дьякова, «Театр (№ 13-14)», 11.2013
- Наше всё, Татьяна Власова, «Новые Известия», 29.08.2013
- Старая сцена Мастерской Фоменко закроется на ремонт в 2014 году, «Лента.ru», 28.08.2013
- «Мастерская П. Фоменко» готовит в новом сезоне творческие новинки, «РИА-новости», 28.08.2013
- Премьерными постановками порадует поклонников в новом сезоне «Мастерская П. Фоменко», Валерия Бабушкина, «ИТАР-ТАСС», 28.08.2013
- Мастерская Петра Фоменко открывает новый сезон, а на старой сцене начинает капитальный ремонт, Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 28.08.2013
- Кто кого любит?, Игорь Вирабов, «Российская газета», 9.08.2013
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправления, Анна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Милый Египет вещей, Галина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Режиссер Евгений Каменькович «Я не могу быть продолжателем Петра Наумовича», Жанна Тевлина, «Театрал», 3.06.2013
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко», Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Евгений Каменькович рассказал о «Моряках и шлюхах», «http://www.teatral-online.ru», 14.12.2012
- Мерцающий отблеск дара, Ольга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Режиссер Евгений Каменькович: «Безболезненно уничтожить репертуарный театр не получится! Кто-нибудь обязательно повесится…», Олег Вергелис, «Зеркало недели. Украина», 16.11.2012
- Неслучайный дар, Александра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутье, Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Наследник по прямой, Роман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2012
- Подарочный набор, Елена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- «И корабль плывет»: рецензия на спектакль «Дом, где разбиваются сердца», Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Театральный режиссер Евгений Каменькович: «Что сделать, если проза сильнее драматургии?», Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Время собирать… пробки, Ирина Моргулева, «Калининградская правда», 21.09.2012
- «Самой страшной нашей проблемой будет нежелание трогать фоменковские спектакли», Елена Губайдуллина, «Известия», 19.09.2012
- Петр Фоменко: сороковины, Марина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Застряли в пародии, Алена Карась, «Российская газета», 18.09.2012
- Попытка эпитафии, Ксения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко», Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутье, Марина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителя, Алла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницы, Елена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко на перепутье, Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Комедии народного потребления, Анна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…, Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредно, Олег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайный, Марина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на Набокова, Алла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героев, Григорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дар, Николай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко», Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носом, Яна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Занавес. Истории любви, Ольга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Одиссея одного «Улисса», Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2012
- Феномен «фоменок» как явление, А. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Классика взяли за жабры и вывезли на море, Петр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 7.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра Фоменко, Марина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок», Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vu, Роман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказке, Григорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vous, Анна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву», Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здорово, Ольга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Игра в классика, Мария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциаций, Елена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние люди, Ольга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vous, Галина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних вод, Елена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с Тургеневым, Анна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумы, Елена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигрались, Наталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011
- Ученики мастерской Фоменко по-хулигански отчитаются «Вешними водами», «РИА-Новости», 21.10.2011
- Дом, собирающий сердца, Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 06.2011
- Продолжения следуют, Елена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щи, Ирина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!, Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутся, Марина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и Тоби, Ольга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятся, Елена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и после, Григорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожидания, Наталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- Колесо обозрения, Светлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Наши в Дублине, Борис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Разговор об эпохе, Мария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- Рыжий, Мария Хализева, «TimeOut (№ 17)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий», Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки Рыжего, Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили», Екатерина Васенина, «Новая газета», 2.04.2010
- Борис Рыжий в театре Фоменко, Марина Тимашева, «Радио Свобода», 26.03.2010
- «Рыжий»: back to the USSR, Алена Данилова, «Ваш досуг», 20.03.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустя, Алексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Бывают странные сближенья
, Татьяна Круковская, «Сцена, № 2 (64)», 2010
- «Не потеряйтесь!», Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- В ритме Джойса, Сергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дня, Марина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романа, Галина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечность, Алена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса», Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина, «Итоги», 9.02.2009
- «Публика уходит так мне и надо!», Алла Шендерова, «Коммерсант-Власть», 9.02.2009
- Два слова о вечности, Алена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным», Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко», Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко», Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным», «Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романа, Роман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый Улисс, Алена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссею, Алла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?, Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая Улисса, Ольга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слой, Дина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Трудная роль Полины Кутеповой, Скибюк Серафима, «Дни.ru», 2.02.2009
- «Улисс» Джойса в постановке Каменьковича, «Новости Культуры (телеканал «Культура»)», 2.02.2009
- «Это Джойс во всём виноват
», «Радио Культура», 2.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» показала «Улисса», «Московский комсомолец», 2.02.2009
- «Улисс» дебютировал на российской сцене, «OpenSpase.ru», 2.02.2009
- Берег утопии, Дмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Самое важное, Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Краткий курс модернизма, Роман Должанский, «Коммерсант Weekend», 30.01.2009
- Одиссея одного Улисса, Алла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Одиссея по Джойсу, Марина Токарева, «Новая газета», 28.01.2009
- Улисс, Елена Груева, «TimeOut», 22.01.2009
- Арденский лес Петра Фоменко, Алла Шевелева, Анастасия Иванова, Лариса Каневская, «Станиславский № 23», 09.2008
- ЕВГЕНИЙ КАМЕНЬКОВИЧ: Все самое интересное происходит на третьем этаже ГИТИСа, Светлана Полякова, «Культура», 29.05.2008
- Ученик чародеев, Екатерина Васенина, «Новая газета», 22.05.2008
- «Во всем виноват Табаков», Светлана Полякова, «Газета.ru», 14.03.2008
- Евгений Каменькович: А был ли кролик?!, Алла Шендерова, «Ваш досуг», 12.01.2008
- Сказка о дружбе, Елена Губайдуллина, «Театрал», 1.10.2007
- Не возвращайтесь к былым возлюбленным
, Григорий Заславский, «Независимая газета», 14.09.2007
- Аксенов ковчег, Ирина Алпатова, «Культура», 13.09.2007
- Бочкотара, куда несешься ты?, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 12.09.2007
- Тары-бары в бочкотаре, Глеб Ситковский, «Газета», 12.09.2007
- Тара для счастья, Ольга Егошина, «Новые Известия», 11.09.2007
- Фига без кармана, Марина Давыдова, «Известия», 11.09.2007
- Кантовать и перекантовывать, Алла Шендерова, «Коммерсант», 10.09.2007
- Тюльку затарь, адъюнкт, Олег Зинцов, «Ведомости», 10.09.2007
- Не ко времени, Дина Годер, «Время новостей», 10.09.2007
- Возрождение легендарного спектакля, «ТВ-Центр», 7.09.2007
- Бочкотара навсегда, Степан Поляков, «ВАШ ДОСУГ», 21.06.2007
- Трепет молодых, Ольга Егошина, «Новые известия», 9.04.2007
- Трепет молодых, Ольга Егошина, «Новые Известия», 9.04.2007
- Вожатый, Алла Шендерова, «Настроение», 03.2007
- Всем поклон, С. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Самое важное, Елена Ковальская, «Афиша», 1.12.2006
- Учитель словесности, Сергей Конаев, «Ведомости», 1.12.2006
- Игра в игру, Елена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачут, Марина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Певица и толмач, Галина Облезова, «Новое время», 26.11.2006
- Проза жизни, Алла Шендерова, «Ваш досуг», 24.11.2006
- «Фоменкам» удалось самое важное, Юлия Черникова, «Утро.ру», 23.11.2006
- Право на въезд, «Итоги», 20.11.2006
- Лучшая литература, Маргарита Удовиченко, «Финанс № 45 (182)», 20.11.2006
- Жизненно важное, Алена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- На рандеву с вечным, Алексей Мокроусов, «Новое время», 19.11.2006
- Трудности перевода, Алексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении Кутеповой, Елена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волос, Ольга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный рай, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни виться, Марина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули время, Глеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапках, Ольга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном», Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишу, Олег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касание, Дина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- В «Мастерской П. Фоменко» поставили «Самое важное», Григорий Заславский, «Радио «Маяк»», 13.11.2006
- Самое важное, Кристина Матвиенко, «Time Out Москва», 8.11.2006
- Взрослые игры, Татьяна Сошникова, «Профиль N44 (505)», 11.2006
- Воздушный Шоу, Сергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сирен, Дина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
, Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры, «Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война полов, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчег, Екатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкция, Григорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ноги, Роман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все дома, Олег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждать, Марина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Слишком красиво, Александр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидали, Глеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулкане, Ольга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Да-да, нет-нет Оли Мухиной, Константин Александров, «dellAPT», 1.10.2001
- Москва слезам не верит, Юрий Алесин, «www.MoscowOut.ru», 1.10.2001
- Чай, кофе, потанцуем, Антон Красовский, «Независимая газета», 27.09.2001
- Молодая кровь, Григорий Заславский, «Русский журнал», 26.09.2001
- А у нас в квартире газ, Марина Давыдова, «Время Новостей», 25.09.2001
- Разбиваются сердца под воздействием винца, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 25.09.2001
- Из жизни шпрот, Алексей Филиппов, «Известия», 24.09.2001
- Куда летим, командир?, Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 21.09.2001
- Время Ю, Ирина Корнеева, «Время МН», 20.09.2001
- Львы зимой, Наталия Каминская, «Культура», 21.09.2000
- Не теряя осанки, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.09.2000
- Один день из жизни «Табакерки», Елена Ямпольская, «Новые Известия», 14.09.2000
- Мелисса и Эндрю, Алексей Филиппов, «Известия», 14.09.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красном, Алла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театр, Алена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чай, Ольга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цвета, Светлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторика, Марина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- Чужие, Елена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветах, Ирина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quo, Екатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как дети, Марина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодраме, Нина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовища, Елена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары», Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Варвары и варварши, Мария Седых, «Общая газета», 13.01.2000
- Горький в стиле Чехова, Майа Одина, «Сегодня», 11.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев», Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без героя, Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторов, Павел Руднев, 01.2000
- Пять пудов любви, Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварство, Алексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Премьеры у Табакова, Роман Должанский, «Коммерсант», 28.01.1998
- Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Пётр Фоменко, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, 05.1993
- Мастера «Мастерской Фоменко», Мария Хализева, 1993
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |