In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли

Тёркин


Приречная страна


Аркадия


Свет­лые души, или О том, как на­пи­сать рас­сказ


Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена



Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на июль
Репертуар на август
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ


©  Сергей Петров
Мамаша Кураж
Бертольт Брехт

«Хочешь завтракать с чертом, готовь длинную ложку» — эта пословица была для Брехта смыслообразующим эпиграфом к «Мамаше Кураж…». Брехт писал о неизбежности последствий, неизбежности расплаты за общение с такой слепой и страшной стихией, как война. Он хотел сделать пьесу-предупреждение, но «писатели не могут писать с такой быстротой, с какой правительства развязывают войны: ведь чтобы сочинять, надо думать… „Мамаша Кураж и её дети“ — опоздала», — вспоминал драматург. Пьеса была закончена в 1939 году, когда уже началась Вторая Мировая война.

В спектакле Кирилла Вытоптова Мамаше Кураж ни к чему «длинная ложка», она не может «учиться на своих ошибках», потому что она не помнит и не может помнить. Это не маркитантка, которая бредет со своей повозкой за линией фронта и торгует сапогами, водкой и патронами. Это насекомое, приколотое булавкой в Нигде, за пределами жизни. «Мне кажется, что я торгую смолой в преисподней», — говорит Кураж. Наверное, так и выглядит ад. Здесь нет ни зла, ни добра, а борьба за банку консервов «батальнее» любого военного сражения. Потому что войны здесь тоже нет, есть только её приметы, какие-то звуковые волны, голоса, пробивающиеся из рации — свои, чужие, не все ли равно? Есть только повсеместная жажда наживы, которая приобретает подчас черты булимии. 

Вы можете найти отзывы зрителей о спектакле на нашем форуме по хэштегу #мамашакураж.

В спектакле у Вытоптова нет знаменитой повозки, которая обычно появляется в постановке «Мамаша Кураж» в разных сценографических решениях. И «Мамаша Кураж» у него не странствует за воюющими полками. Война здесь сама к ней приходит. Пьеса Брехта такое традиционное прочтение, оно построено на том, что война убивает и кормит людей одновременно. И то, и другое неизбежно. Повезло не столько тому, кто выжил, столько тому, кто умер более-менее сытым.
Ольга Федянина, «Коммерсант Weekend»
Кутепова играет слабую женщину, хоть и авантюристку со стажем, которой хочется быть и красивой и любимой, — а мужчины только и знают, что скрывают за ней то неугодную веру, то преступные деньги, или того хуже — предлагают невозможный выбор — личное счастье или материнский долг. А она талантливо приспособилась выживать, но все-все отнимет война, крадя детей по одному — подло и беспощадно.
Елизавета Авдошина, «Независимая газета»
…режиссер вместе с актерами пытается возразить самому способу презентации брехтовских персонажей — они ищут детали, интонации и даже, страшно сказать, психологические мотивировки.
Роман Должанский, «Коммерсант»
Брехт получился нашим, русским, когда отчаянно не хочется ужасаться идеям абстрактной всепоглощающей войны, и только очищающая сила образа страдания поднимает в нас убеждение — война расплачивается людьми.
Елизавета Авдошина, «Независимая газета»
Кирилл Вытоптов показывает свою чуткость и изобретательность, однако не склонен к прямым публицистическим выпадам — оттого и непременные брехтовские зонги, словами которых положено беспощадно хлестать зал, здесь превращены в музыкальные номера, стилизованные то под джазовую импровизацию, то под зажигательное фламенко, то под официозную советскую песню. Адресат спектакля «Мастерской П. Фоменко» тем не менее ясен — это человек, живущий сегодняшними тревогами.
Роман Должанский, «Коммерсант»
Это и есть — война. Не краткий эпизод разрушения, а перманентная невозможность жизни.
Елизавета Авдошина, «Независимая газета»

Премьера: 18 мая 2016 г.

Продолжительность: 2 часа 30 минут с 1 антрактом

Цена билетов: от 1000 до 20000 руб.


ПостановкаКирилл Вытоптов

Сценография и костюмыНана Абдрашитова

Художник по светуВладислав Фролов

ПереводСоломон Апт

Аранжировка музыкиНиколай Орловский

Музыкальный руководительМарина Раку

МузыкаПауль Дессау

ПластикаВладимир Беляйкин

Педагог по жестовому языкуАлексей Знаменский

Педагог по фламенкоЛюдмила Тюсенкова

РедакторМария Козяр

Помощник режиссераОльга Лопач



Действующие лица и исполнители:

Анна Фирлинг
по прозвищу Мамаша Кураж
Полина Кутепова

Катрин Гаупт
её немая дочь
Вера Строкова

Эйлиф Нойоцкий
её старший сын
Дмитрий Рудков,
Борис Яновский

Швейцеркас
её младший сын
Николай Орловский

Иветта ПотьеРоза Шмуклер

ПоварАмбарцум Кабанян

Полковой священникДмитрий Рудков

ВербовщикАнатолий Анциферов

ФельдфебельИгорь Войнаровский

ШпикАнатолий Анциферов

ПолковникИгорь Войнаровский

«Ребёнок»Роза Шмуклер

«Принц»Анатолий Анциферов

СолдатНиколай Орловский

КрестьянинАнатолий Анциферов

КрестьянкаРоза Шмуклер

МузыкантыЕва Бреннер,
Евгений Алтудин
(Театр Камбуровой)
,
Савва Блинников,
Степан Владимиров ,
Антон Сергеев,
Дмитрий Карев

В спектакле раньше играли:

Катрин Гаупт
её немая дочь
Ирина Горбачёва

Полковой священникВладимир Топцов

МузыкантыСергей Багин,
Анастасия Бурмистрова,
Алексей Соколов,
Елена Барскова,
Михаил Волох


Огромная благодарность Вере Камышниковой
©  Сергей Петров

Фотоальбом:




Видеотека:

Пресса



© 1996—2025 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100